7 вещей, которые можно и нужно сделать в Гватемале 5 августа 2018

Евгений Уклеев / текст



Гватемала – покрытая джунглями центрально-американская страна гор и вулканов с населением 15 миллионов человек. Родина индейцев майя. С севера Гватемала граничит с Мексикой. С востока – с Белизом. С Юга – с Сальвадором и Гондурасом. Страна, мяфгко говоря, не очень популярна у русских туристов. Из двух сотен с лишним пассажиров аэробуса русских кроме меня не было. За всё время нахождения в стране встретил лишь 4 русских. Трое из них постоянно проживали в Гватемале. Тем не менее этот край довольно популярен среди путешественников из Европы, США, Австралии, Латинской Америки. Люди летят сюда, чтобы изучать испанский язык, латиноамериканские танцы, знакомиться с древней индейской культурой, покорять вулканы. Есть здесь и дауншифтеры из богатых стран. Только вот в Гватемале они живут, ни в чём себе не отказывая. В красивых поместьях с прислугой и балами.
У меня было мало времени. Но много желаний. Поэтому расписан был каждый день. В итоге я определил для себя 7 вещей, которые можно и нужно сделать в Гватемале:



1. Пожить в настоящем средневековом городе.
Захватив земли майя, испанцы основали столицу будущей Гватемалы – город Антигуа. Это была настоящая жемчужина Нового Света. Город, утопающий в садах, город красивых домов и величественных храмов. Однако выбранное для города место оказалось не очень удачным. Вулкан Акатенанго обеспечивал жителям плодородные почвы и отличный вид из окна. Пока его активность не вызвала цепочку землетрясений, разрушивших молодую тогда ещё столицу. В конце концов, конкистадоры решили не рисковать и перенесли столицу в место поспокойнее. Туда, где она расположена и сейчас. Антигуа постепенно восстановился. И из него сделали город-музей. Никаких современных зданий. Всё как при конкистадорах. Именно сюда едет большая часть туристов, именно здесь расположена основная масса танцевальных и языковых школ. Сюда приехал и я. Выбор жилья в Антигуа на любой вкус. От комнаты за 500 рублей в сутки, до пятизвездочного отеля, расположенного в развалинах древнего монастыря. Отель этот шикарен. А в подвалах до сих пор захоронены останки монахов. Любой желающий может посмотреть на их кости.



2. Искупаться в двух океанах за один день.
В мире не так много мест, где без использования самолета можно осуществить мечту и окунуться в воды сразу двух океанов: Тихого и Атлантического. Одно из таких мест – Гватемала. Местные считают эту затею сумасшедшей. Для них расстояние в 500 км очень большое. Но ведь не для нас, россиян! Для экспедиции необходимо арендовать машину. Желательно выехать в 4-5 часов утра. Тогда есть вероятность искупаться в обоих океанах по светлому. Если же выехать позже, тогда карибские волны для вас будет освещать луна. Удобнее сначала отправиться на Тихоокеанское побережье. Полежать с утра на пляже из чёрного вулканического песка и поплескаться в мощных, пригодных для сёрфинга волнах просто божественно! Но лучше не задерживаться слишком долго. Так как впереди ждёт дорога в несколько сотен километров через горы. Пейзаж будет меняться. На перевалах нередко бывают обвалы горной породы, которые блокируют дорогу. Попал в такую ситуацию и я. В итоге час стоял в пробке, наблюдая, как дорожники неторопливо разгребали бульдозерами завал. Приближаясь к Карибскому морю необходимо заранее найти и забить в навигатор нужный пляж, чтобы не терять время на его поиски. На ужин нужно есть местный суп из морепродуктов. Горячий, сытный, вкусный.




  


3. Пожарить зефир на настоящем вулкане.
Желание вживую увидеть извержение вулкана было главной причиной, приведшей меня в Гватемалу. В стране более трёх десятков вулканов. Из них активными на сегодня являются три. В Антигуа предлагают три варианта знакомства с вулканами. Первый вариант – на вертолете. Полетать над вершинами и понаблюдать. Быстро, зрелищно, дорого: 400-500 долларов с человека. Второй вариант – два дня с ночевкой. Первый день группа поднимается на потухший вулкан. На его вершине разбивает лагерь. И молится, чтобы вулкан Фуэго, который хорошо видно отовсюду, ночью устроил фейверк из лавы. Фуэго – большой и активный. Но извергается не каждый день. Может и не повезти. Переночевав, во второй день группа спускается назад в город. Третий вариант – подъём на вулкан Пакайя на лошадях или пешком. Пакайя – мощная расколотая взрывом надвое чёрная гора. На склонах застывшие лавовые озёра и реки. Горячая огненная лава течёт не часто. Но из трещин в земле до сих пор вырывается раскаленный воздух. Он настолько горяч, что можно жарить сосиски. Проводники обязательно выдадут маршмеллоу и палочки. И покажут места с самыми горячими трещинами. Получится необычный вкусный аттракцион. Плюс лошади. Отличный способ провести день! Трансфер, билет в заповедник и услуги проводника обойдутся примерно в 1000 рублей. Прокат лошади – 800 рублей. Кстати, извергающийся Фуэго я всё же увидел. В последний вечер перед обратным вылетом с крыши бара.



4. Посетить самый большой город доколумбовой Америки.
Тикаль долгое время являлся столицей империи майя. Его территория в несколько сотен гектаров сегодня полностью покрыта джунглями. Лишь в нескольких местах археологи выкопали, очистили и восстановили величественные пирамиды. Тикаль находится далеко от Антигуа. На автобусе ехать ночь. Потом день на осмотр пирамид с гидом. И ночь в автобусе обратно. Цена 200 долларов с питанием. На самолете можно управиться за 1 день. Цена 300 долларов. Рекомендую всё же самолет. Экскурсий на русском языке нет. Но англоязычный гид-майя вполне понятно и интересно всё рассказывает. Помимо покорения пирамид туриста ждёт обучение пользованию календарем майя, встреча с обезьянами, выманивание ядовитых тарантулов из норок, знакомство с редкими птицами и обед на природе. Во время обеда нужно быть наготове, так как местные длиннохвостые зубастые зверьки размером с хорошую дворнягу норовят стянуть у тебя еду прямо из тарелки. А вечер пройдёт в одном из ресторанов на острове Флорес посреди огромного озера Петен-Ица в джунглях под присмотром голодных крокодилов. Если интересует археология и древности майя – то вам точно в Тикаль. Пирамиды круче, чем в Мексике. А туристов в 1000 раз меньше.



5. Насладиться плодами щедрой земли майя.

Достаточно прийти на городской рынок в Антигуа, чтобы понять, что до прихода испанцев трудолюбивые индейцы майя явно не голодали! На прилавках несчетное число видов овощей и фруктов, корнеплодов и семян, травок и цветочков. Их жарят, парят, варят, маринуют и заваривают. Авокадо 1 кетцаль / 1 шт. Ананас 3 кетцаль / 1 кг. Клубника 8 кетцаль / 1 кг. Тортилья 1 кетцаль / 4 шт. Папайя 2 кетцаль / 1 кг. Курс кетцаля к рублю дальше по тексту. Обязательно нужно поесть блюда индейской кухни, например, суп из копыт, арбуз с перцем чили или сладкую картошку в меду. В пищу местные активно применяют различные сорта кукурузы, фасоль, незнакомые нам виды овощей, курицу и говядину. А любимый местный завтрак – кукурузные тортилья (по виду напоминают наши не пышные оладьи) с авокадо.
Дёшево и сердито. За 2 кетцаля – сытный завтрак. Хочу сказать, что в Гватемале всех ждут очень необычные вкусовые сочетания! Ну и, конечно же, великолепный кофе! Местные на нём помешаны. В каждом районе свой сорт. Вулканическая почва отлично подходит для выращивания арабики. Но лично мне больше всего понравилось рвать ягоды кофе прямо с кустов. По виду они напоминают кизил. На вкус сладковатые. А косточка – это и есть кофейное зерно.



6. Поплавать в священном глубоководном озере Атитлан и поторговаться с продавцами на крупнейшем индейском рынке Америки Чичикастенанго.
На эту поездку необходимо выделить отдельный день и купить тур. На машине тоже можно поехать. Но дорога сложная, пролегает в основном в горах и местные индейские племена не очень любят белых. Убить не убьют, но могут ограбить. Экспаты делились историями, как местные алкаши перегораживали бревнами дорогу и требовали денег на бухло, размахивая мачете. Попадать в такую историю мне не хотелось совсем. Тем более что экскурсия стоит столько же, сколько и аренда машины на сутки. Только в качестве бонуса к экскурсии идет гид, путешествие на лодке по озеру Атитлан и посещение трёх индейских деревень, где вам покажут местные ремесла и угостят кофе с шоколадом из здешнего какао.
Рынок Чичикастенанго на любителя. Индейцы закупаются здесь своими индейскими одеждами,туристы покупают сувениры, а мне больше запомнился католический собор, построенный на древнем фундаменте майянского храма. Майя всегда были очень набожными. И испанцы умело использовали эту их особенность, перестроив святилища в церкви и подменив богов. Таких «перепрофилированных» церквей много в Гватемале. Узнать их легко по древним ступеням, расположенным полукругом от входа. Ступени переделывать никто не стал. А они у майя символизируют особый путь к богам.



7. Научиться танцевать сальсу и выучить испанский.
Языковые и танцевальные школы Антигуа широко известны в испаноязычном мире. Сюда стекаются студенты со всех уголков земли. Кто на месяц. А кто и навсегда. Атмосфера очень располагает к обучению. Сегодня Антигуа – это город сначала студентов, а потом уже туристов. Первый основанный в Гватемале конкистадорами университет работает до сих пор. Языковые курсы стоят 5 usd / час. Чтобы заговорить, нужно заниматься минимум месяц по два раза в неделю и три часа в день. Плюс домашние задания. Сальса стоит подороже. Примерно 11 usd / урок. Заниматься нужно 1-2 часа в день на протяжении месяца.
Здешние преподаватели – большие профессионалы. Но у меня не было на это времени. Может быть, в следующий раз.

Полезная информация:
1. Такси из аэропорта Гватемала-сити до Антигуа стоит 25-30 долларов.
2. Самые популярные сувениры: кофе, какао, алкоголь, мачете, одежда в индейском стиле.
3. Местная валюта – кетцаль. 1 кетцаль = примерно 7,5 рубля.
4. Кетцаль – священная птица индейцев майя. Держать в неволе запрещено. Ловить и тем более убивать- запрещено. Даже в зоопарке вы её не увидите. Либо на фото, либо в природе.
5. Столица страны носит имя Гватемала-сити. Город большой и не особенно дружелюбный. Для просмотра рекомендуются этнографические музеи. Гулять в темное время суток опасно. Гулять в фавелах – смертельно опасно. Лично мне фавелы напомнили сильно разросшиеся наши родные гаражные кооперативы с разномастными, налепленными друг на друга, многоэтажными гаражами. Единственное подходящее для прогулок место – новый район-город, который находится под охраной и внешне похож на смесь Италии, Германии и Швейцарии. Красиво, безопасно, дорого.
6. Бензин стоит примерно 50 руб. / литр. Хорошее местное вино – 500 руб. / литр. Ужин в аутентичном ресторане с мясом и пивом 500-700 руб. / чел., аренда авто от 3 000 руб. / сутки.
7. Из Гватемалы легко можно совершить короткие экскурсии в Мексику, Белиз, Сальвадор и Гондурас на авто или самолете.
8. Виза в Гватемалу россиянам не требуется.
9. Валюту можно обменять в отделениях банков, либо снять в банкоматах. Доллары принимают с удовольствием.
10. Билет на самолет из Москвы стоит в районе 50 000 рублей в оба конца. Прямых рейсов нет.
11. В Антигуа масса отличных баров с музыкой всех стилей. Местный алкоголь отличный. Самое популярное пиво – Gallo. Из крепкого алкоголя популярен ром и местный напиток кетцальтека.

Ясь Лапин 5 августа 2018

Эдвард Хонакер / фото



***

Ох, как тяжело мне сейчас, столько дел...
Столько блюза послушай, столько пей.
Каждый день надо хотеть уехать,
И не важно куда – где теплей.
Занятой человек! «Колбаса деловая»,
Как говорил мне папа когда-то в детстве.
Столько снов впереди, одеяло, подушки...
И никуда мне от них не деться.
А ещё очень трудно смотреть. Глазами.
Каждый день я работаю веками.
Столько людей приходится видеть – ужас.
Я б поселился в районе с аптеками.
Заболел вот недавно, диагноз кошмарный.
«Неоперабельная фигня» написал врач.
Но я-то знаю, что болен тобою, стерва,
А иначе не был бы мой лоб так горяч.
Костюмчик сдам в прачку, а сам на диван,
В руку бутылку, в другую – подругу.
Я беру отпуск на неопределенный срок,
И пусть всё это дальше идёт по кругу.

Запросто! Стать к лету модным коучем 5 августа 2018

Оля Облогина / текст



Ты мечтал стать космонтавтом, когда вырастешь, но уже в школе понял, что не потянешь даже инженера. Ты мечтал стать писателем, но путал капучино с Купчино и эфирный с эфемерным (невымышленная история!). Ты пытался заниматься бизнесом, но потенциальные партнёры постоянно твердили одно и то же – «пакетик нужен?». И вот сейчас, когда ты уже в полной уверенности, что все твои таланты похоронены непонимающим художника обществом, мы открывает тебе секретную дверь: коучинг. Ну наконец-то! Ты будешь профессионально учить жизни всех, кого захочешь! Ведь ты уже доказал этому миру, что разносторонняя и легко обучаемая личность, когда сменил работу продавца на должность мойщика машин. Итак, наша формула покорения новых профессиональных горизонтов.

1. Придумай себе псевдоним.
Никого не волнует, что написано у тебя в паспорте. Имя и фамилия коуча – это то, что пишут на афишах максимально крупным шрифтом, поэтому нужно выдумать что-то действительно необычное и запоминающееся (Алексей Иванов, например).

2. Определись с названием лекции.
Наш совет – избегай цитат Ларисы Гузеевой и выдержек из песни про, прости господи, таяние льда. Иди другим путём. Возьми слова с утопичным оттенком (счастье, гуру, властвовать, магнат, покорять, президент) и аббревиатуры, которых никто не поймёт (ГМО, ДНК, МФЦ). Комбинируй одно с другим до тех пор, пока не добьёшься одновременно благозвучного и солидного словосочетания.

3. Найди помещение для тренинга.
Начальный этап коучинга предполагает скромный уровень расходов. Мы же предлагаем не тратиться совсем! Дождись час пика, направляйся к ближайшему фастуфуду и прямо там начинай вещать. Видишь, с какими ошарашенными лицами тебя слушают? Это потому, что никто ранее не давал этим людям столь ценных советов.

4. Выработай стиль.
Помни: ты не должен мямлить, картавить и доедать бургер во время лекции. Доедай лучше икру. Демонстрируй успешность на своём примере.

5. Выучи текст.
Для этого рекомендуем неделю-другую смотреть телевизор. Всё, что ты услышишь оттуда, смело можно использовать в качестве материалов для тренинга, разбавляя это своими живописными историями из детства. И пусть гвоздём номера станет какой-то эффектный трюк – к примеру, глотай шпагу или разбивай головой кирпич. И, к твоему счастью, в макдаках и прочих чебуречных в разгар дня ничего кроме «свободная касса»» не слышно, поэтому если собьёшься на середине выступления, никто не заметит.

6. Заботься о фотоотчёте.
Помни, главное на тренинге – чтобы тебя там кто-нибудь сфоткал. Хорошо, если на снимке ты будешь с одухотворённым лицом и взглядом вверх: когда разбогатеешь, напечатаешь на своей афише.

7. Начинай богатеть.

Закончив свой мастер-класс, собери со всех по 500 рублей. Скажи каждому, что это с учётом скидки.

8. Прокачивай скилл.
Когда ты овладеешь всеми навыками коуча, перестанешь говорят «чек» вместо «человек» и «поал» вместо «понял», выходи на новый уровень мастер-классов. Арендуй баннеры и рекламные стойки, распечатай своё лицо на флаерах и найми рабов, которые будут раздавать их на каждом углу. Если денег на всё это не хватит – возьми кредит, ведь кредиты созданы именно для этого.

9. Готово! Ты бог коучинга!
Не вдумывайся, в чём суть фразы, просто радуйся и пиши её на своих афишах.

10.
Все эти тайны коучинга мы открыли тебе абсолютно бесплатно, и в этом главная ошибка любого новичка. И чтобы закрепить знания, все прочитавшие наш инструктаж должны скинуться по 3 500, положить в конверт и отправить на адрес редакции.

Новые высоты 5 августа 2018

Екатерина Красса / интервью
Из личного архива Виктории Манучарян / фото


Каждый день новые победы, новые открытия и свершения происходят в школе танцев Rich Dance, руководителем и главным тренером которой является трёхкратная вице-чемпионка мира по акробатическим танцам, чемпионка России по модерну Виктория Манучарян. А количество наград и титулов воспитанников школы растёт быстрее, чем они сами. Поэтому Культ Личности снова возвращается в гости к Виктории, чтобы узнать всё о последних событиях в жизни маленьких чемпионов.



Совсем недавно команда Rich Dance была в Краснодаре. Какие соревнования там проходили?
– 11 марта в Краснодаре прошёл межрегиональный рейтинговый фестиваль по современным танцам STAGE, куда мы выезжали большой делегацией и откуда привезли десятки медалей. Я очень горжусь своими ученицами (улыбается). В этих соревнованиях принимали участие дети от 5 до 15 лет по таким направлениям, как танцевальное шоу и акробатические танцы, современный эстрадный танец, народный танец и джаз модерн contemporary. Жюри фестиваля по достоинству оценило групповой танец «Чёрные ангелы», где помимо сложных акробатических элементов также присутствует удивительная актёрская игра. Это же потрясающе, как маленькие дети искусно вживаются в своих персонажей и переживают эти образы так осмысленно и по-взрослому.
Я вообще люблю экспериментировать с дисциплинами, упражнениями, костюмами. Каждый новый номер – это обязательно уникальные комбинации элементов, концентрация творческих идей. И при постановке каждой новой программы всегда есть риск быть непонятым, ведь быть первыми тяжело, но, к счастью, такой высокий уровень соревнований, как, например, STAGE, обеспечивает и грамотное судейство, поэтому Rich Dance очередной раз стояли на пьедестале.

Девчонки, а что вы чувствуете перед началом соревнований и выходом на площадку?
Маша: Чем серьёзнее соревнования, тем сильнее волнение.
Но волнение – твой первый враг. Важно уметь с ним справиться, чтобы выступить и выложиться
помаксимуму.
Лиза: Конечно, волнение. Но поддержка родных, тренера и девочек из нашей команды меняет всё. Стоит только кому-то подойти, взять за плечо и сказать: «Я с тобой», как появляются силы свернуть горы.
Милена: К серьёзному чемпионату всегда необходима серьёзная подготовка. И страх перед выступлением – это нормально. Но я стараюсь от него отвлечься: вслушиваюсь в музыку, растанцовываюсь, и становится легче.
Раиса: Уверенность. Я всегда знаю, что у меня всё получится. Я много трудилась, и настало время себя показать.






   


А как тренер морально готовит своих воспитанников и себя к соревнованиям?
– Я всегда переживаю... Мне часто задают вопрос: «У тебя есть любимчики, и за кого ты больше всего болеешь?». А я люблю всех и верю в каждого, ведь мы большая танцевальная семья, и успех одного – это общий успех. Но, конечно, я переживаю за тех, кто проиграл или неуверен в себе. Именно эти детки в первую очередь получают мою поддержку.

Только что вы вернулись из Москвы, где участвовали в чемпионате России. Поделитесь результатами.
– В Москве в начале апреля прошёл чемпионат России МАРКС. МАРКС – это Международный альянс развития культуры и спорта, который к тому же является эксклюзивным представителем International Dance Federation (IDF), International Vocal Union (IVU), SDK Europe в России. Уникальность этого мероприятия не только в его высоком статусе и уровне престижа, но и в том, что данный чемпионат проводится сразу по нескольким стилям. Это очень удобно, потому что есть возможность собрать большую команду участников. Хочу выразить отдельную признательность за помощь в организации наших поездок Армянской общине «АНКА НАИРИ», ООО «МСК-Юг» и ООО «Русь Агро». Это те самые организации, неравнодушные к детскому спорту не на словах, а на деле.

В делегацию Rich Dance попали все наши звёздочки и выступили с ошеломительным успехом: в каждой категории и во всех возрастных группах у нас есть призовые места и много золотых медалей. Также накануне этих московских соревнований мы поставили, например, новую программу «Жертвы Освенцима» и стали серебряными призерами.



Звездочки, какие эмоции у вас были во время награждения? чемпионат России – это всё-таки очень серьёзно.
Даша:
Я была очень рада всем своим местам. Награждение – это самая приятная часть.
Катя: Во время награждения сначала всегда есть страх не услышать своё имя, но после его объявления ты просто взрываешься от радости и счастья.
Ева: Радость. Большую-пребольшую.
Аня: Соревнования в Москве были моими вторыми с командой Rich Dance. Девчонки очень меня поддерживали. На награждении я стояла и думала, что могу снова оказаться второй, как было на некоторых других соревнованиях, поэтому едва не расплакалась, когда услышала своё имя как победителя.
Софья: Во время награждения никогда не знаешь, как себя вести. Есть и лёгкая нервозность,
и ожидание, а потом буря эмоций и искренняя улыбка.



К какой новой чемпионской планке в вашем виде спорта вы стремитесь?
Девочки наперебой: чемпионки мира, конечно, и неоднократные! Многие из нас уже не только чемпионки России, но и Европы. Поэтому теперь только вперед!

А теперь узнаем секрет у тренера: как же воспитать чемпиона?
– Секрета нет, есть незаменимое правило: как только сходишь с пьедестала, снимаешь корону, выбрасываешь медали, ты снова рядовой спортсмен, и нужно начинать всё с чистого листа. Расслабляться нельзя, всегда нужно работать. Ведь пока ты будешь праздновать победу в эйфории, твой мотивированный соперник будет исправлять все свои ошибки и становится сильнее. Здесь так же работает и обратный принцип: когда ты падаешь и падаешь, но однажды встаёшь, тогда падают твои соперники, и уже навсегда. В спорте крайне важно научиться преодолевать свои собственные барьеры и совершать невозможное (улыбается).

Как работают эти принципы в жизни?
– Спорт воспитывает, формирует твою личность, учит решать проблемы (и не только спортивные) и также учит мечтать. Каждый спортсмен, прежде чем стать чемпионом, прошёл сквозь определенные испытания и терпел поражения и, только, преодолев всё это, стал настоящим победителем. А в жизни, снимая чешки и покидая зал, ты всё равно остаёшься в спорте, только теперь твоя арена – это дом, школа или работа.

Поделитесь, пожалуйста, своими планами на ближайшее будущее.
– Ответ всегда почти одинаковый: работать. После чемпионата России и Европы нас ждёт чемпионатов мира в Венгрии в конце мая. Пора готовиться. Спорт для меня – это не только работа, это мой источник жизни, мои витамины и мой иммунитет. Он всегда на первом месте.

Человек из Буша 5 августа 2018

Саша Черезо / текст

В своё время коренным народам разных континентов пришлось хлебнуть горя от европейских эмигрантов. Да, когда-то неприкаянные жители старого континента рванули по всему миру покорять и развивать. Обе Америки, Африка, Юго-Восточная Азия и Австралия были в кратчайшие сроки заполнены голландцами, британцами, испанцами, португальцами, французами. Поэтому, наверное, даже и справедливо, что сейчас происходит обратный процесс – за лучшей жизнью все стремятся в красиво дряхлеющий союз. Но не об этом сейчас.



Среди притесненных европейскими ценностями оказались и австралийские аборигены. С момента начала колонизации их и без того малая численность (даже по самым оптимистичным расчётам их было около 1 миллиона) снизилась до 60 тысяч в 1921 году. Казалось бы, у бушменов уже и не осталось никаких шансов. Но начиная с 1967 года ранее предоставленные аборигенам гражданские права были закреплены юридически.

В настоящее время темпы роста численности аборигенов (в силу высокой рождаемости) значительно превышают среднеавстралийские. С конца 1960-х гг. развивается движение за возрождение культурной самобытности, за обретение юридических прав на традиционные земли. Во многих штатах изданы законы, предоставляющие земли резерваций в коллективное владение австралийцев на условиях самоуправления, а также охраняющие их культурное наследие.

Одним из основоположников возрождения стал Дэвид Юнайпон – проповедник, изобретатель, писатель и журналист родом из аборигенов Австралии (народ нгарринджери). Родился в миссии Пойнт-Макли (ныне Рауккан) на берегу озера Александрина, округ (ныне национальный парк) Куронг, Южная Австралия. Дэвид Юнайпон был сыном Джеймса Юнайпона, первого аборигенного проповедника. Он был обладателем 10 патентов, в том числе на машину для стрижки (да-да, именно той которой стригут брадобреи), однако не имел достаточно денег для широкого внедрения своих изобретений. По этой же причине некоторые из аборигенных историй, собранных и обработанных Юнайпоном, опубликовал в 1930 г. под своим именем антрополог Уильям Рэмси Смит (кстати, пройдоха шотландец) в книге «Мифы и легенды австралийских аборигенов» (Myths and Legends of the Australian Aboriginals). Позднее выяснилось, что Юнайпон, нуждавшийся в деньгах, продал ему свои рассказы. В 2006 г. эти мифы были опубликованы под именем Юнайпона и в оригинальной форме в книге «Легенды австралийских аборигенов» (Legendary Tales of the Australian Aborigines).

Как и его отец, Юнайпон был очень религиозен. Он считал, что духовность австралийских аборигенов имеет родство с христианской духовностью. По поручению Ассоциации друзей аборигенов он занимался сбором средств на благотворительные проекты. В ходе своих путешествий он общался со множеством интеллектуалов, заинтересованных в отстаивании прав аборигенов. Путешествия дали ему возможность прочесть ряд лекций о положении коренного населения Австралии и их культуре. В то же время в ходе путешествий ему нередко приходилось сталкиваться с проявлениями расизма, когда из-за цвета кожи ему отказывали в жилье и пище.

Сегодня его память увековечена изображением на банкноте в 50 австралийских долларов.

Частная медицина: разговор по душам 5 августа 2018

Вероника Крутина / интервью
Андрей Краснопёров / из личного архива «Лор Клиники» / фото


Два незнакомых человека, без точек соприкосновения в виде профессиональных интересов или общих временных эпох, и полтора часа увлекательной беседы – кажется, здесь нельзя поставить знак равенства. Только не когда автор «Культа личности» пришёл к главному врачу ООО «Лор Клиника», кандидату медицинских наук, доценту кафедры оториноларингологии СтГМУ Татьяне Ивановне Иволга, которая подчеркивает необходимость личного контакта в работе врача. Зачем с пациентом нужно общаться и за чем будущее – платной или бесплатной медициной, а также многое другое, что мы успели обсудить – в этой статье.



Оказывается, стать врачом Татьяна Ивановна решила не из-за какого-то рокового случая или знака судьбы, а просто решила. Работа лор-врачом, а затем заведующей лор-отделением Краевой клинической больницы отнимала личное пространство – как быть мамой, женой и интересным человеком с ненормированным рабочим днём?

«Я смотрела на старших коллег, которые посвятили себя хирургии, и мне казалось, что они становятся похожими на роботов: работа-дом-работа, но такова профессия врача. В государственных медицинских учреждениях много моментов, которые тебе хочется изменить или усовершенствовать. Так появилась мысль о создании частной клиники, которая отнимает не меньше, а даже больше личного времени, но ты понимаешь, что это твое творение, детище и, самое главное, ты несешь ответственность за всё, что происходит в клинике».

«Лор Клиника» открылась в 2010 году, когда частных медучреждений было мало, в основном стоматологические кабинеты, сейчас же – четыре частные клиники только на одной улице. Семь лет назад «Лор Клиника» выбрала узкую специализацию, в которой планировала развиваться, единственным дополнительным направлением была пластическая хирургия. Спрос был, есть и будет: все хотят быть красивыми, несмотря на возраст и обстоятельства. Но сейчас в среде с высокой конкуренцией нужно расширяться, поэтому у «Лор Клиники» появились смежные специалисты: педиатр, гастроэнтеролог, аллерголог, эндокринолог и ультразвуковая диагностика (УЗИ). Это стало необходимым и в профессиональном плане, потому что некоторые лор-заболевания являются следствием процесса в смежных органах и системах.

Чем объясняется рост частных клиник?
– Под влиянием усложнившейся экономической ситуации люди стали взвешенно подходить к вопросу эффективного использования своих ресурсов, как материальных, так и временных. Пациенту стало важно получить ощутимый результат за короткий срок. Темп нашей жизни ускоряется, люди выбирают услуги, эффект от которых будет получен в минимальное время. Несмотря на то, что платные услуги обходятся значительно дороже, пациенты готовы платить больше, поскольку время для большинства из них – ещё более дорогой ресурс.

Значит, дело в экономии времени?
– Не только. На днях пациентка после приёма вышла со слезами на глазах, сказала, что её ещё ни разу так не смотрели – с вниманием и добрым отношением, подробно объясняя лечение и спокойно отвечая на вопросы. Поликлиническим врачам просто не хватает времени на индивидуальный подход. Нормы, требующие быстрого осмотра, большие объёмы письменной работы и прочее. Появляется профессиональное выгорание, спровоцированное тем, что работа с людьми сама по себе сложная, сил и времени отнимает много, а заработная плата, которая является одним из главных стимулов, всё ещё остаётся низкой. Когда к нам на работу приходят врачи из госучреждений, я прошу их забыть о том, что нужно проводить осмотры быстро, потому что у нас главное – качественно!

Важно наладить контакт с пациентом: выслушать его, заслужить доверие, чтобы он почувствовал, что вы действительно вникли в его проблему, – тогда работа будет более эффективна. Ведь положительный результат в лечении – это сложившийся тандем врача и пациента.



 


Популярно мнение, что врач должен быть несколько отчуждён, чтобы сохранить холодный ум.
– Ровное холодное сердце – это хорошо для операционной, а при консультации и лечении хороший врач должен сочувствовать, сопереживать, должен бояться не навредить!

Возможно ли, что в будущем мы откажемся от государственных больниц и поликлиник?
– Нет, от государственных учреждений нельзя отказаться. Сейчас в СМИ обсуждается переход к частно-государственной и частной медицине, но важно, чтобы это происходило правильно! Ведь многие больницы подразумевают под этим переходом лишь выделение платных услуг, которые в результате ничем не отличаются от бесплатных. Да, пациент может получить услугу быстро, но подход будет одинаковым – качество платных услуг в государственных учреждениях, на мой взгляд, заметно уступает частным клиникам. Конечно, недочёты в работе бывают и у частных структур, особенно если руководители относятся к этому исключительно как к бизнесу.

На моих глазах после осмотра ребёнок получил конфету у администратора, оказывается, так заведено. В «Лор Клинике» эндоскопические осмотры, оборудование, которое есть не у всякой государственной больницы, хотя развиваться частной медицине сложнее – средства из бюджета их не касаются, исключительно самофинансирование. Спрашивать, как Татьяна Ивановна относится к своему детищу, мне показалось неуместным.

Несмотря на качество и экономию времени, многие всё же относятся к частным клиникам с недоверием, почему?
– Государственная больница или поликлиника привычнее. К тому же негативные случаи в частной медицинской практике порождают шумиху в СМИ, отчего у людей возникает страх. В государственных медучреждениях тоже есть негативные моменты, просто об этом почти не упоминают в прессе, потому что их разбирают на другом уровне. На деле же в частных клиниках врачи не хуже, чем в государственных, а оказание медицинской помощи, по сути, ничем не отличается. У меня правило: пациенту с тяжёлой сопутствующей патологией в операции я откажу. Мне нужно, чтобы от нас пациент получил высококлассную специализированную помощь и остался доволен, осознанно на слишком большой риск я не пойду. Лучше мы меньше заработаем, чем будем рисковать здоровьем пациента.

Частные клиники не могут прятаться за спиной огромной бюрократической машины, они остро
ощущают ответственность за своих пациентов, поэтому особенно стараются. Как это делает
Татьяна Ивановна: предоставляет врачам достойную заработную плату и возможность профессиональной реализации и требует полной отдачи. Она признаётся, что стремится с работниками соблюдать порядки оказания медицинской помощи, законодательную юридическую базу, чтобы не было поводов для возникновения жалоб и разборов в соответствующих инстанциях.


Онлайн-консультации и диагнозы по электронной почте как форма общения с врачами становятся все более популярными, есть мнение, что именно так будет устроена медицина в будущем. Согласны?
– Нет, телемедицина прекрасна как дополнение, в качестве, например, предварительного осмотра, если пациент находится далеко, но всё же диагностика и лечение при личном контакте – самая эффективная система. Это как беседа по скайпу: здорово, когда нет другого выхода, но общение вживую ничто не заменит. Меня, бывает, клиенты просят посмотреть горло по What’s up. (Смеётся.) Я как лор без очного осмотра вряд ли смогу поставить диагноз верно и назначить лечение.

Но будущее медицины будет зависеть не только от развития высоких технологий, но и от специалистов нового поколения, на что Татьяна Ивановна может повлиять, так как она является сотрудником медицинского университета и «Лор Клиника» является базой кафедры оториноларингологии СтГМУ: студентов обучают и теоретически, и практически.


Перспективных специалистов видно сразу?
– С первых занятий становится понятно, что может получиться из студента, в зависимости от того, есть ли у него желание получать знания, стремится ли он к обучению. Многие студенты, учась в университете, дежурят в больницах, получая опыт, расширяют границы своих знаний. Сейчас модно ругать молодежь, но я хочу сказать, что у нас много талантливых, толковых ребят.

В чем главное отличие между западной и российской медициной?
– За рубежом врачи не имеют отношения к деньгам – за всё платит страховая компания. Они не тратят свои способности и время, обдумывая, как бы подзаработать денег, а у нас врачам приходится иметь несколько работ, чтобы содержать семью. С нашим устройством медицинской системы пациенты и врачи портят друг друга: больной старается заплатить даже за бесплатные услуги, врач привыкает к денежным отношениям, а качество в итоге лучше не становится. Избавиться от этого довольно сложно, мы сами породили эти отношения.



Может, стоит всю медицину сделать платной, то есть частной?
– Есть направления, где люди вообще не должны думать о деньгах. На мой взгляд, это онкология и сердечно-сосудистая патология. Человек, у которого обнаружили рак или инсульт, – априори пострадавшая сторона. Почему он должен судорожно искать деньги для оплаты исследований, операций? В наших реалиях, работая с такими пациентами, как онкологические, профессиональное выгорание происходит быстрее, меняется отношение к жизни, учитывая, какая тяжелая работа психологически, к тому же если врач работает 24 часа в сутки, чтобы получать достойную заработную плату. Пожалуй, это должно решаться на государственном уровне. Хотя нужно понимать, что ни одна услуга в здравоохранении не является бесплатной, всё зависит от того, кто платит – страховые компании (ОМС, ДМС) или сам пациент.

А профессиональное выгорание не связано с возрастом?
– Возраст – это ступень в росте и развитии человека, не то, сколько лет, а как ты себя чувствуешь, как ты к этому относишься. Хотя, даже имея огромную энергию и молодость, наличие болезни делает всё остальное совершенно неважным и ненужным.

Профессиональное выгорание связано с постоянной ответственностью за жизнь пациента, с ошибками, которые совершаются в процессе работы, с осознанием того, что врачи «не боги» и, к сожалению, не все зависит от профессионализма специалиста.

Такая напряженная работа, как у врачей, требует отдыха и душой, и телом. Как вы «перегружаетесь»?
– Лучший способ отдохнуть для меня – это путешествия. Отправляясь в ту или иную страну, познаешь культуру, историю, получаешь новые впечатления. Никакая материальная вещь не заменит впечатления, привезенные из путешествия и оставшиеся с тобой на всю жизнь.

Что самое тяжелое в работе врача?
– Когда ты понимаешь, что сделал всё, что было в твоих силах, но это не помогло. Жизнь – это
стечение обстоятельств, случайности, игра судьбы в целом. Как в «Чёрном лебеде» Нассима Николаса Талеба – непредвиденные или труднопрогнозируемые явления и события оказывают значительное влияние на ход событий в истории. В медицине с «чёрными лебедями» сталкиваются часто, что интересно, но сложно: возникла непредсказуемая ситуация, открывается второе дыхание, чтобы разрешить проблему, хотя ты всё ещё не уверен, ведь ситуация сама по себе чрезвычайная. Успешность человеческих начинаний, как правило, обратно пропорциональна предсказуемости их результата.

Кто-то говорит, что жизнь чёрно-белая, я считаю, что жизнь – это синусоида: подъём, плато, спад, а потом опять подъем. Без спада невозможен подъём: зачастую какое-то негативное на первый взгляд обстоятельство является толчком, который заставляет нас вырваться из комфортной и успешной жизни, чтобы открыть в себе новое и добиться большего.

Марина Рябова 30 июля 2018

Дата рождения: 06.09.1984 г.
Место рождения: г. Грозный
Образование: инженер-технолог



ДИРЕКТОР ПО РАЗВИТИЮ РЕСТОРАННОЙ СЕТИ PATIOREST


• В ресторанной сфере уже 6 лет.

• За время работы в должности директора по развитию было открыто 4 заведения: «Орегано», «Тай», «Патио Верона» и кофейня JuliusMeinl.

• Окончила курсы сомелье (2014 г.).

• Одним предложением я бы описала Patiorest так: живой организм, в котором каждый день как целая жизнь.
• …вино – это магия, создаваемая невероятным человеческим трудом и любовью!


ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ЙОГИ

• Обучаю йоге уже 10 лет.

• Обладательница сертификата инструктора по фитнесу (2007 г.) и международного сертификата основного уровня аштанга-виньяса йоги (2011 г., Санкт-Петербург).

• Побывала более чем на 20 мастер-классах и семинарах.

• Самые любимые асаны в йоге: балансы и перевёрнутые.

• …приготовление индийских блюд – это целый ритуал с использованием просто огромного количества специй!

Волшебная флейта Царицы Ночи: опера с подтекстом? 30 июля 2018

September66 / текст

Говорят, рыбы съели пенис Осириса. В час, когда вероломный бог Сет, жадный до авторитарной власти, раскидал тело брата по всему Египту. Напрасно остроухий Анубис искал утерянную часть своего родителя, канувшую в мутной воде Нила. Глупые и прожорливые твари лепидот, оксиринх и фраг уже сделали своё чёрное дело, с тех пор египтяне презирают этих рыб и брезгуют ими. Пришлось безутешной вдове Исиде, родной сестре покойного и убийцы, лепить новый член из глины. Глиняный пенис вышел на славу, украсив первую мумию на Земле. Бережно коснувшись его губами, Исида вдохнула жизнь в усыхающие чресла мужа, подарив ему наследника Гора, а окружающим радость орального секса. Хотя у древних греков есть на этот счёт своё мнение.



 


По странному стечению обстоятельств, единственная опера Моцарта, в которой упоминаются Осирис и Исида, называется «Волшебная флейта». В ней нет физиологических подробностей, зато много большой и чистой любви. Моцарт написал её незадолго до смерти, максимально усложнив жизнь любителям досужих домыслов и масонских заговоров.

30 сентября 1791 года в венском театре Freihaus auf der Wieden впервые давали «Волшебную флейту». Автор, известный виртуоз и третий капельмейстер императорского двора, уже давно не видал такого успеха. Роскошная жизнь музыканта на Гроссе Шулерсштрассе с поваром, экономкой и парикмахером закончилась вместе с триумфом «Фигаро». Нынешний Моцарт болел и отчаянно нуждался, перебиваясь случайными заработками. Но сегодня всё было, как раньше: целый зал народа, цветы, восторги и рукоплескания. Особый интерес зрителей вызвали скрытые намёки, отсылающие к ритуалам «вольных каменщиков». По слухам, и автор, и директор театра имели к ним самое непосредственное отношение. В свете последних событий это интриговало и будоражило публику: после французской революции на масонство ополчились все кому не лень. Особенно злобствовали иезуиты, требовавшие запретить орден, оскорбляющий чувства верующих. Но «Волшебная флейта» никого не оскорбляла: Моцарт на пару со своим приятелем Эмануэлем Шиканедером создали комичный и трогательный симбиоз кукольного спектакля с цирковым представлением. На фоне чудесного музыкального сопровождения.



– Что меня радует больше всего – это немое одобрение! – написал Моцарт жене после премьеры. Сдержанная похвала «товарищей по партии» взволновала автора больше оваций публики. «Волшебная флейта» до сих пор вызывает жаркие споры. Одни видят в ней классическую лав-стори, другие – ироничную сказку с хеппи–эндом, третьи – философскую притчу о жизненном пути, ну а самые продвинутые – заказ венской масонской ложи, в её священной борьбе с церковью за души электората. Сюжет только на первый взгляд кажется бесхитростным.

Египетский принц Тамино призван спасти принцессу Памину. Девушку похитил коварный маг Зараостро, глава подпольной религиозной организации. Храм Исиды и Осириса выступает одновременно его штаб–квартирой и местом содержания несчастной жертвы. Мать принцессы, властная Царица Ночи, снабжает Тамино волшебной флейтой, обещая в случае успеха руку дочери. Компанию отважному юноше составляет случайный попутчик, придурковатый птицелов Папагено, тоже присматривающий себе подружку. Второй комический персонаж, зловещий мавр Моностатос, охраняет Памину, имея на неё немалые виды. По ходу действия молодые люди влюбляются друг в друга, проверяя чувства чередой испытаний, предложенных жрецами. Зараостро в итоге оказывается добрым малым, а будущая тёща Тамино – злобной фурией, которой самое место в преисподней. Куда она вскоре и проваливается, вместе со всей своей шайкой-лейкой. В финале – триумфальный хор жрецов, венчающих влюблённых коронами Мудрости и Красоты. Путь к Истине через обряд посвящения...




 


Конечно же, всё здесь шито белыми нитками. Секретная команда Зараостро – самое что ни на есть тайное масонское общество, а мадам Царица Ночи с приспешниками – конкурирующая церковная институция. Имя верховного жреца и вовсе относит нас к зороастрийским истокам. Цифра «три», близкая масонской философии с её тремя степенями посвящения, пронзает всю поэтическую конструкцию. Все арии, да и сама увертюра к опере, начинаются с трёх аккордов, пение преимущественно трёхголосное, в оркестровой яме господствуют трезвучия и секстаккорды. Лишь Царица Ночи, не причастная к царству посвященных, в своей вокальной партии опирается на кварту. Зато ей прислуживают три дамы, как и Зараостро – три мелких Гения. Жрец трижды обращается к Тамино перед тем, как в лучших масонских традициях подвергнуть соискателя трём испытаниям. В нагрузку идут троекратные поцелуи при встречах, 6 львов Зараостро и 18 пирамид его царства. Подлинно гётевская атмосфера построения храма согласия, мудрости и красоты венчает монументальную картину победы масонских идеалов. Говорят, Гёте пришёл в восторг от оперы и собирался писать продолжение. Не представляю, как могла появиться версия об отравлении Моцарта масонами после такой мощной пиар–кампании. Впрочем, другая, о смертельной зависти сверхуспешного Антонио Сальери к своему вконец обнищавшему коллеге, ничем не лучше, Александр Сергеевич определённо погорячился.

Подобные детсадовские страсти могли бы вызвать взрывы хохота при египетском дворе, описываемого Шиканедером периода. Кровосмешение, инцест, содомия, зоофилия и прочая «садамаза» определяли досуг влиятельных граждан. Молва о грозных воинах фараона, всегда готовых анально покарать своих поверженных врагов, гремела по Древнему миру. Всех их
с трудом, но можно понять: достаточно беглого взгляда на легенды и мифы, тянущиеся из глубины веков, чтобы волосы зашевелились не только на голове. Это вам не Иван-царевич, невинно тискающий земноводных по болотам. Верховный бог Ра, изливающий семя себе в рот для самооплодотворения, играет совсем в другой лиге. Его потомки Осирис, Сет, Исида и Нефтида ничем не лучше. Мало того что ближайшие родственники сочетались законными браками, плодя мутантов, так ещё мечтали о дальнейшем внутрисемейном спаривании. Приняв обличье сестры, Нефтида залезает в постель её мужа, порождая Анубиса, дитя порока и генетических отклонений. А Сет, вожделеющий жену убитого и расчленённого им же брата Осириса? Надругавшийся над родным племянником! Который, кстати, и замыкает цепь бесчинств красноглазого властелина, кастрируя озабоченного дядю к чёртовой матери! Понятное дело, что древние жители Египта временами копировали поведенческие рефлексы своих мифологических персонажей. Наверное, потому и плохо кончили. Но это уже совсем другая история...



P. S. Весёлая опера по египетским мотивам озарила последние дни Вольфганга Амадея Моцарта, неожиданно закончившего путь блестящего музыканта в общей могиле на шесть человек. Его друг и соратник по масонской ложе Эмануэль Шиканедер, написавший в общей сложности сотню пьес и либретто, одно время здорово поднялся, но кончил в психушке. Зато «Волшебная флейта» до сих пор живее всех живых, украшая репертуары музыкальных театров по всей планете. Правда, Древним Египтом в ней давно уже и не пахнет.

Безусловная поп-философия или уроки баланса для заложников успеха 30 июля 2018

Первого января 2017 года Финляндия запустила эксперимент, который, кажется, может изменить очень многое в нашей с вами жизни. Уже изменил, судя по тому, как эта тема муссируется в Facebook. Страна ввела безусловный основной доход (БОД) и выплачивает по 560 евро двум тысячам финских безработных на регулярной основе. Просто за то, что они есть и являются гражданами. Цель эксперимента – понять, как БОД может повлиять на рынок труда, станут ли люди бездельничать или продолжат искать работу?



Конечно, финны далеко не первые вступили на этот путь. Впервые о БОД задумался один из столпов американской государственности, писатель Томас Пейн. В конце XVIII века он опубликовал работу «Аграрная справедливость», предложив выплачивать всем совершеннолетним гражданам страны определенную сумму, рассчитанную путём справедливого перераспределения доходов аграрного сектора. Тогда платить гражданам так и не стали, но прецедент запомнился и породил многократные попытки воспроизведения в последующие годы. Однако никогда ни одно государство столь масштабно и всерьёз не подходило к внедрению БОД, как это сделала Финляндия.

Надо сказать, что толчком к смелому эксперименту стало не только желание создать стране имидж продвинутого государства, но и очередная технологическая революция, происходящая прямо сейчас. Благодаря достижениям человечества в области искусственного интеллекта, уже к 2020 году в одних только Штатах 5 миллионов рабочих мест займут роботы. А прибавьте к этому уберизацию экономики, частично вынужденный отказ поколения миллениалов от собственности и социальное неравенство! Вывод напрашивается сам собой – пора переосмыслить не только рынок труда, но и вообще базовый принцип, по которому граждане получают средства к существованию.

Простите за такую массивную вводную, но без хорошей основы не будет дискуссии, а дискуссия – это едва ли не единственное, что за нас не смогут делать роботы. И слава богу, в какой бы традиции мы его не воспринимали. Всё это, конечно, звучит, словно несбыточная левацкая мечта – «вкалывают роботы, а не человек». Но что если мы слегка абстрагируемся от политэкономии и зададим себе вопрос: «А стали бы мы заниматься тем, чем занимаемся, если бы каждый из нас ежемесячно получал деньги, достаточные для достойного существования?». Каков вообще должен быть баланс жизни и работы?

Чем старше становишься, тем более неочевидными становятся ответы. Ещё несколько лет назад я бы с ненавистью отринул любые социалистические идеалы, хотя бы потому, что помню, с чем оставил СССР поколение моих родителей. Но теперь, когда мне почти тридцать, в жизни появляются новые ценности. Благодаря которым приходит осознание, что в жизни есть не только работа. Что тот мифический успех и деньги, к которым стремился до этого, оказываются в равновесии, а чаще всего, с треском проигрывают двум лишним часам в день, проведенным с близкими. Добавляем сюда маячащий на горизонте БОД и ещё раз задаём себе вопросы: «Стал бы я работать на своей работе или вести именно этот бизнес? Тем ли я вообще занимаюсь? Должен ли я менять дополнительный доход на собственное здоровье или свободное время?». Только честно, для себя, не для мотивационного поста в сами-знаете-какой социальной сети.

Конечно, мы в России никакого БОДа не получим, хотя предпосылки в виде условно-народных углеводородных залежей у нас есть. Мы просто не производим достаточно добавленной стоимости, чтобы без потерь для экономики распределить средства согласно принципу безусловного дохода. И, по-хорошему, этот абзац должен открывать сегодняшнюю колонку. Загвоздка в том, что я написал бы её даже бесплатно. И только это ощущение по-настоящему стимулирует творческий и рабочий метод.

Проникновение в суть вещей 30 июля 2018

Екатерина Красса / интервью
Из личного архива Андрея Самарина / фото / рисунки


Пока наш город живет своей жизнью, работы ставропольского художника Андрея Самарина покоряют миллионные аудитории в социальных сетях. И безусловной мировой популярностью пользуется именно академический рисунок, проникающий в суть вещей и пронизывающий любой объект будто рентгеновским зрением.



Что собой представляет академический рисунок и в чём его особенность?
– Академический рисунок – классическая техника рисования в чистом виде, обогащенная всеми базовыми знаниями. Это погружение в суть вещей: конструкцию или анатомию, композицию, перспективу, светотень и т.д. Академический рисунок предполагает использование графитных карандашей (90 %), угля, графитных мелков, сепии и пр. Но у меня есть и свои секреты: иногда рисунки в академической технике я выполняю с использованием детских цветных карандашей (у меня трое детей, поэтому таких карандашей у нас дома много), в основном чёрным, синим и красным. Например, такой чёрный карандаш напоминает прессованный уголь, но работать с ним гораздо проще.




 


Я могу назвать академический рисунок своего рода «честностью» в искусстве, благодаря его естественности и реалистичности. Я рисовал с раннего детства (с 5 лет), прошёл все обязательные образовательные этапы, а после выпуска ещё 13 лет простоял у мольберта, преподавал, продолжал учиться и создал первую частную в России художественную студию.

Изначально много писал маслом, потому что в нашем регионе это коммерчески удачное направление, но я график по сути своей. И только, наверное, последние два года, когда запустил в студии курс по академическому рисунку, стал углубленно заниматься именно графикой, рисовать портреты и фигуры, разбираться самым подробным образом в анатомии человека и публиковать свои работы в личный аккаунт Instagram.

И сколько людей сейчас следит за вашим творчеством в Instagram?
– Аккаунт @andreysamarin существует около двух лет, и я никогда не делал чего-то особенного для его продвижения: просто выставлял свои работы, нарисованные, как говорится, «в комод». (В студии Андрея стоит громадный старинный комод, где хранятся его личные рисунки.) И вот в течение нескольких месяцев количество подписчиков начало расти в геометрической прогрессии и теперь составляет более 320 тыс. Суммарное количество людей, увидевших мои работы в других аккаунтах, в том числе миллионниках, мне вовсе сложно представить.



Мои академические рисунки можно увидеть в @arts_help (2.6 млн подписчиков),
@worldofartiasts (2.2 млн подписчиков), @worldofpencils (1.4 млн подписчиков), во многих верифицированных тематических аккаунтах поменьше, посвященных именно академическим рисункам и этой техники в целом, а также на личных страничках российских и западных звёзд, чьи портреты я когда-либо нарисовал.

У вас также крупнейшее (среди ставропольских) сообщество на Facebook. Какая аудитория там?
– Сейчас в моём сообществе на Facebook около 10 тыс. подписчиков, раньше оно было посвящено только студии. Здесь публиковались работы учеников, различные видео, но теперь для англоязычной аудитории я собираюсь переводить и название сообщества и посты писать на двух языках. Уже неоднократно крупный ресурс Drawing Pencil, за которым следит целая армия поклонников (я не шучу, почти 12 млн подписчиков), размещал у себя мои работы и даже целый альбом, который собрал более 7 тыс. репостов.



 


А что именно, на ваш взгляд, вызывает такой большой отклик?
– Мне кажется, что, в первую очередь, это связано именно с русской школой академического рисунка, которая ценится во всем мире наряду с русским балетом или русской классической музыкой. Ещё никому не удалось даже приблизиться к такому глубокому пониманию рисунка и к такой самобытной методике преподавания академической техники, как у нас. Возможно, это связано с нашим типом мышления или устройством языка, от этого и совсем другое качество исполнения.

Особенно оживленные дискуссии рождаются, когда мои работы с обнаженной натурой попадают в такой интернациональный поток, где присутствуют люди с абсолютно разным мировоззрением и религиозными убеждениями, ведь для некоторых изображение оголенного человеческого тела – табу.



Графика иногда бывает очень провокационной. Однако наибольшей популярностью всё-таки пользуются работы, где тела не полностью открыты и обнажены, людям нравится загадка, в ней
порой больше откровенности. А так же нравятся портреты знаменитостей.

В каждой из частей света находит отклик своя стилистика и жанр рисунка. Так, например, на Западе монохромные изображения и рисунки в академической технике (в том числе чёрно-белые фотографии) привлекают больше внимания, а на территории России и СНГ спросом пользуются зрелищные картины, тут людям нравится живость и яркость.

Почему так складывается?
– Возможно, потому что общественный вкус наших соотечественников ещё не полностью сформировался, также, безусловно, есть и этнокультурный компонент: разное историческое и культурное развитие. Иностранцам нравится проникать в пространство конструкции, и академический рисунок позволяет нам это сделать, лучше понять себя и посмотреть на себя со стороны под разными углами. Всё, что есть в человеке – это функция, поэтому он так идеально устроен. И особенно интересно знать, какую функцию выполняет каждая конструктивная часть.



И как в целом художникам живётся в социальных сетях?
– Сейчас очень удобно. Я как художник не провожу никаких выставок, только в студенческое время участвовал в паре незначительных, но они не считаются. А с современными компьютерными технологиями в них вовсе пропала необходимость: в то время как количество посетителей любой выставки ограничено, в Интернете за считанные минуты твои работы могут увидеть миллионы. Помимо этого для меня имеет огромное значение публикация работ на узкоспециализированных профессиональных ресурсах, где другие художники, искусствоведы и критики экспертно оценивают уровень владения академической техникой. Такие площадки малочислены, зато там «своя тусовка». Например, Academic Art Works, такие сообщества можно по пальцам пересчитать.




 


А ещё социальные сети занимают высокое место в поисковой индексации в Интернете, благодаря активности аудитории и качественному оригинальному контенту, поэтому запросто заменяют сайт. Мне приятно, что, живя в провинциальном городке, я имею возможность транслировать своё творчество на весь мир.