Роберт Фултон – человек и создатель парохода 269 дней назад (24 февраля 2018)



Изобретатель, вошедший в историю как основоположник коммерческого пароходства, родился на небольшой ферме в Литл Бритейн, Пенсильвания 14 ноября 1765 года.


Детство, как и у многих других известных людей, выдалось у Роберта нелегким: в три года он потерял отца. В многодетной семье ему пришлось скоро взрослеть, становится самостоятельным и много учиться. Особенно отлично у Фултона получалось рисовать.

Спустя некоторое время, Роберт начал зарабатывать этим на хлеб - он писал портреты и пейзажи на заказ, делал чертежи домов и различных механизмов. Затем он покинул свою маму трех сестер и брата, перебравшись в Филадельфию. Впрочем, о родственниках отзывчивый Роберт никогда не забывал, исправно отправляя им деньги, которых, к слову, он получал немало. Грамотный чертежник в период расцвета инженерной мысли был на вес золота.

В 1785 года он накопил достаточно, чтобы купить собственную ферму в Хопуэлле, куда переехала вся его семья. Живя и работая в Филадельфии, Фултон познакомился с Бенджамином Франклином и другими видными публичными деятелями. В 23 года Роберт решил посетить Европу.

Наладив переписку с Бенджамином Уэстом, Роберт получил от него приглашение пожить в его доме в Англии, где инженер, в конечном итоге, оставался несколько лет. Кисть художника по-прежнему кормила Фултона, постоянно экспериментировавшего с механическими изобретениями, которые он сам же разрабатывал. Роберт получил патент на дноуглубительную машину и другие изобретения.

В 1797 году он оправился в Париж, где уже был хорошо известен как талантливый инженер. В Париже Фултон изучал французский и немецкий языки, а также химию и математику. Здесь же он начал проектировать торпеды и подводные лодки. Кроме того, Роберт познакомился с Джеймсом Рамзи, изобретателем из Вирджинии, который еще в 1786 году руководил постройкой первого парохода в Шепердстауне.

Им было, о чем побеседовать, ведь четыре года назад Фултон загорелся идеей собственного парохода. Проект предлагался правительству Британии и США, но обе страны решили, что такие инновации нецелесообразны. Великобританию больше интересовали морские торпеды, а Соединенным Штатам вообще было не до этого – устанавливали порядок и государственность.

Примерно в это же время Фултон получил заказ от Наполеона Бонапарта на создание первой подводной лодки. Роберт назвал свое детище «Наутилус» (потом это имя позаимствует Жюль Верн). К 1800 году лодка успешно прошла испытания, однако на вооружение так и не была принята.

В этом же году Фултон встретился с Робертом Р. Ливингстоном, который был назначен послом США во Франции. К этому времени Штаты кое-как утрясли вопросы собственного формирования, поэтому Ливингстон предложил Фултону поработать на страну. Роберт тут же предложил дипломату построить пароход и попробовать запустить его на Сене.

Затея оказалась изнурительной. Изобретатель перебрал несколько различных материалов для корпуса, чтобы добиться водостойкости, делал чертежи и создавал различные модели, пока не остановился на одном из вариантов. Первые испытания парового судна с размерами двадцать на два с половиной метра прошли неплохо, правда, после них пришлось восстанавливать и укреплять корпус. 9 августа 1803 судно развило скорость 4,8-6,4 км/ч против течения, прежде чем пошло ко дну. Это был провал.

Однако вместо того чтобы опустить руки, Фултон заказал новый паровой двигатель с большей мощностью, а в связи с вынужденным перерывом решил устроить личную жизнь. В 1806 году инженер женился на Гарриет Ливингстон, племяннице Роберта Ливингстона.

Новый коммерческий пароход Роберта, получивший название «North River Steamboat», отправился в первое плавание 17 августа 1807 года. Судно, к которому позже прилипло имя «Clermont» (так называлась усадьба Ливингстона), успешно перевез пассажиров из Нью-Йорка (New York City) в Олбани (Albany). 240 км пути были преодолены за 32 часа.

Строительство 44-пушечного военного парохода Фултона, «Demologos», началось в 1814 году. Этот проект для нужд ВМС США был закончен уже после смерти Фултона. Инженер скончался в Нью-Йорке, 24 февраля 1815 года, от туберкулеза.

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!