Карл Фриерсон: на Западе люди слушают глазами, а на Востоке – сердцем! 417 дней назад (30 августа 2017)

Игорь Емельянов / интервью

Семнадцатого апреля 2015 года, благодаря «Культу личности» и Олегу Мохову – генеральному директору некоммерческого Партнерства World Jazz Art & Music (J.A.M.), в Ставрополе состоялось выступление одного из самых позитивных людей в современном джазе, вокалиста и основателя знаменитой лаунж-команды De-Phazz, Карла Фриерсона. Его часто называют душой и сердцем De-Phazz, и, даже после короткого разговора с ним, начинаешь понимать почему. Это человек, искрящийся оптимизмом, способный заразить положительной энергией весь зал. А ещё у Карла есть ответы на любые каверзные вопросы о том, что происходит в джазе сегодня, чего хотят украинцы и почему выступать в России намного приятнее, чем в Европе.




– Добрый вечер, Карл! Спасибо, что приехали в Ставрополь! Как прошёл вчерашний концерт в Краснодаре?
– Великолепно! Прекрасные люди, отличная вечеринка! Я был в Краснодаре много раз и вчера, кажется, был пятый. В Краснодаре есть отличные люди, с которыми я знаком, поэтому я всегда рад приезжать туда. Но где-то в глубине сознания я всегда лелею мысль приехать в новое место. Я думаю: «Кого я встречу здесь, на что будет похоже моё шоу сегодня?» Иногда изучаю историю этого нового для меня города, всматриваюсь в карту.

– И как Вам Ставрополь, отличается ли чем-нибудь от Краснодара?
– Пока что непонятно, здесь у меня не так много знакомств сегодня. Но, полагаю, эти города очень похожи. Что до Краснодара, то у меня он оставляет ощущение деревни в городе, точнее, деревни, притворяющейся городом. Город, где я живу, чем-то похож на эти места, поэтому мне здесь хорошо.

– Карл, у Вас довольно насыщенная программа здесь, в России и Восточной Европе. Не подумайте ничего плохого, мы очень рады Вас видеть, но почему Вы так часто приезжаете именно в эти края?
– Всё дело в том, что я магнит! Магнит, притягивающий любовь, яркие чувства, позитивные вибрации. Я имею в виду не столько романтическую любовь, сколько любовь к музыке и хорошему времяпрепровождению. Восточная Европа и Россия в частности – это места, где живут люди, которым интересно то, что я делаю. Там, где я живу, в Западной Европе, в Германии, люди испорчены. У них есть всё, и поэтому мало что может привлечь их внимание. На Западе музыка не настолько важна, как здесь, они не нуждаются в новой музыке. Здесь совсем по-другому. Я люблю приводить отличную метафору: на Западе люди слушают глазами, а на Востоке – сердцем. Когда ты выступаешь в Европе, о тебе думают так: «Ну что ж, это чёрный парень с саксофоном, похоже, он джазовый музыкант, а этот с микрофоном – видимо, вокалист». В России люди слушают музыку с удовольствием, и я это чувствую. Вот поэтому я и приезжаю – это приятно не только моим слушателям, но и мне самому.

– Группа, в которой Вы поёте, называется De-Phazz, что является сокращением от...

– DEstination PHuture of jAZZ (направление, в котором развивается джаз, будущее джаза – прим. автора), да это я придумал.



– И каково же оно, будущее джаза?
– Я представляю музыку как колесо, которое всё время крутится. Колесо уже круглое и совершенное, его не нужно изобретать заново. Но его можно переосмыслить! Поэтому я пришёл к такой формулировке – будущее джаза. Сегодня у нас есть все эти технологии, семплы... В девяностых у нас появилась возможность семплировать музыку из прошлого, и тогда мы подумали: а почему бы не смешать её с джазом и получить музыку будущего? Добавить новое звучание, новых звуков, немного грува. Это всегда машина времени, которая может отправить тебя в тридцатые, сороковые, пятидесятые. Которая позволяет тебе прочувствовать энергию того времени! Поэтому сегодня мы можем взять тот самый звук из тридцатых в чистейшей его форме, добавить немного грува (битбоксом изображает хаус-бит) и, тем самым, пробудить новое поколение слушателей! Я люблю шутить, что когда мы только стали популярными, девушки из зала кричали нам: «Мы хотим от вас детей», а сегодня нам кричат «Мы – ваши дети». Потому что появилось поколение двадцатипятилетних, которое говорит, что выросло под нашу музыку, потому что родители крутили De-Phazz постоянно! И сейчас я думаю: «Ничего себе, да это же новое поколение! У них скоро будут дети. А какую музыку будут делать они?» Эти дети будут слушать De-Phazz вперемешку с Дэвидом Гетта и множеством других музыкантов, а потом, став взрослыми, они привнесут наши подходы в свою музыку. Это как мода! Знаете, говорят, что если положить современную одежду в шкаф и забыть о ней, то через 20 лет можно смело надевать её снова – она будет в моде! Поэтому всё циклично и будущее джаза в том числе.

– Джаз, судя по всему, – музыка вечная, чего нельзя сказать о том же Дэвиде Гетта?
– Да, точно! Кроме того, джаз – это такая модная штучка. Это то, что ты слушаешь, если ты интеллектуал и считаешь себя крутым. Тебе приходится слушать джаз.

– Приходится?
– Некоторые люди просто терпеть не могут джаз! Они говорят: «Я ненавижу эту музыку, но кто-то из друзей сказал, что я должен это послушать, потому что это важное явление, и теперь я люблю джаз!» Поэтому, сегодня мы наблюдаем молодёжь, которая заново открывает для себя что-то, существующее уже давно. Они обнаруживают, что был такой музыкант – John Coltrane. Колтрейн – величайший музыкант! Я обожаю его Blue Train – это одна из лучших композиций в джазе! И для кого-то он в новинку, представляете?



– Я хотел спросить Вас, склонен ли джаз к постепенному исчезновению, но, как мы только что выяснили, это вечная музыка. А что насчёт джазовой культуры, уходит ли она?
– Я думаю, что истинная культура джаза меняется. Потому, что сейчас проводится множество джазовых фестивалей и большинство из них – далеко не джаз-фестивали. Там всегда можно услышать немного рока, фанка, соула. Или ещё вот что: фри-джаз! Вы меня простите, но я просто недолюбливаю фри-джаз. Мне по душе традиционная, классическая культура. Опять же, вернёмся к идее цикличности. Сегодня дети слушают музыку своих родителей и переосмысливают её. Так культура перерождается. Что до фестивалей, то от них никуда не деться, потому что музыкальная индустрия сегодня находится в ужасном состоянии. Записывая и продавая альбомы, теперь не выжить. Только концерты, только живые выступления.

– Кстати, об альбомах. А какие музыканты нравятся Вам, что Вы недавно слушали интересного?
– Мне нравится свежий альбом D’Angelo, он называется Black Messiah. Мне очень нравится D’Angelo, но мои самые любимые исполнители живут на Украине. Например, ДахаБраха – обязательно погуглите этих ребят! Нет, кроме шуток, мне правда нравятся украинские музыканты. Послушайте Гайтану, Злату Огневич – это просто божественно! Я много путешествую по Украине и даю там концерты, потому что мне нравятся люди, живущие там. Они прочно стоят на земле, они всегда поступают так, как велит сердце. Это как чёрные ребята, только говорящие по-русски!

– Вернемся к джазу. Мы в редакции очень любим джаз и нам безумно интересно Ваше мнение о том, что происходит вокруг этой музыки. Наш журнал называется «Культ личности» и он, в первую очередь, о персоналиях, о ярких личностях. Есть ли в джазе такой человек, который мог бы стать или стал для Вас культовым?
– Знаете, мне иногда говорят: «Карл, ты – знаменитость! Ты – легенда! Это, наверное, так круто – быть легендой!». А я думаю: «Что? Я легенда? Серьёзно?» Для меня легенда и настоящий бог – это Херби Хэнкок. И пару лет назад я его повстречал. И это было так странно, потому что он спустился ко мне с небес на Землю и сказал что-то вроде: «Эй, парень, присаживайся! Как ты, хочешь абсента?» Мы разговаривали часа полтора и не сказали ни слова о музыке! Это был будто разговор с отцом – о жизни, отношениях, мире и религии.
И ещё одна встреча, которую я никогда не забуду – это встреча с великим Диззи Гилеспи. Я встретил его, когда мне было около девяти лет, и сказал ему, что хочу быть музыкантом. Он посмотрел на меня и ответил: «Я вижу это в тебе, у тебя всё получится, только не сдавайся!» Поэтому с девяти лет я живу с этими словами Диззи Гилеспи в моей голове.



– И напоследок, хотите ли Вы пожелать что-нибудь нашим читателям и Вашим сегодняшним слушателям?
– Да, я хочу пожелать читателям и слушателям держать сердце и разум открытыми. Не позволять собой манипулировать и смотреть на всё происходящее со всевозможных углов. Спасибо вам!

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!