Лифт: история подъема 234 дня назад ( 2 сентября 2017)

Рассказываем историю Элиша Грейвса Отиса, которого в нескольких источниках называют изобретателем лифта, на самом деле ситуация обстояла немного не так.



Лифт считается одним из величайших изобретений человечества. Сами посудите: человек весом 70 кг при ходьбе по горизонтальной поверхности со скоростью 5 км/ч затрачивает за 10 минут 41 ккал, а при ходьбе вверх по лестнице за те же 10 минут он расходует 223 ккал. Представляете, как увеличиваются энергозатраты для подъема наверх?

А если у человека вес далеко за 100 кг? Даже если не учитывать обувь, то на одной еде разориться можно. И человечество уже с самого начала развития цивилизации стремилось облегчить передвижение в вертикальном направлении.

Материальные свидетельства постройки лифтов отмечены уже в древнем Риме, в Колизее на нижних этажах (гипогеи) сохранились остатки опор шахт, в которых находились подъемные механизмы, приводимые в движение рабами. Также в древнем Китае, в Азии, в средневековой Европе довольно много письменных и материальных свидетельств постройки подъемников, приводимых в движение рабами и животными. Но все это были единичные конструкции, основной проблемой было отсутствие простого движителя, рабов и ослов на всех не напасешься. И лифты оставались простой игрушкой для очень богатых людей, пока на свет не появился массовый паровой двигатель.

Впервые применение парового двигателя для лифта зарегистрировано в 1800 году в Америке, на шахте по добыче каменного угля, с этого момента отсчитывается эпоха коммерческой эксплуатации лифтов. А в 1835 году паровые грузовые лифты начали применяться и на английских промышленных предприятиях.



Но это все промышленное применение лифтов, в жилых домах лифты до определенного времени так и не применялись из–за нескольких очень весомых причин:

1. Необходимость постоянно держать паровую машину включенной, так как процесс запуска паровой машины весьма долог. Для предприятий это не было недостатком, ведь на предприятии лифт работает постоянно, однако для жилого здания, где лифт требуется эпизодически, такой режим неприемлем.

2. Очень большой шум, производимый паровой машиной. Одно дело, когда мимо тебя, делая «чух–чух», в клубах пара проплывает и уходит вдаль паровоз, это очень мило и вызывает чувство гордости за технический прогресс, другое дело, когда свист пара раздается у тебя под окнами в режиме 24 на 7.

3. Безопасность. Первые лифты вообще не обладали никакими системами безопасности и обрыв тросов или канатов приводил к падению кабин лифтов, которые почти всегда заканчивались смертью едущих на них или стоящих под ними. Да, на заводах и шахтах владелец предприятия был вынужден платить двойную плату рабочим за риск, связанный с падением лифта.

Третий пункт был наиболее важен, если с двигателем вопрос как–то решался по мере развития отрасли, то вопрос безопасности очень сильно тормозил внедрение лифтов в жилых зданиях. И тут простому американскому механику Элише Отису пришла в голову замечательная мысль.



Элиша Грейвс Отис (Elisha Graves Otis, 1811 - 1861) хоть и считается изобретателем лифта, но на самом деле он изобрел не лифт, а систему остановки лифта в шахте при обрыве каната/троса. Случилось с ним это озарение в 1852 году, когда он переехал в Нью–Йорк и устроился на работу на мебельной фабрике. В истории есть мнение, что Отис был свидетелем происшедшей на фабрике трагедии, когда оборвался трос грузового лифта, поднимающего на второй этаж доски для кроватей, и внизу погибли рабочие. Эта трагедия и подтолкнула Отиса на разработку механизма безопасности для подъемника.

Через год Элиша Отис основал Otis Elevator Company и стал продавать свои безопасные подъемники. Дела поначалу шли с большим скрипом. Только к 20 сентября состоялась первая продажа, некий Бенджамин Ньюхаус, владелец мебельной фабрики на 275 Гудзон–стрит в Нью-Йорке, приобрел грузовой лифт Отиса. Цена лифта составила $300 (примерно $30000 сейчас), но таких денег у покупателя не было, и Отис даже принял в качестве частичной оплаты несколько пушек (время такое было, свободное, эти пушки можно было потом перепродать). Всего в 1853 году было продано три лифта, на этом продажи остановились, несмотря на печатную рекламную компанию фирмы Отис, где говорилось «Двенадцать человек погибли в этом городе (Йонкерс, штат Нью-Йорк) в течение четырех лет на обычных лифтах, но ни один не погиб, используя лифты компании Отис». И до середины 1854 года продаж не было, совсем. И тут Отис придумывает вещь, которая позже назовется «одной из гениальнейших рекламных кампаний».



Итак, первая Всемирная ярмарка в Нью–Йорке, проходившая с 1853 по 1854 годы в New York Crystal Palace (выставку посетило в общей сложности 1,1 млн. человек): в главном зале Отис размещает свой лифт. На лифт грузят ящики, бочки, сам Отис встает на платформу и лифт начинает подниматься. Во время подъема он многословно рассказывает зрителям принцип работы механизма безопасности. А затем, когда лифт поднимается примерно на 10 метров, он дает команду своему помощнику, и тот саблей перерубает трос. Общий вопль зрителей, лифт начинает падение, но через полметра с лязгом останавливается. Отис снимает цилиндр, раскланивается и под аплодисменты толпы говорит свою знаменитую фразу: «Господа, все абсолютно безопасно!».



Этот трюк Отис проделывал неоднократно, и он стал одним из хитов выставки. Само собой, продажи от такой эффектной презентации резво пошли вверх - в этот год продалось 7 лифтов, в 1855 году уже 15 лифтов, да и дальше продажи увеличивались с каждым годом. Увы, в 1861 году в возрасте 50 лет Элиша Отис умер, но его дело подхватили сыновья, очень и очень успешно, и сегодня оборот Otis Elevator Сompany составляет 12 миллиардов долларов, а количество сотрудников превышает 62 тысячи человек.

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!