Человек из Буша 16 дней назад ( 5 августа 2018)

Саша Черезо / текст

В своё время коренным народам разных континентов пришлось хлебнуть горя от европейских эмигрантов. Да, когда-то неприкаянные жители старого континента рванули по всему миру покорять и развивать. Обе Америки, Африка, Юго-Восточная Азия и Австралия были в кратчайшие сроки заполнены голландцами, британцами, испанцами, португальцами, французами. Поэтому, наверное, даже и справедливо, что сейчас происходит обратный процесс – за лучшей жизнью все стремятся в красиво дряхлеющий союз. Но не об этом сейчас.



Среди притесненных европейскими ценностями оказались и австралийские аборигены. С момента начала колонизации их и без того малая численность (даже по самым оптимистичным расчётам их было около 1 миллиона) снизилась до 60 тысяч в 1921 году. Казалось бы, у бушменов уже и не осталось никаких шансов. Но начиная с 1967 года ранее предоставленные аборигенам гражданские права были закреплены юридически.

В настоящее время темпы роста численности аборигенов (в силу высокой рождаемости) значительно превышают среднеавстралийские. С конца 1960-х гг. развивается движение за возрождение культурной самобытности, за обретение юридических прав на традиционные земли. Во многих штатах изданы законы, предоставляющие земли резерваций в коллективное владение австралийцев на условиях самоуправления, а также охраняющие их культурное наследие.

Одним из основоположников возрождения стал Дэвид Юнайпон – проповедник, изобретатель, писатель и журналист родом из аборигенов Австралии (народ нгарринджери). Родился в миссии Пойнт-Макли (ныне Рауккан) на берегу озера Александрина, округ (ныне национальный парк) Куронг, Южная Австралия. Дэвид Юнайпон был сыном Джеймса Юнайпона, первого аборигенного проповедника. Он был обладателем 10 патентов, в том числе на машину для стрижки (да-да, именно той которой стригут брадобреи), однако не имел достаточно денег для широкого внедрения своих изобретений. По этой же причине некоторые из аборигенных историй, собранных и обработанных Юнайпоном, опубликовал в 1930 г. под своим именем антрополог Уильям Рэмси Смит (кстати, пройдоха шотландец) в книге «Мифы и легенды австралийских аборигенов» (Myths and Legends of the Australian Aboriginals). Позднее выяснилось, что Юнайпон, нуждавшийся в деньгах, продал ему свои рассказы. В 2006 г. эти мифы были опубликованы под именем Юнайпона и в оригинальной форме в книге «Легенды австралийских аборигенов» (Legendary Tales of the Australian Aborigines).

Как и его отец, Юнайпон был очень религиозен. Он считал, что духовность австралийских аборигенов имеет родство с христианской духовностью. По поручению Ассоциации друзей аборигенов он занимался сбором средств на благотворительные проекты. В ходе своих путешествий он общался со множеством интеллектуалов, заинтересованных в отстаивании прав аборигенов. Путешествия дали ему возможность прочесть ряд лекций о положении коренного населения Австралии и их культуре. В то же время в ходе путешествий ему нередко приходилось сталкиваться с проявлениями расизма, когда из-за цвета кожи ему отказывали в жилье и пище.

Сегодня его память увековечена изображением на банкноте в 50 австралийских долларов.

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!