Доставка по-новому 155 дней назад (20 апреля 2018)



Человек — такое ленивое животное, которое очень любит комфорт, получать всё сразу и поскорее. И на этих наших свойствах построен бизнес астрономического количества компаний, предлагающих всевозможные услуги. В том числе, услуги по доставке еды.

Человеку, который впервые придумал доставлять за деньги готовые блюда, нужно поставить памятник: не нужно никуда идти, что-то готовить самому, тратя на это немало времени и сил. Причём сегодня самостоятельные шедевры кулинарии могут обходиться дороже, чем готовые и с доставкой на дом. Многие десятилетия пиком высоких технологий в этой сфере был заказ по телефону. Потом появился интернет, и заказывать еду к своему порогу стало ещё удобнее. Но технологии и выдумка желающих обогатиться на человеческой лени не стоят на месте. Что ещё интересного придумано, чтобы можно было с минимум усилий порадовать желудок?

Сейчас кафе или ресторану уже мало просто предложить услугу доставки своих блюд. Конкуренция в сфере общепита велика, а когда дела в экономике идут не очень, люди начинают экономить на таких приятных вещах, как заказ на дом мидий в сливочном соусе из ближайшего ресторанчика. К тому же заведения общепита часто становятся заложниками своего местоположения: жители окружающих домов могут не обеспечивать необходимой для выживания выручки, предпочитая закупаться в низкосортных сетевых продуктовых магазинах. Так что чем больше потенциальных клиентов узнают о твоей забегаловке, тем больше вероятность пережить тяжёлые времена. Поэтому и возникают сервисы, предлагающие доставку блюд из различных заведений, многие из которых никогда бы не охватили большую аудиторию

Вслед за Икаром

Но такие сервисы — это, по сути, лишь результат грамотной оптимизации бизнес-процессов. С точки зрения технологий тут всё привычно: сайт и колл-центр для приёма заказов, база данных партнёров в разных городах и вышколенная курьерская служба. Куда интереснее проекты по доставке еды роботами и дронами. Хотя и дроны нам уже не в новинку: за последние годы в разных странах проводилось несколько экспериментов по доставке «винтокрылыми». Например, доставляли по воздуху еду американская компания 7-Eleven и вездесущая Amazon (впрочем, у последней планы гораздо шире).

Компания Foodpanda, предлагающая услугу доставки еды двух десятках стран, в марте прошлого года пообещала в скором времени организовать доставку дронами в Сингапуре. Согласно расчётам, «летающие официанты» помогли бы сократить длительность выполнения заказов в среднем с 60-70 минут до 30. Увы, но пока что Foodpanda не удалось доказать слова делом. Новозеландское подразделение Domino’s Pizza тоже отметилось промороликом с дронами-пицценосителями, но почему-то дальше этого дело не пошло, хотя в Новой Зеландии сейчас разрешена коммерческая доставка дронами.



У нас тоже три года назад «Додо Пицца» попробовала такой инновационный способ доставки. Увы, но на экспериментах пока всё застопорилось. И причин тому множество, от технологических до социальных и юридических.



В России всё больше ужесточаются правила пользования дронами: каждое устройство тяжелее 250 грамм должно быть зарегистрировано, на каждый сеанс полёта необходимо заранее подавать заявку с указанием маршрута, и так далее. К тому же в городах для дронов несметное количество препятствий — провода, птицы, столбы, деревья, плотная застройка, не говоря уже о трудностях и рисках при посадке. А уж какое это раздолье для злоумышленников всех мастей — замаскировать свой девайс под дрона ближайшей забегаловки, и делать свои тёмные дела у всех на виду. Наконец, жителям верхних этажей вряд ли понравится, что мимо их окон курсируют дроны с коробками: «А может он в это время через окно меня голым снимает?!». Нет пока решения и для проблемы краж и вандализма в отношении дронов. Кстати, обратите внимание, что в обоих предыдущих роликах дроны не садились, а спускали груз на бечёвке. Это уменьшает риск аварии при посадке и вероятность кражи дрона ушлым покупателем или прохожим.

Тем не менее, возможность сэкономить на зарплате курьерам и увеличить скорость доставки заставляет бизнес активно лоббировать доставку дронами. А мы, любители вкусно поесть у себя на дому, ждём и надеемся. Как ни крути, а дроны - воздушные, наземные и водные - это неизбежное будущее, которое нужно не отрицать, а начинать «осваивать». К счастью, у нас с этим не всё глухо: в январе этого года Минтруда официально зарегистрировал профессию «Оператор беспилотного летательного аппарата». Также до конца 2018 года планируется проработать законодательную базу для легализации грузовых перевозок дронами. Вряд ли в ближайшие годы нам стоит ожидать появления автоматических дронов-официантов, как у Amazon, но всё начинается с малого.



Твари земные

Роботам и дронам подвластно не только небо. Кто сказал, что доставлять вкусняшки можно только по воздуху? Уже есть ряд проектов по созданию роботов-курьеров. Например, робот, созданный стартапом Starship, похожий на гибрид мультиварки и лунохода, способен не только доставлять пироженки по окрестностям, но и выполнять роль вашего персонального носильщика. Он умеет приезжать в назначенное место по расписанию, а также следовать за хозяином как верный шерпа.



Кстати, Starship совместно с Mercedes-Benz предложили интересную идею: в обычный микроавтобус загружается несколько роботов, машина приезжает в какой-то район, роботы выезжают по аппарели, развозят заказы по близлежащим адресам и автоматически возвращаются в микроавтобус. Прекрасное воплощение идеи ракеты-носителя с разделяющейся боеголовкой.



У компании Yelp есть сервис с говорящим названием Eat24. Совместно со стартапом Marble они реализовали экспериментальную доставку еды большим роботом-комодом на колёсах.



Заказав доставку, вы дожидаетесь робота, вводите на клавиатуре присланный вам код и достаёте вожделенную пищу богов. После чего устройство отправляется по следующему адресу — ведь в нём может ехать сразу несколько заказов.



Схожую концепцию реализует в своём роботе-курьере и стартап Dispatch, который в прошлом году привлёк через краудфандинг $2 млн.



Австралийское подразделение Domino’s Pizza в прошлом году представило робота DRU — Domino’s Robotic Unit — автоматическое устройство для развоза пиццы. Хотя это больше похоже на разовую промо-акцию, однако робот выглядит вполне работоспособным вариантом. А уж по дизайну самый приятный среди всех роботов-официантов.



Конечно, наземные роботы лишены многих недостатков, свойственных дронам. Но при этом они гораздо уязвимей. Во многих городах и весях сначала украдут сумки из роботов, потом снимут с них шины, а пустые ёмкости набьют мусором. Или пьяные гопники будут на них кататься. Трудно не согласиться с тезисом, что роботы-официанты пока что годятся для использования только в социально благополучных районах, закрытых посёлках и отелях.

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!