Пять причин почему не стоит переезжать из Ставрополя в Манчестер 16 октября 2018

Нина Торф / текст



Из чужой тарелки еда почему-то всегда кажется вкуснее. Подобные чувства большинство из нас испытывает к месту проживания. Ни раз убеждалась в этом лично, слышав от окружающих
восторженные истории о том, как хорошо где-то там за морями, горами и и океанами и как здорово было бы взять и сорваться куда-нибудь. О том, почему не стоит менять Ставрополь на Манчестер расскажет вам человек живущий на две страны и пять городов.





 


Простор
Знаете, если вы обладатель собственной жилплощади хотя бы в 50 кв. метров, то в глазах среднестатистического англичанина вы – счастливчик и буржуй. У моей бабушки есть дом в одном из сёл Ставропольского края, с земельным участком, небольшим садом с яблоневыми деревьями. Так вот, в Манчестере такой дом могут позволить себе только футболисты. Ну или Абрамович.



  


Погода
Угадайте, почему каждый третий англичанин лысый, а практически каждый второй ребёнок болеет рахитом. Правильно, одна из причин – нехватка элементарного солнечного света и соответственно витамина Д. Перестаньте жаловаться на переменчивость погоды и постоянные ветры и туманы. Погода везде переменчива, везде есть ветер, а туманы в Ставрополе вообще не туманы. Вам повезло! Как минимум вы не полысеете в 30 лет от нехватки солнечного света.




 


Красивые женщины
Давайте не будем вдаваться в историю патриархата в нашей стране и почему женщины исторически вынуждены выбивать себе место под солнцем за счёт преимущественно внешних данных. По факту: в России (и в странах СНГ) самые красивые женщины. А такому количеству красивых женщин в Ставрополе удивляется даже заезжий россиянин, что уж говорить о неизбалованных красотой европейцах.




 


Еда
Перед тем как вернуться обратно в Манчестер, я была вынуждена набрать пару лишних килограммов, в этом мне помогли хачапури из «Лаваша» и Хинкальной №1. Мои попытки насытиться кавказкой кухней не привели к успеху, знали бы вы с какой тоской я вспоминаю сочный, ароматный шашлык, шаурму на «Тухаче» и хрустящую корочку аджарских хачапури. Британская еда невкусная, даже сами подданные Её Величества с этим согласны и поэтому с радостью заимствуют кухню разных стран мира. Но ресторанов грузинской кухни в Манчестере нет. И это боль.



 


Цены
Килограмм картофеля – от 140 рублей, литр молока – от 190 рублей, килограмм куриного филе – от 800 рублей. Паста Карбонара в маленьком кафе на окраине Манчестера – 1 100 рублей, в центре города – 2 500 рублей. Проезд на трамвае (действителен в течение часа) – 500 рублей, минимальная стоимость такси UBER – 1 100 рублей. Маникюр в парикмахерской возле дома – 2 500 рублей, в центре – от 8 000, покрасить волосы – продать почку. Детский сад (шесть часов пять дней в неделю) – от 12 0000 в месяц. Квартира 62 квадратных метра на окраине Манчестера – 140 000 000 рублей. Коммунальный платеж на двух взрослых около 50 000 рублей в месяц + муниципальный налог и налог на телевизор. Комментарии излишни.

Есть миллион причин, почему стоить любить свой город, своих соседей и свою семью. Благодарю каждого жителя Ставрополя, повстречавшегося мне в период визита за то, что влюбили в свой город. Жду в гости в Манчестере!

Евгения Ясинская. Роскошь быть собой 16 октября 2018

Екатерина Красса / интервью
Виктория Брежнева, Александр Белозеров, из личного архива Евгении Ясинской / фото


Какая же порой услада остаться наедине с собой в суете рабочих будней, какая радость быть с теми, кто действительно дорог. Как же приятно и просто улыбаться в ответ на искренние улыбки и уметь улыбаться в первую очередь самому себе.

Об искусстве быть честными с самим собой и своей жизни Евгения Ясинская – руководитель салона красоты «ХЛОЯ» – делится в этом интервью.




Как бы вы описали своё отношение к жизни?
– Живу я очень просто: занимаюсь тем, что мне нравится, провожу время с теми, кого уважаю и люблю, путешествую в своё удовольствие, когда чувствую в этом потребность, и не жду попутчиков. Ко всему в своей жизни я отношусь легко, ведь мне ничего «не упало на голову», я это прожила и для этого работала. И никто не будет спорить, что наши достижения – это, как правило, результаты труда, беспрерывного самообразования и реальных усилий. Я часто говорю, что нельзя однажды проснуться и стать косметологом, например.

Евгения, а как вы выбрали свою профессию?
– В медицинскую академию я поступила по воле родителей, за что сейчас им безумно благодарна, как занимаюсь любимым делом. В студенческие годы я ещё грезила стать криминалистом, но вселенная распорядилась иначе и выбрала мне другую профессию на букву «К». А косметология напрямую связана с эстетикой, к которой я тяготела всю свою осознанную жизнь: красивые люди, красивая одежда и обувь, красивые дома и скамейки.

Я работаю косметологом уже более 16 лет. На рассвете моей карьеры инъекционная косметология только обосновывалась в Ставрополе, и я была в числе первых, кто получил необходимое образование и занялся практикой в этой области. Какое счастье, что силиконовые губы остались в прошлом и мир узнал о гиалуроновой кислоте.

После университета я долгое время работала наемным сотрудником в эстетических центрах и теперь благодарна каждому работодателю за свой личный и профессиональный опыт. Но однажды просто пришло время идти дальше и реализовывать свои амбиции. Сейчас я открыла салон красоты «ХЛОЯ», каждый сантиметр которого я просто обожаю. Коллектив, оборудование, интерьер – всё то, что я хотела, и так, как я представляла. «ХЛОЯ» является частичкой меня, моим воплощением даже, наверное (улыбается). К своей работе я отношусь очень ответственно и всегда прихожу вовремя. Ежедневно клиенты говорят мне, чего хотят: пухлые губы, острые скулы, убрать морщинки и т.д., а я как добрая крёстная фея исполняю их желания, избавляю от проблем и дарю красоту.



Клиент всегда прав?
– Нет. Клиент, безусловно, может иметь своё мнение, как и я, но моя задача как врача не спорить, а помочь и направить в нужное русло. Часто случается, что клиент просто недостаточно осведомлен в каком-то вопросе или обладает ложными знаниями из сетей, но достаточно это обсудить со специалистом и проговорить детали на консультации, как вопрос тут же решается.

А каким всё-таки вы были ребёнком?
– Нормальным активным ребёнком: я лазала по гаражам, падала с крыш, расписывала гуашью двери соседей (из эстетических побуждений, конечно). С раннего возраста, лет с шести, меня перестало интересовать мнение большинства. Это не значит, что я плевала на нормы и правила, нет. Просто мне всегда хватало смелости поступать так, как именно я считала правильным, и слушать свою совесть и следовать своим личным жизненным ориентирам.

Я до сих пор не умею «дружить за конфеты». В моём близком кругу люди абсолютно разного социального статуса и из разных сфер деятельности, а деньги для меня определяют только уровень жизни, а не уровень развития человека или его личностные качества.



А вы хороший друг?
– Думаю, что да. Ради настоящих друзей я готова на множества безумств, потому что я знаю, что каждый из них сделал бы для меня то же самое.

Что вы больше всего цените в людях?
– Искренность... Душевность... Человечность... Я не приемлю лицемерия ни в каком виде, а удивить меня можно только настоящими и искренними отношениями. Разочаровываюсь в человеке я только однажды и сразу же вешаю на дверь с его именем в моей душе огромный амбарный замок, а также не вижу смысла в прощении предательства. Я, к счастью, не имею улыбаться, когда это нужно и кому нужно, но это мне и нравится в себе. Честность с собой – это основа моего мироощущения. Будьте честны с собой, и вселенная подарит вам тысячу шансов и возможностей быть самыми счастливыми на свете. Например, сейчас я счастлива в своих личных отношениях, где ощущаю себя максимально комфортно и знаю, что это взаимно. Мы вместе делаем всё, что взбредёт в голову, это настоящий кайф. Это доверие, уважение, романтика, приключения – головокружительный микс действительно прекрасных отношений между мужчиной и женщиной.

Как вы относитесь к слухам и сплетням?
– Это же неотъемлемый атрибут жизни успешного человека в небольшом городе. Мне повезло, у меня к этому всему какой-то врожденный иммунитет, поэтому я никогда не интересовалась подробностями историй о себе и не вдавалась в дискуссии о ком-то другом. У меня правда интересная жизнь, которую просто жалко тратить на бесполезное сотрясание воздуха. Конфиденциальность к тому же – важная часть моей профессиональной жизни.



Каким должен быть ваш отдых?
– Мой отдых должен быть вне города, где не работает телефон и где моя голова свободна от забот. На месте, куда я отправлюсь отдыхать, мне интересны экскурсии и пешие прогулки. Я обожаю ходить пешком по новым городам, мне кажется, это лучший способ познакомиться с архитектурой, национальными особенностями, узнать быт. Обычно какую-либо страну я посещаю дважды: первый раз с гидом, который все показывает и рассказывает, а на второй раз уже придумываю себе маршруты самостоятельно, исходя из впечатлений от прошлой поездки.

Каждый год я посещаю Италию, именно эту страну я выбрала себе для полного ознакомления, так сказать. Каждый раз я приезжаю и смотрю новые города и на данный момент я освоила эту страну уже на две трети.

Я влюблена в Италию: климат, язык, архитектуру, инфраструктуру, местный колорит и культуру. А среди городов мои фавориты Ницца, Рим и Флоренция. Там я готова была гулять часами, а Рим я, кажется, знаю до каждого переулка.

Как всё успевать и оставаться красивой?
– Ответ будет банальным: просто правильно планировать свой день, завести еженедельник, если это необходимо, никаких других секретов нет. Я не принимаю позицию «не успел», это значит «не захотел». Успевает всё тот, кто хоть что-то делает. Я соблюдаю свой личный режим с расставленными приоритетами и запросто три раза в неделю посещаю фитнес, например.

Красивой быть тоже очень просто. Нам нельзя купить новое лицо в магазине, поэтому и нельзя вспоминать о своём лице в 45-50 лет. Красота и ухоженность с возрастом становятся полными синонимами, потому что уход за собой подразумевает системный подход, выработанный ещё в молодости. Хорошая генетика – это здорово, но не всегда её бывает достаточно, и тут в игру вступает косметолог.



Есть ли в вашей жизни вещи, на которые вы никогда не решитесь?
– Да, я боюсь высоты, поэтому точно вы никогда меня не увидите на тарзанке или поднимающейся по трапу самолета с парашютом в рюкзаке.

О чём вы мечтаете?
– В настоящий момент я мечтаю о том, чтобы у меня был большой красивый дом, в котором мы будем счастливо жить с моей семьей. Мне просто хочется внутреннего комфорта и такого, знаете, личного, потому что как специалист, как бизнесмен я реализовала себя, и пора переходить на новый этап.

Какой вы себя представляете через 10 лет?
– Ох, я буду чокнутой мамашей (улыбается) и идеальной женой, которая будет уделять максимальное количество времени своей семье. А путешествовать мы будем все вместе, будем смотреть на мир одними глазами и наслаждаться жизнью.

Григорий Моисеев «Гуань Шень» 16 октября 2018

Екатерина Омельченко / иллюстрация



Гуань Шень считал свою жизнь пустой и бессмысленной.
Он долго откладывал заработанные починкой обуви деньги. И когда ему минуло двадцать два года отправился в паломничество к знаменитому храму Кунакура Сайна. Там, согласно слухам, жил великий мудрец Чаньши. И Гуань Шень очень надеялся, что тот поможет ему достичь просветления.
Его путешествие было долгим и тяжёлым. Он мучительно пробирался сквозь густые заросли вековых лесов. Неделями пересекал бескрайние поля, в которых не росло ничего кроме пожухлой травы. Под пронизывающим ледяным ветром ему приходилось карабкаться по отвесным скалам. Он пересёк холодное штормящее море на утлой рыбацкой лодке и почти потерял надежду остаться в живых.
Наконец он взобрался на высокую гору и оказался перед огромными деревянными воротами храма Кунакура Сайна.
По традиции он три дня и три ночи простоял у ворот без пищи, сна и воды. В конце третьего дня мудрец Чаньши лично вышел и похлопал Гуань Шеня по плечу.
– Ты проявил редкую самоотверженность и целеустремленность, – сказал он, поглаживая седую бороду. – Я готов тебя обучать.
На следующий вечер, после того как Гуань Шень помылся, поел и как следует выспался, Чаньши отвёл его на самую высокую башню монастыря. На открытой площадке башни было холодно, но оттуда открывался настолько величественный вид, что Гуань Шень потерял дар речи. Бескрайнее ночное небо освещали миллиарды звёзд, чей свет отражался от снега на шапках гор.
– Если ты хочешь достичь просветления, – сказал Чаньши, усаживаясь на пол, – то тебе нужно научиться медитации. Сядь рядом со мной. Смотри прямо перед собой и постарайся не двигаться и выкинуть из головы повседневную суету окружающего мира. И если получится, то ты увидишь то, что хочет показать тебе твой разум.
Гуань Шень послушно сел рядом и постарался ни о чём не думать.
Сперва ему это не удавалось. Жутко чесался нос, саднила мозоль на ноге, и хотелось пить. Но чем больше он смотрел на звёзды, тем спокойнее и отрешеннее он становился.
Наконец, он почти перестал чувствовать своё тело. И перед его взором стали возникать удивительные образы.
Он увидел, как из ночной темноты над его головой выросла тёмная круглая туча. Она была правильной формы и с очень ровными краями. А прямо посередине у неё светилось пятно жёлтого света. Туча зависла высоко над их головами, и из неё ударил столб ослепительного света. Он ярко осветил Гуань Шеня и Чаньши. «А я, видимо способный ученик, – умиротворенно подумал Гуань Шень, – быстро же я продвигаюсь в медитации». Тут он почувствовал, как учитель дергает его за рукав халата.
– Пойдем, Гуань Шень! Ну же! Поторопись!
– Но учитель, мне кажется я близок к просветлению. Я бы хотел продолжить медита…
– Как-нибудь в другой раз, кретин! – Сердито
оборвал его Чаньши. – Не видишь – на нас напали гребаные пришельцы!

#шефмазитов 16 октября 2018

Андрей Васильев / интервью
Из личного архива Рустама Мазитова / фото


Рустам Мазитов – шеф-повар, заведующий производством в банкет-холле «Метрополь», член международной гильдии поваров. За почти 20 лет работы в общепите накопил колоссальный опыт: работал в американском посольстве, посетил более 20 стран, в каждой из которых изучал местную кухню. Недавно Рустам прошёл стажировку в Испании и с радостью поделился с нами своими впечатлениями.



Рустам, вы только что вернулись из Мадрида, где проходили стажировку в мишленовских ресторанах. Расскажите об этих заведениях.
– Я стажировался в нескольких ресторанах обладателях одной, двух и трёх звёзд Мишлена. Ездил по всем мишленовским ресторанам не только в Мадриде, но и за его пределами, знакомился и общался с рестораторами, изучал специфику, заходил на кухню и по полдня проходил там практику.

Инициатива в этой поездке исходила от вас?
– Европейские заведения сами приглашают ведущих шеф-поваров из России для развития культуры общепита. Российские заведения в Европе не котируются, считается, что у нас очень слабая кухня и медленное развитие отрасли. Но нужно признать, что и наши рестораторы не хотят сотрудничать с Европой. Дело в том, что есть определенные параметры, которые нужно соблюсти для выхода на уровень Мишлена. Возьмём, к примеру, расстояние между столами. Если ресторан на 60 посадочных мест, то при получении звезды это число уменьшится до 45, поэтому многие рестораторы не хотят терять свой заработок и рисковать ради статуса. Так же измениться и ценовая политику: средний чек будет в районе 70-80 €. Это, сами понимаете, дорого для России.



Распространённый вариант, когда из Европы приглашают бренд-шефа, он ставит кухню и потом периодически возвращается для контроля…
– Да, я тоже этим занимаюсь, поэтому мне и пришло приглашение как одному из ведущих специалистов, но в большей степени я поехал для себя, расширить круг своих знаний. Любой адекватный повар должен всю жизнь учиться. Есть, конечно, узкие специалисты в определенных кухнях, но и они должны постоянно развиваться, узнавать что-то новое из других сфер.

А в чем состоит ваша специфика?
– Я очень люблю морепродукты, чтобы было всё свежее. Но я не могу полностью погрузиться только в одно направление. В России очень разные потребности и предпочтения у людей – и под всех не подстроишься, и что-то одно тоже нельзя предложить. Поэтому мне хочется знать основные азы изнутри в разных кухнях.




 


Можете уже подвести некоторые итоги поездки? Что узнали нового?
– Я изучал азы испанской кухни. Познакомился со знаменитым шеф-поваром Адольфу Муньёс. У него очень интересный и правильный подход. Он практически всё сам выращивает в теплице, прилегающей к его ресторану, разводит кур и поросят, делает своё оливковое масло. Отсюда свежие продукты попадают сразу же на кухню. В ресторан всегда стоит очередь. Понятно, что не каждое заведение себе может такое позволить, но им помогает государство. Также изучил перуанскую кухню и паназиатскую кухню, которая только начинает развиваться в России. Две недели обучался у шеф-повара, обладателя одной звезды Мишлена Анди. Его ресторан пользуется очень большой популярностью. Интерьер фактически никакой, но кухня просто супер! Для европейцев на первом месте кухня, на интерьер они обращают внимание. Самое главное в нашем деле – это правильно организовать работу на кухне. Во время стажировки узнал много нового именно об этом. У Анди нет ни одного пустого места, всё расположено максимально удобно для каждого работника.

Насколько актуальны ваши знания для Ставрополя и заведений, с которыми вы работаете?
– Большинство людей, которые любят у нас ходить в рестораны, бывают в Европе. Я думаю, они хотели бы и у нас пробовать новые блюда, приходить в новые заведения более высокого уровня.




 


Чего именно у нас не хватает? Что могло бы зайти на Юге России?
– Зайти может всё. У нас нет такого разнообразия свежих продуктов, но их можно заменить. Мне кажется, людям будет интересно попробовать, например, сеты из 6-7 закусок, где все ингредиенты сбалансированы, без совмещения белков и углеводов. Это очень полезная для организма и вкусная еда, от которой не возникает чувства тяжести и ожирения. Вообще, в Европе запуск кухни начинается в лаборатории, производится расчёт калорий, анализ совместимости ингредиентов, определяется баланс соли и сахара. В среднем в европейской, паназиатской и перуанской кухне около 20 составляющих в одном блюде, в русской и кавказской – 5-6. И это, как правило, всегда «ударная смесь» для организма.

Если взять как пример банкет-холл «Метрополь», в котором я работаю, то здесь, конечно, мы не можем всё разом поменять и запустить. Есть специфика банкетного меню, но иногда люди отходят от традиционных блюд, мы предлагаем новинки и они соглашаются, не боятся экспериментировать. Кстати, недавно мы запустили здесь собственное производство сыров из местного сельского молока. Они ничем не уступают заграничным аналогам.



Расскажите о своих планах на будущее.
– Не останавливаться в развитии. В январе я летал в Москву на повышение квалификации по своей специфике (банкетные и фуршетные мероприятия) к шеф-повару Елене Шрамко. Недавно вернулся из Испании и теперь на год вперед заряжен позитивом.

Моя большая мечта – открыть заведение со своей авторской кухней. Я буду сам варить сыры, коптить мясо, делать всё натуральное. Можно будет не только посидеть в ресторане, но просто купить свежую продукцию из первых рук.

Грицай Антон 16 октября 2018

Дата рождения: 17.08.1983 г.
Место рождения: г. Ставрополь
Образование: высшее юридическое, переквалификация – психологическое



ВОКАЛИСТ ГРУППЫ РеггиON

• В 14 лет я вёл крупное городское мероприятие в качестве MC, на котором впервые увидел настоящих музыкантов, и понял, что хочу так же. В тот же день написал свою первую песню.

• РеггиON’ом занимаюсь 7 лет.

• В неделю репетиции занимают примерно 4-6 часов, плюс занятия дома на трубе 2-4 часа.

• Я вокалист и, как написано у нас в группе в ВК, отец-основатель, а главная моя функция – тексты.

• Наша цель – дать людям возможность отдохнуть от будней, оторваться и выплеснуть скопившуюся энергию.

• Самый крутой концерт был в Краснодаре, где играли на «разогреве» у группы «Ляпис Трубецкой». Зал был забит, вся публика пела и плясала под нас. Это был чистый драйв с энергетикой, идущей от публики к нам и от нас к публике!

• У РеггиON’а есть альбом, выпущенный в домашних условиях, – «Зелёный» и 10 синглов, записанных более профессионально и качественно.


КЛИНИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ

• Я долго наблюдал за жизнью и ростом супруги (Прим.: клинический психолог) и понял, что с помощью психологии можно изменить свою жизнь.

• Я использую модели транзактного анализа и методы гештальт-терапии.

• Самое трудное – донести мысль, что психология может изменить жизнь в лучшую сторону.

• На практике чаще всего клиент не останавливается на решении одной проблемы.

• Психология дала мне возможность развиваться, расти как личности и как специалисту, пересмотреть отношение к себе и окружающим.

• Если вы в очередной раз говорите: «Опять со мной произошло...» – это неразрешённый внутренний конфликт, что является сигналом для обращения к специалисту.

• Моя работа – увлекательный сериал с множеством главных героев и захватывающих сюжетов. И это невероятно!

Преломление восприятия: Джеймс Таррелл 16 октября 2018

Полина Патимова / текст


Один из самых значимых художников современности, калифорниец Джеймс Таррелл (James Turrell) полвека исследует свет и особенности человеческого восприятия, создавая смелые пространственные инсталляции в музеях и под открытым небом. Он смотрит на свет как на материал и субстанцию, которую нельзя потрогать руками, но можно увидеть, почувствовать и превратить в форму.

Материал Таррелла – не только световой поток, но и пространство, в котором свет существует. В работах этого художника и мыслителя важен не только эстетический, но и духовный опыт: несмотря на отсутствие буквальной тактильности, его работы связаны именно с ощущениями человека и интенсивностью его внутренних переживаний.


Pullen (white), 1967

Джеймс Таррелл родился в Лос-Анджелесе в 1943 году. Описывая его творческий путь, все источники традиционно начинают с диплома по психологии, а также с обучения по программе Studio Art в одном из калифорнийских университетов, во время которого он сошелся с группой молодых художников California’s Light and Space Movement.





 


1. Rondo blue, 1969. 2. Ondo pink, 1968

Первые работы Таррелла, геометрические объёмы, созданные с помощью перекрестных проекций галогенового света, были осуществлены в стенах Mendote Hotel, где художник арендовал студию с 1966 по 1972 год.

В 1972 году художник купил большой участок земли на юго-западной границе аризонской Цветной пустыни и занялся масштабным проектом, который длится до сих пор: преобразованием кратера Роден, существующего на месте потухшего вулкана. Таррелл преобразовывает кратер в масштабное произведение искусства: природная обсерватория, которая должна там появиться – это кульминация непрерывных исследований художника в области визуального и психологического восприятия человека. Кратер Роден – это контролируемая среда для переживания и созерцания света, что-то вроде природной обсерватории.


Кратер Роден, Цветная пустыня (Painted Desert), Аризона

Кратер продолжает традицию американского ландшафтного искусства, начавшегося в 1960-е: чтобы увидеть экспонат, к нему необходимо приехать в отдаленное место. Эта глобальная работа Таррелла, расположенная так далеко от отвлекающих антропогенных факторов, связана с исследованием того, как мы видим свет в разных контекстах – природном и намеренно созданном.


Внутреннее устройство кратера Роден

Говоря о своих работах, Джеймс Таррелл объясняет, что человек по-прежнему сохраняет свою первобытную связь со светом, начавшуюся с огня. Сегодня мы часто не замечаем света за повествованием, которое существует благодаря свету – так, например, происходит с кинематографом и телевидением. Именно поэтому художник в своих работах отказывается от объекта, от предмета восприятия, который отвлекал бы человека от главного: от световой материи. Таррелла занимает идея вещественности, телесности бестелесного.

Для того чтобы поместить человека прямо внутрь световой материи, Таррелл часто прибегает к строительству замкнутых помещений-капсул, внутри которых зритель теряет ощущение верха и низа, границ, расстояния и просто остается один на один с цветным светом огромного, ошеломляющего масштаба.


Отдельно стоящие кабины с инсталляцией Ganzfeld

Важная часть таррелловских работ – их изменчивость: это не статичные экспонаты, а динамические, пульсирующие объекты, производящие разное впечатление в разные моменты.

Исследуя динамику световой материи, Таррелл ведет работу не только с электрическим, но и с естественным светом, выходя в открытые пространства: в его арсенале, кроме работы с бескрайней пустыней, есть и проекты гораздо меньшего масштаба.


Stone Sky, долина Наппа, Калифорния, 2005

Почти все свои работы художник переделывает и развивает – за исключением самых первых. Исследования Таррелла не посвящены форме или ландшафту как таковым, но связаны с ними, и его глубокий и проницательный взгляд на пространственные трансформации и материальность может быть вдохновляющим для архитекторов и дизайнеров.

Для Таррелла искусство – это расширение физической реальности. Он бесконечно исследует возможности света и воплощает свои открытия в материале, показывая простые и невероятно красивые фокусы. Джеймс Таррелл нарушает привычные представления зрителя, погружая его в пространство восприятия, внутри которого человек обнаруживает много нового – и абсолютно реального. Работа со светом самим по себе – невероятно красивая и глубокая идея, ведь эта работа обнаруживает фундаментальное природное явление, на которое можно посмотреть под разными углами, и в то же время предлагает человеку обратить внимание на собственное восприятие и собственный взгляд.



 


1. Sky Mass, 2003. 2. Скульптурные студии разных лет

Работы Таррелла уже много лет экспонируются в разных частях мира, и удивительным образом оказываются понятыми везде: его эксперименты апеллируют к какому-то универсальному человеческому опыту.

В своих работах Таррелл ставит в том числе вопрос о том, что есть реальность, показывая зрителю, как она подвижна. Собственная версия художника состоит в том, что реальность – это консенсус, который может существенно меняться.


Инсталляция Akhob

Будапешт за три дня 16 октября 2018

Евгений Уклеев / текст



Будапешт – один из тех городов, которые превосходят ожидания. Он превосходит их настолько, что не сложно влюбиться в него и захотеть провести в нём всю оставшуюся жизнь. Как минимум, нужно выделить хотя бы три дня, чтобы насладиться этой жемчужиной на Дунае.

Столица Венгрии является крупнейшим городом страны и восьмым городом Евросоюза с населением 1,8 миллиона человек. Будапешт состоит из двух частей, разделенных Дунаем. Когда-то это были разные города, но в конце XIX века они объединились в одно целое. Правый холмистый берег – это Буда. Левый равнинный – Пешт. Буда – прошлое Венгрии. Пешт – её настоящее и будущее.




День 1. Буда
Знакомство с городом лучше начать со стороны Буды. Самые интересные достопримечательности этой части города сосредоточены компактно – вокруг замковой горы. Замок, возвышающийся над Дунаем – виден издалека и сразу привлекает к себе внимание. Подняться на холм можно пешком, на автобусе или на фуникулере. Фуникулер не отличается чемпионским характеристиками, но интересен сам по себе, как памятник доэлектрической эпохи. Открытый в 1870 году, он первоначально приводился в движение паровым двигателем. Верхняя станция фуникулера расположена на смотровой площадке, откуда открывается великолепный вид на Пешт.

Королевский дворец – самое главное здание Замкового холма. В Средние века это был один из красивейших дворцов Европы. Однако за прошедшие века его трижды разрушали практически до основания.

В первый раз – при освобождении города от турок. Во второй раз дворец полностью сгорел во время венгерской революции 1848 года. А в 1944 году, при взятии города Красной армией, дворец был разрушен в третий раз. Сейчас Королевский дворец вновь восстановлен и каждый день его посещают тысячи туристов, чтобы насладиться архитектурой, погулять в парках, побродить вдоль старинных стен и полюбоваться на Дунай и Пешт со смотровых площадок.



Церковь Пресвятой Богородицы (или церковь Матьяша) расположена недалеко от Королевского дворца и притягивает к себе взгляды своей готической формой и знаменитой цветной крышей. Колокольня церкви имеет высоту 80 метров и является самым высоким сооружением Будайского замка. Церковь неоднократно перестраивалась, страдала от войн и даже побывала мечетью во времена турецкой оккупации Венгрии. Свой сегодняшний вид она приобрела только в XIX веке. С церковью Матьяша связано много местных легенд, послушать которые можно у экскурсоводов либо прочитать в путеводителях.

По соседству с церковью находится Рыбацкий бастион. Он был построен в начале прошлого века, чтобы у церкви Матьяша появилось достойное окружение, а у публики – возможность прогуливаться здесь и любоваться видами Дуная и Пешта. Семь башен бастиона в неороманском стиле символизируют семь мадьярских племен, пришедших на эти берега тысячу лет назад.



Среди средневековых улочек Буды расположено большое количество кафе и ресторанов, в том числе и исторических. Естественно, выбирать нужно венгерскую кухню. Национальные блюда и местное вино никого не оставляют равнодушными.

День 2. Сердце Будапешта

Начать день можно с площади Героев. Площадь и прилегающий парк Варошлигет – это как раз то место, которое венгры построили, чтобы в 1896 году отпраздновать Тысячелетие страны. Скульптуры Монумента Тысячелетия изображают и всадников во главе с князем Арпадом, пришедших на берега Дуная в 896 году, и архангела Гавриила, и всех главных героев венгерской истории.

С площади Героев хорошо виден сказочный замок Вайдахуняд в парке. Трудно в это поверить, но этот замок не что иное, как один из павильонов выставки, развернувшейся здесь в том же 1896 году. Ночной Вайдахуняд – волшебное зрелище; путешественники, наслышанные о том, что с Венгрией связаны предания о графе Дракуле, могут найти в замке молчаливое напоминание о нём.

Проспект Андраши, красивейший проспект дунайской столицы, ведёт от площади Героев в центр города. Проспект специально был построен, чтобы стать торжественной дорогой к месту празднования тысячелетия обретения Родины. Проспект очень нарядный. Он не сильно загружен транспортом, поэтому по нему приятно гулять. Кстати, под проспектом проходит самое старое метро в континентальной Европе! И оно до сих пор исправно функционирует.



Здесь же, на проспекте Андраши, расположена Венгерская государственная опера, чьё величественное здание впечатляет как снаружи, так и изнутри – особенно, если попасть на одну из ежедневных экскурсий. Посидеть в императорской ложе, правда, не получится, но зайти в соседнюю, адъютантскую, стоит. Эта часть проспекта самая парадная. Здесь можно смело сворачивать в любую улочку налево или направо и быть уверенным, что непременно попадется что-то достойное внимания: или ресторанная площадь со статуей Ференца Листа, или знаменитая будапештская Оперетта, или молодежный ночной клуб.



День 3. Белварош и Купальни Сечени
Район Белварош в переводе с венгерского означает «внутренний город», то есть город внутри старых стен. Начать прогулку можно с посещения огромного крытого продуктового рынка, где жители столицы закупаются продуктами, а на втором этаже в многочисленных кафе готовят блюда венгерской кухни из свежайших продуктов. От рынка берёт своё начало известная всем туристам ресторанно-сувенирная пешеходная улица Ваци и тянется вдоль Дуная дальше до площади Верешмарти. Здесь множество ресторанов и сувенирных магазинов, чаще звучит английский язык, чем венгерский, и вся улица – сплошная лента развлечений, еды и шопинга. Из этого же района начинает свой маршрут уникальный плавающий экскурсионный автобус. Это хорошая возможность одновременно прокатиться по улицам столицы, а потом проплыть по волнам Дуная, слушая при этом интересные рассказы о венгерской истории.



Закончить прогулку можно у величественного здания венгерского парламента. Оно буквально
поражает размерами и готической красотой. Строительство здания сопровождалось многочисленными коррупционными скандалами, а смета была превышена в несколько раз. Но стоит признать, получилось грандиозно!

Посетить Будапешт и проигнорировать купальни – это всё равно, что съездить в Афины, но не подняться на Акрополь. Вторая половина дня безоговорочно должна быть отдана одной из купален. Тем более, выбрать есть из чего. Я рекомендую купальни Сечени в парке Варошлигет. Термальные источники, здание, напоминающее дворец, открытые и закрытые бассейны, разнообразные парные, весело, многолюдно, а летом по субботам проходят ночные молодежные дискотеки.




Сувениры
Вопрос очень сложный, так как кому-то понравится вышивка, а кто-то придёт в восторг от венгерского алкоголя. Русские туристы с удовольствием везут с собой игристые и токайские вина. Среди крепких напитков заслуженным уважением пользуется абрикосовая настойка «Палинка» и её черешневый вариант. Замыкают джентельменский набор молотая паприка, которая здесь продается повсеместно, а также изделия из гусиной печени и мясные специалитеты. Отличным спросом пользуются Херендский фарфор, марципановые фигурки и, конечно же, подлинный Кубик Рубика, родиной которого является Венгрия.

Э-эй, дёрнем... 16 октября 2018

Вадим Храбрых / текст

Классик утверждал, что «все работы хороши». Действительно, каждый день мы сталкиваемся
с самыми разными людьми. Нас учат, лечат, возят, кормят, одевают, стригут, рассказывают о событиях и развлекают. Какие-то профессии давно стали настолько привычными, что мы даже не обращаем на них внимания. А есть и диковинные, такие, о которых мы и слыхом не слыхивали. О них и пойдёт речь в этой рубрике...




В ХХI веке большинство мужчин предпочитает проводить рабочее время в уютном офисном кресле. Юристы, бухгалтеры, айтишники, директора и топ-менеджеры – вот воплощение идеала, к которому стремятся юноши, обдумывающие дальнейшее житьё. Тяжёлый физический труд, особенно там, где недоступны кофе-машина, тёплая уборная и бесплатный WI-FI, в глазах современных самцов и добытчиков – наказание, удел двоечников, неудачников и сумасшедших. Впрочем, натуры сильные и романтически настроенные имеют на этот счёт собственное мнение...

Далеко на Севере, гораздо дальше тех мест, где пасутся макаровы телята, холодные и неласковые волны Белого моря бороздят ходкие, юркие ялики. Крепкие, немногословные мужчины в штормовках щурят глаза от летящих прямо в лицо солёных брызг. Справа по курсу – остров Анзерский, слева – Соловки, печально знаменитый край отшельников и государственных преступников. Жестокие зимние штормы загоняют морского дела старателей в бухты, и только когда короткое лето ненадолго укротит беснующуюся стихию, дважды, а то и трижды в день из крохотного посёлка Реболда экипажи отправляются на промысел. Главное их орудие – не сети и тралы, а добыча – не деликатесная рыба и крабы. Напрягая в поте лица мускулы, артельщики косят самодельной драгой – косой на восьмиметровой деревянной ручке – морскую капусту-ламинарию. Когда-то её просто выдёргивали из грунта. Однако проведённая учёными-экологами экспертиза показала – при таком способе плантации ламинарии, и без того не слишком многочисленные, не восстанавливаются. Технологию сбора изменили, но название профессии осталось прежним – «дёргали». По пятнадцать – восемнадцать часов длится рабочий день дёргаля. Ноют спина и плечи, саднят стёртые до мозолей руки. Солнышко припекает, свежий беломорский ветерок холодком забирается за воротник. Но с каждым взмахом драги всё ближе конец смены. Грабли с тремя зубцами, которые японцы называют «кабэа», поднимают срезанные водоросли на борт. Полным-полна коробочка – и тяжёлая от ценного груза лодка осторожно разворачивает нос в сторону родного пирса.



На причале «улов» переправляют в кузов подъехавшего трактора, а дальше – на колючую проволоку, натянутую между вбитых, вкопанных в землю бетонных столбов. Тут самое главное – правильно обрезать корни (обязательно – тупыми ножницами!) и вспомнить правильные молитвы, чтобы упросить ведающие осадками силы воздержаться от дождей. В противном случае с таким трудом добытая ламинария может превратиться в неаппетитно пахнущую гнилью бесформенную массу. А ведь зарплата дёргаля напрямую зависит от количества и качества сданной продукции. Приёмщики агарового комбината – люди строгие, глаз и нюх на брак у них острые. Не будет денег – останутся без еды и подарков жена и дети, да и в единственном на весь посёлок магазине нечем будет расплатиться за купленные в долг до конца сезона товары.

Затянувшийся летний день бледнеет, превращается в вечер. Над ухом звонко ноет заблудившийся комар. Последняя пришедшая с покоса лодка приваливается к пирсу. Скоро ночь. Реболда – посёлок трудяг. Ложатся здесь рано, едва стемнеет. Напряжённая работа выматывает даже сильных духом и телом мужиков, К тому же кинотеатры, ночные клубы, дискотеки и рестораны тут просто не предусмотрены. Даже батарейки для фотоаппарата и плеера – недосягаемая роскошь Единственное доступное развлечение – работающий от солнечных батарей телефон-автомат. Так что, в десять часов на улице уже ни души. В немногочисленных, разбросанных там и сям, деревянных избушках с погасшими окнами храпят, набираясь сил перед очередным выходом в море, суровые романтики-дёргали.



Едва захмурится небо на осень, заморосят дожди и, почуявшие близкую зиму, северные ветры нахлобучат на волны белые папахи, работе – шабаш. Вытаскиваются из воды и надёжно укрываются уставшие ялики, получают расчёт артельщики, на подводных полях постриженная накоротко ламинария наконец получает возможность привести в порядок свою шевелюру. До следующего лета её никто не побеспокоит.

WOW-эффект 16 октября 2018

Вероника Крутина / интервью

Стильный и очень «живой» женский портрет, душевные семейные кадры и аппетитные фуд-съёмки – после такого описания сразу же вспоминаешь фотографа Лилию Мак.


Что для вас значит ваша работа?
– Говоря о портретной фотографии, понимаю, что сейчас она для меня, в большей степени, способ познания человека: характера, поведения, привлекательности, отношения к себе и прочего. Ну и без постоянного ощущения, что это просто любимое дело, конечно, не обходится.

Что вы делаете, если модель стесняется во время съёмки? Поделитесь своими «фишками», как можно «раскрыться».
– Далеко не всем приятно пристальное внимание, вспышки, поэтому стараюсь, прежде всего, превратить съёмку из «особой церемонии» в непринужденное общение. И здесь важно ловить именно те моменты, в которых человек забыл про прицел объектива, расслабился. Важно и само портфолио, чтобы, не боясь, доверяли фотографу, это тоже помогает в работе. Ведь мы хотим выглядеть на фото хорошо и даже лучше, это не секрет.

Вы работаете с модельным агентством SHAPE models. Какие съёмки запомнились больше всего?
– Из каждой съёмки море впечатлений! Чаще они связаны с эффектом WOW: к примеру, заходит в студию неуверенная, зажатая девчонка, а в кадре через пару минут ты уже видишь, как раскрывается её внешность, пластичность, характер. И это много значит в работе для модельного агентства.

Как вы считаете, женщине-фотографу легче запечатлеть женскую красоту?
– Скорее так, что портрет, снятый женщиной, будет аккуратнее по выбору ракурса и ретуши и больше понравится самой модели. Вот и всё. Но это не про красоту, а про понимание нужд клиентки или модели. Лучше продвигать своё умение к тому, чтобы раскрыть личность, энергетику, образ, историю.

Что является залогом хорошего снимка, на ваш взгляд?
– Для начала, мы много времени можем потратить, выясняя, что же такое «хороший снимок». Фото может быть правильным по всем параметрам, но совершенно скучным, и, наоборот. Сейчас я всё больше обращаю внимание на то, чтобы фотография «говорила», портрет «дышал», картинка «цепляла». Думаю, многие, даже не осознавая, так и оценивают.

Как думаете, фотографами рождаются или становятся?
– Не ждите простого ответа! Фотография – всё же профессия. Становление в ней длится всё время. Вкус развивается. Приобретаются новые технические навыки. Но то, с каким особым взглядом на этот мир ты родился, конечно, может выделить твои работы среди прочих.


Model: Виолетта / МА SHAPE
Photographer: Лилия Мак
Director: Алёна Заветная
Location: ORIGAMI / Ставрополь




Model: Яна / МА SHAPE
Photographer: Лилия Мак
Director: Алёна Заветная
Location: ORIGAMI / Ставрополь




Model: Кира / МА SHAPE
Photographer: Лилия Мак
Director: Алёна Заветная
Location: ORIGAMI / Ставрополь




Model: Татьяна / МА SHAPE
Photographer: Лилия Мак
Director: Алёна Заветная
Location: ORIGAMI / Ставрополь




Model: Анастасия / МА SHAPE
Photographer: Лилия Мак
Director: Алёна Заветная
Location: ORIGAMI / Ставрополь




Model: Анна / МА SHAPE
Photographer: Лилия Мак
Director: Алёна Заветная
Location: ORIGAMI / Ставрополь




Model: Инна / МА SHAPE
Photographer: Лилия Мак
Director: Алёна Заветная
Location: ORIGAMI / Ставрополь




Model: Златослава / МА SHAPE
Photographer: Лилия Мак
Director: Алёна Заветная
Location: ORIGAMI / Ставрополь




Model: Татьяна / МА SHAPE
Photographer: Лилия Мак
Director: Алёна Заветная
Location: ORIGAMI / Ставрополь




Model: Иван / МА SHAPE
Photographer: Лилия Мак
Director: Алёна Заветная
Location: ORIGAMI / Ставрополь

Сказочники 16 октября 2018

Саша Черезо / текст

Начну, пожалуй, с эпиграфа первого романа Федора Михайловича Достоевского «Бедные люди», в свою очередь, являющегося цитатой из рассказа Владимира Федоровича Одоевского «Живой мертвец», а впоследствии несколько измененного и ставшего крылатой фразой благодаря советскому мультфильму режиссера Александра Михайловича Татарского: «Ох уж эти сказочки! Ох уж эти сказочники»!



Нет на свете человека, который не знал бы ни одной сказки. И каждый из нас в своем роде сказочник – мы их читали или слушали, а иногда и сами рассказывали. Сказки есть у каждого народа, потому что процесс их создания и есть самоидентификация этого народа. Их слышат в детстве, закладывая в программу всей жизни.

Многие удивятся, но факт остается фактом – не так уж и просты эти люди-сказочники.
Её талант подарил нам Малыша и Карлсона, который живет на крыше, Пеппи Длинныйчулок и Эмиля из леннеберги, а также множество других персонажей. Вы уже поняли, о ком я?

Астрид Линдгрен – шведская писательница, автор ряда всемирно известных книг для детей. На русском языке её книги стали известны и очень популярны благодаря переводу Лилианны Лунгиной.

А началось всё так: В 1941 году дочь Карин заболела воспалением лёгких, и каждый вечер Астрид рассказывала ей перед сном всякие истории. Однажды девочка заказала историю про Пеппи Длинныйчулок – это имя она выдумала тут же, на ходу. Так Астрид Линдгрен начала сочинять историю о девочке, которая не подчиняется никаким условиям. Поскольку Астрид тогда отстаивала новую для того времени и вызывавшую жаркие споры идею воспитания с учётом детской психологии, вызов условностям показался ей занятным мыслительным экспериментом. Если рассматривать образ Пеппи в обобщенном плане, то он основывается на появившихся в тридцатых-сороковых годах ХХ века новаторских идеях в области детского воспитания и детской психологии. Линдгрен следила за развернувшейся в обществе полемикой и участвовала в ней, выступая за воспитание, которое учитывало бы мысли и чувства детей и таким образом проявляло уважение к ним. Новый подход к детям сказался и на её творческой манере, в результате чего она стала автором, последовательно выступающим с точки зрения ребёнка.

После первой истории про Пеппи, полюбившейся Карин, Астрид Линдгрен на протяжении следующих лет рассказывала всё новые вечерние сказки об этой рыжеволосой девочке. В десятый день рождения Карин Астрид Линдгрен сделала стенографическую запись нескольких историй, из которых затем составила для дочери книжку собственного изготовления (с иллюстрациями автора). Эта первоначальная рукопись «Пеппи» была менее тщательно отделана стилистически и более радикальна по своим идеям. Один экземпляр рукописи писательница отослала в крупнейшее стокгольмское издательство «Бонньер». После некоторых раздумий рукопись была отвергнута. Астрид Линдгрен не была обескуражена отказом, она уже поняла, что сочинять для детей – её призвание.

В 1944 году она приняла участие в конкурсе на лучшую книгу для девочек, объявленном сравнительно новым и малоизвестным издательством «Рабен и Шегрен». Линдгрен получила вторую премию за повесть «Бритт-Мари изливает душу» (1944) и издательский договор на нее.
В 1945 году Астрид Линдгрен предложили должность редактора детской литературы в издательстве «Рабен и Шегрен». Она приняла это предложение и проработала на одном месте до 1970 года, когда официально ушла на пенсию.

Астрид Линдгрен была необычайно разносторонним автором, готовым экспериментировать в самых разных жанрах. Но особого уважения заслуживает её общественная деятельность – её статус в обществе был настолько значим, что власти страны боялись её позиции по поводу создания Европейского союза – она была категорически против этого, и шли на различные компромиссы, только бы она не обозначала свою позицию ещё ярче.

За годы своей литературной деятельности Астрид Линдгрен заработала не один миллион крон, продавая права на издание своих книг и их экранизацию, на выпуск аудио- и видеокассет, а позднее ещё и компакт-дисков с записями своих песен или литературных произведений в собственном исполнении, но ничуть не изменила своего образа жизни. С 1940-х годов она жила в одной и той же – довольно скромной – стокгольмской квартире и предпочитала не копить богатства, а раздавать деньги другим.

В 2015 году портрет Астрид Линдгрен украсил банкноту номиналом 20 шведских крон, до этого на купюре изображали Сельму Лагерлёф, но об этом в следующий раз.