Пошли в гору 90 дней назад (23 июля 2018)

Вероника Крутина / интервью
из личного архива Сергея Васильева и Олега Иванова / фото



Зимний сезон – это не только свитера, оливье и бесконечные поводы дарить подарки, но и покорение горных вершин: на сноуборде, на лыжах или просто пешком, с ароматным глинтвейном в руке. Последние несколько зимних сезонов только и слышно, что про Архыз – активно развивающийся горнолыжный посёлок, который удивил всех хорошим сервисом, чистотой и новизной. При этом горнолыжный курорт продолжает расстраиваться и расти – начал работать ресторанно-развлекательный комплекс «Трамплин 1650», который заметно выделяется на фоне привычных маленьких закусочных современным дизайном и профессиональным подходом к кухне. «Культ личности» встретился с основателями «Трамплин 1650» Олегом Ивановым и Сергеем Васильевым, чтобы узнать, каково начинать серьёзный ресторанный проект в современной России, вести бизнес и оставаться друзьями, а также что такое апре-ски и почему нам всем его не хватает.







Олег Иванов и Сергей Васильев – владельцы медицинской компании «Флорес», которая была создана больше 15 лет назад благодаря слиянию двух самостоятельных, довольно успешных, но небольших фирм. Как признаются партнёры, когда страна начала меняться, стало понятно, что большие компании поглотят маленькие, поэтому предприниматели решили объединить фирмы: активы, коллективы и всё остальное. В течение многих лет «Флорес» упорно развивалась, улучшая финансовые показатели, капитализируя активы, стремясь выйти на определённый уровень прибыли, который бы позволил бизнесменам рассмотреть и другие сферы для инвестирования. Достигнув определённых результатов, предприниматели задумались об инвестировании, а в это время поползли слухи, что строится дорога на Сочи…

Олег Иванов: В Нижней Ермоловке (посёлок в 20 км от Архыза) у нас с братом была недостроенная дача, в какой-то момент я решил, что здорово было бы построить такой дом, куда бы не только с семьёй приезжать, но и с коллективом «Флорес» – своеобразную загородную базу. В поисках места под строительство я ездил по аулам и ущельям, однако слухи о дороге на Сочи не давали покоя. Чуть позже появилась информация, что строится не дорога, а курорт, мы попытались узнать подробности, но нас уверили, что это лишь чьи-то домыслы. Весной 2012 г. официально объявили об открытии новой канатной дороги в горах КЧР – я приехал и попросил показать место для дачи. На что мне удивлённо отвечают: «Какая дача?! Ничего тут нет!» Я не сдавался: «А что есть?». А был только проект фаст-фуда.

Дальше – период раздумий, споров и расчётов. Вначале Сергей Васильев согласился, потом, когда лица, принимающие решения, согласовали кандидатуры предпринимателей в качестве исполнителей проекта, засомневался, но назад пути уже не было: на слишком высоком уровне всех заверили в добропорядочности бизнесменов. «Когда принимали решение, бизнес-план и смета были очень убедительны, но потом расходы начали стремительно расти», – объясняет Сергей Васильев.

Олег Иванов: Оборачиваясь назад, могу сказать, что нам колоссально везло и продолжает везти. (После этих слов бизнесмен сделал суеверное «тьфу-тьфу-тьфу» и постучал по столу.) Конечно, пока проект не приносит огромной прибыли, но то, что мы нарвались на него – уже везение! Главная удача – встреча с увлечёнными людьми, профессионалами, которые прониклись нашей идеей. Ландшафтный дизайнер Галина Викторовна Жукова, узнав о нашем новом проекте, посоветовала обсудить его с её дочкой, Марией Жуковой, которая является модным в Москве ресторанным дизайнером. Так у нас появились те, благодаря кому мы слышим от посетителей слова о «приятной атмосфере и стильном месте», что очень радует!

Маша Жукова и Макс Дорошко (MMZPROJECT) – это люди, которые 4 года были проводниками проекта «Трамплин 1650» в мире декора и дизайна, обсуждая с владельцами идеи, выбирая концепцию и искренне стараясь создать атмосферное место.



Многое сделала компания «Торговый дизайн» – фирма по проектированию и поставке оборудования в HoReCa. Зачастую за красивым интерьером ресторана прячутся или маленькие неприспособленные для кухни помещения, или антисанитария, но, к счастью, у нас получился сбалансированный проект – красивый фронт и серьёзная кухня.

MMZPROJECT познакомили со своими партнерами по части звукового и светового сопровождения, которые сделали сцену в ресторане. Теперь люди, которые на ней выступают, жмут руку и предлагают смело приглашать именитых музыкантов, поскольку мы не уступаем другим сценам Северного Кавказа по части музыкального оформления.

Сергей Васильев:
Ещё одной удачей можно назвать то, как мы получили кредит – будто заскочили в последний вагон отъезжающего поезда. Было понятно, что собственных средств на такой масштабный проект не хватит, поэтому мы обратились в Сбербанк, специалисты которого непонимающе взирали: «Какой Архыз?!» Нашу кредитную заявку стали воспринимать всерьёз только благодаря тому, что новый глава КЧР начал вести более активную политику в сфере туризма, а новый глава Сбербанка – менее консервативную в сфере кредитования.

Тут предприниматели столкнулись с забавной коллизией: они как резиденты Особой экономической зоны не имели право передавать в залог землю, на которой планируется реализация проекта, а банк, в свою очередь, обязан был взять в качестве залога эту землю. В итоге совместной работы юристов и кредитного отдела Сбербанка стороны пришли к согласию.

Олег Иванов: Кредитный комитет принял положительное решение за 2 дня до «Чёрного вторника» декабря четырнадцатого. Все документы были уже подписаны, и у банка не осталось путей для отступления. Хотя они, по-моему, хотели бы изменить решение. (Смеётся.) Сергей Валентинович тогда говорил, что мы «по лезвию идём».

В прошлом году «Трамплин 1650» открылся в режиме ярмарки, и, как признался Олег Иванов: «Это было испытание для всех». Вдоль дороги поставили белоснежные шатры, скупили во всём Зеленчукском районе треноги с газовыми горелками, на которых варили глинтвейн, делали плов, притащили из домов и дач мангалы для шашлыка – и это всё при температуре -20°С. Как уверяет Сергей Васильев, его компаньон был весь зелёный от нервов и усталости. Но именно тогда щёлкнуло: всё получится! Несмотря на все трудности, работники пританцовывали и сохраняли оптимизм, а посетители попивали глинтвейн и выглядели довольными!

В этом году «Трамплин 1650» начал работать, но без развлекательной зоны, которая будет на цокольном этаже: игровые автоматы, симуляторы, аэрохоккей, детский клуб на 50 детей с лабиринтом и аниматорами – всё, чтобы занять детей, а также боулинг на 4 дорожки, небольшой бар, лаунж-зона с 5 бильярдными столами и, может быть, с кальянами.



 



Масштаб проекта можно оценить и количественно: ресторан на 300 посадочных мест, кафе самообслуживания на втором этаже – на 250 мест, караоке-бар – на 30 мест.

Предприниматели являются операторами «Лунки» – ресторана формата free flow на Лунной поляне, по определению Олега Иванова – «шведский стол с оплатой на выходе». На линии раздачи только первые и вторые блюда, а салат-бар, напитки и прочее в качестве островков рассредоточены по залу. Благодаря этому нет очереди затылок в затылок.

Кафе на втором этаже – стильное, тёплое и светлое место с панорамными окнами и прекрасным видом, но отрезанное от склона. Поэтому в следующем году планируется построить пешеходную галерею, начинающуюся на выкате зелёной трассы, по которой можно попасть сразу на 2-й этаж «Трамплин 1650».

Я визуализирую всё, что слышу, и стараюсь скрыть изумление. Олег Иванов останавливается и говорит: «Когда я кому-нибудь что-то доказываю, я рассказываю гораздо интереснее!»

Существует мнение, что общий с друзьями бизнес – плохая идея.

Олег Иванов: Не бывает бизнеса из дружбы, но есть дружба из бизнеса. Конечно, случается спорить и ругаться. Сотрудники пугаются: Иванов орёт, Васильев замкнулся. Конечно, с возрастом и накапливающейся усталостью мы становимся более колючими, но работая вместе уже 10 лет, мы ценим нашу дружбу и считаем друг друга надёжными партнёрами. Раньше мы много путешествовали все вместе, а сейчас, неся ответственность за такой социально значимый проект, который является частью программы по развитию курорта в целом, начали даже задумываться: «А можно ли нам
в один самолёт?»

Многие провели аналогию с рестораном LeTramplin на знаменитом курорте Куршевель. Я не стала гадать и спросила в лоб: совпадение или вдохновение?

Олег Иванов: Когда я «шантажом и давлением» убедил Сергея Валентиновича принять участие в проекте, тот предложил назвать «Трамплин», – это был один из тех случаев, когда я не стал спорить ни секунды.

Один из членов совета директоров «Курорты Северного Кавказа» Паскаль Де Тьерсан является Председателем Правления управляющей компании Трёх долин, включающей Куршевель, Мерибель и Валь Торанс. На одной из встреч предприниматели спросили: «Насколько вы видите нас как конкурентов?» Ответ был такой: «Ни на сколько. Мы видим в вас помощников. Сегодня люди отдохнут и научатся кататься у вас, а завтра приедут к нам».



Одни говорят, что сейчас в России – удачное время для открытия бизнеса, другие твердят, как всё плохо.

Олег Иванов: Здесь мы знаем язык, законы, менталитет, психологию. Те, кто говорит, что нельзя сделать успешный бизнес в России, моё твердое убеждение, – это люди, которые в своё время заработали лёгких денег и остановились в развитии. Допустим, открыли своё дело, начался успех, но успеха большего нужно дождаться: преодолеть себя и заставить себя работать в новых условиях. Люди хотят всего и сразу: часто слышу, что сейчас в России бизнес без миллионов долларов не начнёшь, а вот у нас в 90-е гг. таких денег не было, но мы начинали. Таскали на себе, вставали в 6 утра, работали без выходных – просто продолжали работать.

Залог успеха – это терпение?

Олег Иванов: Однозначно. И сдерживание своих желаний: хочется купить Porsche, но нужно понимать, что деньги нужнее в бизнесе.

«Трамплин 1650» – исключительно бизнес или это ещё и идея?..

Олег Иванов: Это детская мечта иметь домик в горах. С родителями мы часто ездили в Домбай, с одной стороны, я видел, что люди, занятые сервисом и туризмом, зарабатывают, с другой – как здорово тут отдыхать. При этом отец говорил, что за атмосферой праздника стоит большой труд – тех, кто полгода копит, чтобы приехать сюда на неделю, и тех, кто весь сезон работает без отдыха, чтобы летом съездить на море. Подсознательное стремление к яркой, красивой жизни сформировалось в мечту иметь домик в горах, а лучше – бизнес в горах.

Что чувствуете, осуществив мечту?

Олег Иванов: Приятно доставлять людям радость и участвовать в создании праздника.

А нет тоски, что люди празднуют, а вы трудитесь?

Сергей Васильев:
Ещё какая! Иногда думаем, что надо было положить деньги в кубышку и говорить, что делать бизнес в России – очень рискованно. (Улыбается.)

Олег Иванов: Хочется добиться такого результата, чтобы дать себе отдохнуть, но когда ты ввязался в такой масштабный или статусный проект, то это невозможно до его завершения.

Не боитесь так хобби лишиться?

Олег Иванов: Нет! Осталось немного, ведь основная проблема в том, что гостиничный фонд курорта пока ещё не достиг уровня «Трамплина 1650». Сегодня мы, построив комплекс для 4-5 тысяч человек, имеем на курорте в будни – 1 тысячу человек, а в выходные – 2-3 тысячи, что связано с отсутствием гостиниц.

Неожиданно Сергей Васильев решил раскрыть тайну: «На самом деле мы взялись за проект, потому что Олег Игоревич любит готовить». Оказывается, когда нашли место под строительство офиса «Флорес», Олег Иванов предлагал сделать там ресторан.

Олег Иванов:
Я убедил, что здесь будет прекрасный ресторан! А однажды проснулся с мыслью: «Какой ресторан?! Только офис!» Ещё неделю потом разубеждал Сергея Валентиновича.

""


 
""



Если верить статистике, люди стали экономить на отдыхе и походах в рестораны, вас это не пугает?

Сергей Васильев:
Люди, приезжающие на курорт, сильно не экономят, кроме, может, студентов.

Олег Иванов: К тому же, для тех, кто не хочет идти в ресторан, у нас есть кафе на втором этаже – средний чек там значительно меньше.

Как составлялось меню?

Олег Иванов: Для создания нашего меню я скупал меню самых различных ресторанов, а где не продавали, приходилось украдкой фотографировать. Когда мы встретились с нашим будущим генеральным директором Ольгой Викторовной Копейкиной (бывший зам по социальной работе в Администрации г. Ставрополя) и её будущим заместителем Фроловой Еленой Васильевной (шеф-повар «Блокбастер», «Шинок», «Ставгород»), составили меню.

Сергей Васильев:
Мы не старались сделать меню с чрезмерно изысканными блюдами, хотели совместить национальную и европейскую кухню.

Что вы хотите привнести в отдых на курорте?
Олег Иванов:
Во-первых, мы хотим возродить забытую и утраченную культуру апре-ски (аprès-ski, «после лыж». – Прим. ред.). Хочется, чтобы люди приезжали не только кататься до дрожи в ногах, а ещё отдыхать: в боулинге, в караоке, в ресторане. На месте нашего шатра на Б-10 мы планируем сделать потрясающую тусовочную зону с подъёмом на панорамном лифте: дневная дискотека, веселье и дух свободы! На курорте Валь Торанс есть клуб laFolieDouce («Сладкое безумие». – Прим. ред.) – еда ерундовая, но тусовка супер! Сотни человек, которые пьют шнапс, танцуют на барных стойках под местных диджеев и звёзд мирового уровня,и вообще забыли о трассах. Во-вторых, сделать свои консервации: варенье, грибы и прочее.

Небольшой блиц. Как бы потратили свободный миллион долларов?
– На общежитие для сотрудников.

А последние 100 тысяч долларов?
– Вложили бы в кусок земли для того же общежития. Копить деньги – это скучно, интересно – вкладывать. В конце концов, в бизнесе должен быть драйв. «Мы не ставим цели, мы мечтаем» – такую формулу вывели для себя.

Обычно мечтатели не обладают такой целеустремленностью и работоспособностью…
– Может, мы себя обманываем немного? Идти к мечте интереснее.

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!