Сказочники 17 октября 2018

Саша Черезо / текст

Так уж получилось но второй рассказ в серии «Сказочники» я посвящу опять же шведской писательнице. Сельма Лагерлёф – первая женщина, получившая в 1909 году Нобелевскую премию по литературе и третья, получившая Нобелевскую премию после Марии Кюри и Берты Зуттнер.

Родилась Сельма 20 ноября 1858 года в родовой усадьбе Морбакка в семье отставного военного и учительницы. Величайшее влияние на развитие поэтического дарования Лагерлёф оказала среда её детства, проведенного в одной из самых живописных областей центральной Швеции – Вермланде. Сама же Морбакка – одно из ярких воспоминаний детства писательницы, она не уставала описывать её в своих произведениях, особенно в автобиографических книгах «Морбакка» (1922), «Мемуары ребёнка» (1930), «Дневник» (1932).



В трехлетнем возрасте будущая писательница тяжело заболела. Практически до девятилетнего возраста она была парализована и прикована к постели. В этот период девочка сильно привязалась к своим бабушке и тете Нане, которые знали множество сказок, местных преданий и родовых хроник, постоянно рассказывали их больной девочке, лишенной других детских развлечений.

В 1867 году семья Лагерлёф, продав родовую усадьбу, переехала в Стокгольм для лечения Сельмы в специальной клинике, где ей вернули способность двигаться. Уже в это время она лелеяла мысль о собственном литературном творчестве.

Первым произведением Сельмы Лагерлёф стал роман «Сага о Йёсте Берлинге», написанный в неоромантическом направлении, где воспевалась жизнь дворянских усадеб, патриархальная старина, земледельческая культура, противопоставлявшаяся городской.

Весной 1890 года газета «Идун» объявила конкурс и Лагерлёф отослала несколько глав ещё не оконченного произведения и получила первую премию. Завершила она роман в 1891 году, и была замечена датским критиком Георгом Брандесом и получила широкое признание. Отказавшись от точного копирования действительности и природы, Лагерлёф отдала дань фантазии, сказочности и обратилась к прошлому, она создала мир, полный празднеств, романтики и красочных приключений. Большинство эпизодов романа, построенного как цепь отдельных историй, основаны на легендах Вермланда, известных писательнице с детства.

В последующий период писательница продолжала работать в сказочной манере, публикуя основанные на фольклорном материале, главным образом на народных легендах, сборники новелл «Невидимые узы» (1894), «Королевы из Кунгахеллы» (1899), романы «Предание о старом поместье» (1899), «Деньги господина Арне» (1904). Несмотря на зло, проклятья, тяготеющие над многими людьми, основная сила, движущая миром, по Лагерлёф, – доброта и любовь, которые побеждают благодаря вмешательству высшей силы, откровения или даже чуда.

Вершиной литературного творчества стала сказочная книга «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции», которая задумывалась как учебная. Написанная в духе демократической педагогики, она должна была в увлекательной форме рассказать детям о Швеции, её географии и истории, легендах и культурных традициях.



Книга построена на народных сказках и легендах. Географические и исторические материалы скреплены здесь сказочной фабулой. Вместе со стаей гусей, ведомой старой мудрой Аккой Кнебекайзе, на спине гуся Мартина Нильс путешествует по всей Швеции. Но это не просто путешествие, это и воспитание личности. Благодаря встречам и событиям во время путешествия в Нильсе Хольгерсоне просыпается доброта, он начинает волноваться о чужих несчастьях, радоваться успехам другого, переживать чужую судьбу, как свою. В мальчике появляется способность сопереживать, без которой человек – не человек. Защищая и спасая своих сказочных попутчиков, Нильс полюбил и людей, понял горе своих родителей, трудную жизнь бедняков. Из путешествия Нильс возвращается настоящим человеком.

Книга получила признание не только в Швеции, но и во всем мире. В 1907 Лагерлёф была избрана почетным доктором Уппсальского университета, в 1914 году стала членом Шведской академии.

В 1909 году писательнице была вручена Нобелевская премия по литературе «как дань высокому идеализму, яркому воображению и духовному проникновению, которые отличают все её произведения». Нобелевская премия позволила Лагерлёф выкупить её родную Морбакку, куда она переехала и жила до конца жизни.

Произведения Сельмы Лагерлёф были переведены на множество языков, экранизированы. В 1991 году иллюстрация к сказке – Нильс верхом на гусе – была изображена на банкноте 20 шведских крон. На другой стороне этой банкноты изображён портрет Сельмы Лагерлёф.

Сказочники 16 октября 2018

Саша Черезо / текст

Начну, пожалуй, с эпиграфа первого романа Федора Михайловича Достоевского «Бедные люди», в свою очередь, являющегося цитатой из рассказа Владимира Федоровича Одоевского «Живой мертвец», а впоследствии несколько измененного и ставшего крылатой фразой благодаря советскому мультфильму режиссера Александра Михайловича Татарского: «Ох уж эти сказочки! Ох уж эти сказочники»!



Нет на свете человека, который не знал бы ни одной сказки. И каждый из нас в своем роде сказочник – мы их читали или слушали, а иногда и сами рассказывали. Сказки есть у каждого народа, потому что процесс их создания и есть самоидентификация этого народа. Их слышат в детстве, закладывая в программу всей жизни.

Многие удивятся, но факт остается фактом – не так уж и просты эти люди-сказочники.
Её талант подарил нам Малыша и Карлсона, который живет на крыше, Пеппи Длинныйчулок и Эмиля из леннеберги, а также множество других персонажей. Вы уже поняли, о ком я?

Астрид Линдгрен – шведская писательница, автор ряда всемирно известных книг для детей. На русском языке её книги стали известны и очень популярны благодаря переводу Лилианны Лунгиной.

А началось всё так: В 1941 году дочь Карин заболела воспалением лёгких, и каждый вечер Астрид рассказывала ей перед сном всякие истории. Однажды девочка заказала историю про Пеппи Длинныйчулок – это имя она выдумала тут же, на ходу. Так Астрид Линдгрен начала сочинять историю о девочке, которая не подчиняется никаким условиям. Поскольку Астрид тогда отстаивала новую для того времени и вызывавшую жаркие споры идею воспитания с учётом детской психологии, вызов условностям показался ей занятным мыслительным экспериментом. Если рассматривать образ Пеппи в обобщенном плане, то он основывается на появившихся в тридцатых-сороковых годах ХХ века новаторских идеях в области детского воспитания и детской психологии. Линдгрен следила за развернувшейся в обществе полемикой и участвовала в ней, выступая за воспитание, которое учитывало бы мысли и чувства детей и таким образом проявляло уважение к ним. Новый подход к детям сказался и на её творческой манере, в результате чего она стала автором, последовательно выступающим с точки зрения ребёнка.

После первой истории про Пеппи, полюбившейся Карин, Астрид Линдгрен на протяжении следующих лет рассказывала всё новые вечерние сказки об этой рыжеволосой девочке. В десятый день рождения Карин Астрид Линдгрен сделала стенографическую запись нескольких историй, из которых затем составила для дочери книжку собственного изготовления (с иллюстрациями автора). Эта первоначальная рукопись «Пеппи» была менее тщательно отделана стилистически и более радикальна по своим идеям. Один экземпляр рукописи писательница отослала в крупнейшее стокгольмское издательство «Бонньер». После некоторых раздумий рукопись была отвергнута. Астрид Линдгрен не была обескуражена отказом, она уже поняла, что сочинять для детей – её призвание.

В 1944 году она приняла участие в конкурсе на лучшую книгу для девочек, объявленном сравнительно новым и малоизвестным издательством «Рабен и Шегрен». Линдгрен получила вторую премию за повесть «Бритт-Мари изливает душу» (1944) и издательский договор на нее.
В 1945 году Астрид Линдгрен предложили должность редактора детской литературы в издательстве «Рабен и Шегрен». Она приняла это предложение и проработала на одном месте до 1970 года, когда официально ушла на пенсию.

Астрид Линдгрен была необычайно разносторонним автором, готовым экспериментировать в самых разных жанрах. Но особого уважения заслуживает её общественная деятельность – её статус в обществе был настолько значим, что власти страны боялись её позиции по поводу создания Европейского союза – она была категорически против этого, и шли на различные компромиссы, только бы она не обозначала свою позицию ещё ярче.

За годы своей литературной деятельности Астрид Линдгрен заработала не один миллион крон, продавая права на издание своих книг и их экранизацию, на выпуск аудио- и видеокассет, а позднее ещё и компакт-дисков с записями своих песен или литературных произведений в собственном исполнении, но ничуть не изменила своего образа жизни. С 1940-х годов она жила в одной и той же – довольно скромной – стокгольмской квартире и предпочитала не копить богатства, а раздавать деньги другим.

В 2015 году портрет Астрид Линдгрен украсил банкноту номиналом 20 шведских крон, до этого на купюре изображали Сельму Лагерлёф, но об этом в следующий раз.

Главный эффект Манделы 14 октября 2018

Саша Черезо / текст



5 августа 1962 года. Уже целых семнадцать месяцев он находится в бегах. Казалось бы, все следы заметены, запутаны – новое имя, документы, это подтверждающие, но… Как всегда какое-то «но» уничтожает все твои планы и выталкивает пинком по яйцам, как состарившегося пса, на пути не совместимые с жизнью.

Полицейский, остановивший автомобиль бизнесмена Сесила Уильямса, представить себе не мог, что за его рулем сидит командир «Умконто ве сизве» – «Копьё нации» (зулу Umkhonto we Sizwe) – вооружённое крыло Африканского национального конгресса (АНК), созданное в 1961 году для вооружённой борьбы с режимом апартеида.

И только через 50 лет, незадолго до смерти, бывший агент американского ЦРУ Дональд Рикард признался, что играл ключевую роль в аресте самого опасного в мире коммуниста Нельсона Манделы, что привело к суду и тюремному заключению борца с режимом апартеида почти на 30 лет.

Во время своего выступления на судебном процессе 20 апреля 1964 года в Верховном суде в Претории Мандела изложил основные причины использования АНК насилия в качестве тактического оружия. В своей защитной речи он описал, как АНК использовал мирные способы борьбы с режимом апартеида до расстрела в Шарпевиле. Проведение референдума, по результатам которого была создана ЮАР, и введение в стране чрезвычайного положения наряду с запретом деятельности АНК убедили Манделу и его сторонников в том, что единственным верным способом борьбы за свои права являются диверсионные акты. Иная деятельность была равнозначна безоговорочной капитуляции. Кроме того, Мандела заявил о том, что разработанный манифест вооружённого крыла «Умконто ве сизве» преследовал целью провал политики Национальной партии. Помочь достижению этой цели должно было падение интереса иностранных компаний, которые отказались бы инвестировать средства в экономику страны.

В заключение своего выступления Мандела заявил: «На протяжении своей жизни я полностью посвятил себя борьбе за африканское население. Я боролся как против господства «белых», так и против господства «темнокожих». Я чтил идеал демократического и свободного общества, в котором все граждане живут в гармонии и имеют равные возможности. Это тот идеал, ради которого я готов жить и к которому я стремлюсь. Но если это будет необходимым, то ради этого идеала я готов умереть».

Спустя долгие 27 лет, после подписания последним белым президентом ЮАР Фредериком де Клерком указа о легализации АНК и других движений против режима апартеида, Мандела вышел на свободу. Столь долгое его заключение и мировое внимание к этому сыграло интересную штуку – возник так называемый «Эффект Манделы» – совпадение у нескольких людей воспоминаний, противоречащих общепринятой истории (а также и нынешнему положению дел, когда речь идёт не просто о фактах прошлого), причём воспоминания эти касаются не труднопроверяемых событий из личной или семейной (частной) истории, а считающихся общеизвестными обстоятельств: исторических, географических, астрономических, зоологических, анатомических, логотипических, речевых, архитектурных, художественных и др.

Эффект обнаружен во время общения нескольких участников фанатского съезда «Dragon Con», обнаруживших у себя совпадающие воспоминания о том, что Нельсон Мандела умер в тюрьме.
Скептические объяснения эффекта Манделы включают в себя конфабуляцию, то есть психопатологическое или чисто психологическое явление «ложной памяти», в том числе формирование и закрепление некорректных представлений как результат чрезмерного доверия газетным уткам и иным ложным источникам.

Мистические объяснения эффекта включают в себя различные идеи о перемещении людей в альтернативные миры (в том числе посредством некоторого подобия квантового бессмертия: «умер — попал в соседний мир, где ещё жив, но сам мир слегка другой»), о появлении таковых миров (например, в результате высокоэнергетических физических экспериментов или в итоге действий путешественников во времени, изменяющих историю) или, наоборот, о слиянии таковых миров в некоторое противоречивое целое), а также о представлении реального мира в качестве не вполне реального (представление о сбойном симуляторе: «это глюки в Матрице»; гностическое представление о мире-тюрьме: «мы в плену враждебного демона, князя мира сего»).

Криптоконспирологические объяснения эффекта Манделы включают в себя идеи о деятельности государственных (или внегосударственных, или надгосударственных) организаций с большими возможностями, изменяющими свидетельства и господствующие мнения о некоторых обстоятельствах истории человечества по их собственным потаённым побуждениям идеологического, или вероисповедного, или расового характера.

Но, по-моему, главный эффект Нельсона Манделы заключается не в каких-то теориях, а в конкретных результатах его деятельности.

На состоявшихся в апреле 1994 года парламентских выборах 62 % голосов получил АНК. 10 мая 1994 года Мандела, возглавлявший АНК, официально вступил в должность Президента ЮАР, став первым темнокожим жителем страны на этом посту. Лидер Национальной партии Фредерик де Клерк был назначен первым заместителем президента. Являясь президентом ЮАР с мая 1994 года по июнь 1999 года предпринял ряд важных социально-экономических реформ, преследовавших цель преодоления социального и экономического неравенства в Южной Африке. Среди ключевых мер периода его президентства можно выделить:

– введение в 1994 году бесплатного медицинского обслуживания для всех детей в возрасте до шести лет, а также для беременных и кормящих женщин;

– значительное увеличение расходов на сферу образования;

– реконструкция и строительство 500 клиник;

– строительство более 750 тысяч домов, в которых поселились 3 миллиона человек;

– обеспечение доступа к воде 3 миллионам жителей;

– введение обязательного образования для африканских детей в возрасте 6-14 лет.

Нельсон Мандела умер 5 декабря 2013 года на 96-м году жизни в своём доме в пригороде Йоханнесбурга Хоутон Эстейт в кругу семьи.

2 февраля 2014 года состоялось публичное оглашение завещания Манделы. Состояние составило 46 млн рандов (4,13 млн долларов). В наследство также входят два дома в Йоханнесбурге и Восточно-Капской провинции, доходы от написанных книг. 1,5 млн рандов и часть отчислений от будущих доходов были отписаны фонду семьи Манделы. Часть доходов передана Африканскому национальному конгрессу, для трат по усмотрению руководства партии для распространения информации о принципах и политике АНК, с упором на политику примирения. Ближайшие служащие Манделы получили по 50 тысяч рандов (около 5 тыс. долларов) каждый. Ещё четыре учебных заведения и несколько стипендионных фондов также получили по 100 тысяч рандов.

Портрет Манделы украшает все номиналы южноафриканских рандов образца 2012 года.

Великии воин Албании 12 октября 2018

Саша Черезо / текст

Георгий Кастриоти, он же Искандер-бей, он же Скандербег – всё это о нём, о правителе княжества Кастриоти, вожде антиосманского албанского восстания, национальном герое Албании, воспеваемом в народных песнях.



Георгий был младшим сыном албанского князя Гьона (Иоанна) Кастриоти, который в венецианских документах упоминается как «могущественный албанский сеньор, почётный гражданин Венеции и Рагузы». В 1417 г. Гьон Кастриоти обращается к Венеции с просьбой защиты от постоянных нападений турок. «Яснейшая Республика», по обыкновению, вела двойную игру и не пожелала вмешаться. Вскоре он будет вынужден отправить двух своих сыновей в османскую столицу Адрианополь заложниками ко двору султана.

Таким образом, ещё в раннем детстве Георгий был отдан султану Мураду II в качестве заложника. Там его принудили, как пленника, принять ислам. Но, несмотря на свой сомнительный статус, он сделал блестящую офицерскую карьеру и прославился, сражаясь в войске османов, участвовал во многих сражениях и показывал такое мужество, что турки прозвали его Искандером, то есть Александром (имя Александра Македонского всегда было на Востоке синонимом героя).

Видимо этого османам было мало, и они отняли родовое поместье в Круе у его семьи. Уже после этого Скандербег отрёкся от ислама, принял христианство и в 1443 году поднял восстание в Албании и, провозглашённый албанскими старшинами вождём албанцев, разбил турок на Чёрном Дрине, а потом, заключив союз с Венгрией, заставил Мурада II снять осаду албанского города Круя. В ноябре 1443 он был объявлен главой княжества Кастриоти.

Заключив в 1444 году военно-политический союз с Венецией и албанскими князьями («Лежская лига») и располагая небольшим кавалерийским отрядом, базировавшимся в Круе, он развернул партизанскую войну в Северной Албании. Нанеся поражение войскам Османской империи в 1449 и 1451, Скандербег был признан (1461) султаном Мехмедом II в качестве правителя Албании. С неменьшим успехом Кастриоти сопротивлялся султану Мехмеду II и даже после взятия Константинополя турками в 1453 году заключил выгодный для Албании мир.

Неаполитанский король Фердинанд дал ему титул герцога Сан-Петро в награду за помощь против Рене Анжуйского. В 1463 году Кастриот разорвал, по благословению папы Пия II, мир с османами и снова нанёс им несколько весьма серьёзных поражений. Мехмед II готов был двинуть против непокорного албанца все свои силы, но в 1468 году Георгий Кастриоти умер от малярии. За его смертью последовала смерть Албанского суверенитета.

Сегодня Албания, находящаяся в западной части Балканского полуострова, на побережье Адриатического и Ионического морей – практически в раю, индустриально неразвитая, аграрная страна. Одна из беднейших стран Европы. Долгие годы нахождения в международной изоляции помешали созданию устойчивых торгово-экономических отношений с развитыми странами Западной Европы, что в настоящее время выражается в недостатке иностранных инвестиций в экономику страны.

Денежной единицей Албании с 1926 года является лек. Название происходит от сокращения имени Александра Великого (алб. Leka i Madh). Аверс самой крупной по номиналу купюры – 5000 лек украшает портрет Скандербега, на реверсе изображены его конная статуя, Круя – город воинской славы албанцев и шлем, такой же двурогий, как и у Александра Македонского.

Человек из Буша 5 августа 2018

Саша Черезо / текст

В своё время коренным народам разных континентов пришлось хлебнуть горя от европейских эмигрантов. Да, когда-то неприкаянные жители старого континента рванули по всему миру покорять и развивать. Обе Америки, Африка, Юго-Восточная Азия и Австралия были в кратчайшие сроки заполнены голландцами, британцами, испанцами, португальцами, французами. Поэтому, наверное, даже и справедливо, что сейчас происходит обратный процесс – за лучшей жизнью все стремятся в красиво дряхлеющий союз. Но не об этом сейчас.



Среди притесненных европейскими ценностями оказались и австралийские аборигены. С момента начала колонизации их и без того малая численность (даже по самым оптимистичным расчётам их было около 1 миллиона) снизилась до 60 тысяч в 1921 году. Казалось бы, у бушменов уже и не осталось никаких шансов. Но начиная с 1967 года ранее предоставленные аборигенам гражданские права были закреплены юридически.

В настоящее время темпы роста численности аборигенов (в силу высокой рождаемости) значительно превышают среднеавстралийские. С конца 1960-х гг. развивается движение за возрождение культурной самобытности, за обретение юридических прав на традиционные земли. Во многих штатах изданы законы, предоставляющие земли резерваций в коллективное владение австралийцев на условиях самоуправления, а также охраняющие их культурное наследие.

Одним из основоположников возрождения стал Дэвид Юнайпон – проповедник, изобретатель, писатель и журналист родом из аборигенов Австралии (народ нгарринджери). Родился в миссии Пойнт-Макли (ныне Рауккан) на берегу озера Александрина, округ (ныне национальный парк) Куронг, Южная Австралия. Дэвид Юнайпон был сыном Джеймса Юнайпона, первого аборигенного проповедника. Он был обладателем 10 патентов, в том числе на машину для стрижки (да-да, именно той которой стригут брадобреи), однако не имел достаточно денег для широкого внедрения своих изобретений. По этой же причине некоторые из аборигенных историй, собранных и обработанных Юнайпоном, опубликовал в 1930 г. под своим именем антрополог Уильям Рэмси Смит (кстати, пройдоха шотландец) в книге «Мифы и легенды австралийских аборигенов» (Myths and Legends of the Australian Aboriginals). Позднее выяснилось, что Юнайпон, нуждавшийся в деньгах, продал ему свои рассказы. В 2006 г. эти мифы были опубликованы под именем Юнайпона и в оригинальной форме в книге «Легенды австралийских аборигенов» (Legendary Tales of the Australian Aborigines).

Как и его отец, Юнайпон был очень религиозен. Он считал, что духовность австралийских аборигенов имеет родство с христианской духовностью. По поручению Ассоциации друзей аборигенов он занимался сбором средств на благотворительные проекты. В ходе своих путешествий он общался со множеством интеллектуалов, заинтересованных в отстаивании прав аборигенов. Путешествия дали ему возможность прочесть ряд лекций о положении коренного населения Австралии и их культуре. В то же время в ходе путешествий ему нередко приходилось сталкиваться с проявлениями расизма, когда из-за цвета кожи ему отказывали в жилье и пище.

Сегодня его память увековечена изображением на банкноте в 50 австралийских долларов.

Босоногая дива 28 июля 2018



Мы, изголодавшиеся по искренности, отравленные гадко навязанными «голубыми огоньками», воспринимаемыми хоть как-то только лишь в пьяном угаре с невыветриваемым послевкусием селёдки под шубой и оливье, наверное, ещё ждём появления настоящей красоты. Такой, которая увлечёт за собой, и забудутся все наши делишки и мыслишки, рожденные в районе желчного пузыря.

Сейчас, дойдя до этого места в тексте, включите любой трек Сезарии Эворы. Ну, пусть даже это будет перепетая многими песня «Besame Mucho»:

Besame, besame mucho.
Como si fuera esta noche la ultima vez.
Besame, besame mucho.
Que tengo miedo tenerte y perderte después…


А? Каково именно в её исполнении? Последняя строчка, кстати, переводится так: «Как же боюсь я тебя обрести, а потом потерять». Не кажется ли Вам, что одной из главных проблем является именно страх потерять? Дотронуться, пригубить, обнять и потерять.

Мы все стали породистыми эгоистами. В материальном и чувственном мире мы хотим только
одного – #брать­ладетьнеделиться. Это ключевой хэштег современности!

А между тем в тексте песни есть и слова о страхе обретения. Об этом-то мы и не помним или считаем неважным.

Но только между этими полюсами «обретение» и «потеря» и течёт электрический ток жизни.

Сезария это знала как никто другой. Она родилась в беднейшей стране – Республике Кабо-Верде (до 1986 года название официально переводилось на русский язык как Республика Острова Зелёного Мыса) – государстве в Западной Африке, расположенном на 18-ти островах архипелага в Атлантическом океане в 620 км от побережья Африки. До 2007 года республика относилась к странам 4-го мира.

С 17-летнего возраста Сезария Эвора работала в музыкальных барах Минделу. Первоначально исполняла песни в стиле «морна», «фаду», африканские песни и коладера.

Свой первый сольный альбом певица записала только в 43 года в Лиссабоне.

В начале 1980-х годов Сезария Эвора начала тур по Европе. А уже в 1988 году она стала знаменита на весь мир. Особое признание певица получила после выхода её четвёртого альбома «Мисс Перфумаду» в 1992 году – в 51 год.

На сцену Эвора неизменно выходила босиком – это символическая дань бедности, в которой жили её земляки. Певица ходила босиком и в жизни, на протяжении многих лет. Она обувалась лишь в сандалии во время поездок по странам с умеренным климатом.

Она не боялась отдавать. Известно, что в Кабо-Верде певица финансировала всю систему начального школьного образования и большую часть среднего. На её деньги содержалась почти половина здравоохранения страны.

В 2014 году кабо-вердианский эскудо номиналом 2000 украсил портрет Сезарии Эворы – человека, знающего, что на самом деле является богатством.

Шведы против безнала 5 апреля 2018



Повсеместное введение безналичных (и бесконтактных) платежей кажется очень правильным и технологичным шагом, ведь так классно провести мобильным телефоном или карточкой над терминалом — и с вашего счёта спишется нужная сумма. Удобно и прогрессивно. Но только на первый взгляд. Некоторые жители Швеции выражают протест против государственной политики по полному переходу на безнал.


Несколько лет назад скандинавская страна объявила официальный курс на устранение наличных денег из оборота. И теперь всё больше маленьких кафе, ресторанчиков и магазинов - даже общественные туалеты - отказываются принимать наличку. Владельцы заведений не хотят устанавливать специальное оборудование для приёма грязных бумажек и монеток, заказывать дорогостоящие услуги инкассации и нанимать дополнительный персонал из-за небольшого количества воинствующих радикалов. Потеря нескольких клиентов не может переубедить малый бизнес.

Швеция - одна из самых прогрессивных стран по темпам введения безналичных платежей. По статистике Центробанка Швеции, с 2010 по 2016 годы доля налички в торговле упала с 40% до 15%. Две трети потребителей говорят, что могут нормально обходиться без наличных денег. Примерно такое же количество пользуются карточками даже для минимальных платежей суммой менее 100 крон ($11,90).

Более половины отделений банков в Швеции больше не выдают и не принимают наличные деньги. Такой же политики придерживаются многие магазины. В результате, общий объём наличных платежей упал до уровня менее 2% от ВВП. «В ближайшем будущем Швеция может стать страной, в которой наличные деньги больше не будут в широком обращении», - с гордостью сообщает Нацбанк в пресс-релизе.

Хотя абсолютное большинство шведов довольны технологическим прогрессом, не всем оно пришлось по душе. В результате в стране образовалось небольшое протестное движение — группа под названием Kontantupproret («Восстание налички»), пишет The Guardian.

Активисты Kontantupproret считают, что полный отказ от наличных денег - это слишком экстремальный сценарий. По их мнению, правительство не учитывает риски неблагоприятного развития событий, когда внезапно цифровая или банковская инфраструктура выйдет из строя. Не слишком ли мы доверяем банкам? Что делать людям без денег в этом случае, чем рассчитываться?

Ни одна компьютерная система не застрахована от сбоев: например, в прошлом году в Швеции дважды фиксировались сбои в обработке платежей двумя банками. Активисты считают, что IT-инфраструктура системно уязвима по своей природе.

Представители Пиратской партии Швеции указывают ещё и на то, что в безналичной экономике все платежи будут проходить через серверы Visa и MasterCard.

В какой-нибудь коррумпированной или авторитарной стране граждане могли бы массово выступить против стопроцентного перехода на безнал из-за недоверия правительству. Ведь власти могут отследить платёжную историю каждого гражданина и, при желании, установить тотальную слежку, нарушая банковскую тайну. В Швеции нет беззакония и коррупции в высших эшелонах власти, что сильно затрудняет протестное движение: «Шведское правительство довольно хорошее, нам в основном повезло с ним в последние 100 лет, - признаёт Кристиан Энгстрем (Christian Engström), бывший депутат Европарламента от Пиратской партии и безналичной экономики. - В других странах гораздо больше осознания того, что нельзя всё время доверять правительству. В Швеции трудно мобилизовать людей».

В самом деле, в Швеции трудно мобилизовать людей на такую идею. Сейчас в обществе распространена точка зрения, что Kontantupproret - это некое движение пенсионеров (руководителю организации 72 года). Но кто знает, как изменится политическая ситуация в будущем, и не станет ли потом слишком поздно исправить ошибки, когда переход на безналичную экономику будет полностью завершён?

Кажется, у граждан остались какие-то сомнения на этот счёт. В проведённом недавно социологическом опросе около 70% респондентов сказали, что хотели бы оставить возможность использовать наличные деньги и всего 25% выступают за полностью безналичное общество.

Эксцентричный миллионер спрятал клад в Скалистых горах 22 февраля 2018



В 2010 году Форрест Фенн объявил, что спрятал клад на несколько миллионов долларов где-то в Скалистых горах к северу от Санта-Фе (Нью-Мехико). Подсказки Фенн зашифровал в стихотворении.


В начале июня 2017 года в Йеллоустоунском национальном парке пропал 53-летний житель Иллинойса Джефф Мерфи. Его жена обратилась в полицию после того, как Мерфи ушел в однодневный поход, но в назначенное время не вышел на связь. Мужчина собирался подняться на гору Turkey Pen Peak высотой около двух километров. Началась спасательная операция: Мерфи искали пять пеших команд, четыре конных отряда, пять групп с поисковыми собаками и один вертолет. Спустя два дня спасатели нашли его тело: по-видимому, мужчина оступился на крутом склоне, упал с высоты 152 метра и разбился насмерть.

После расследования его смерть признали несчастным случаем. 20 февраля 2018 года американский региональный телеканал Kurl8.com сообщил, что Джефф Мерфи погиб не в обычном походе - он искал клад, зарытый миллионером Форрестом Фенном. Более того, Мерфи уже не первый, кто гибнет во время поисков этого клада.

87-летний Форрест Фенн - бывший арт-дилер и коллекционер, ветеран Вьетнама и археолог-самоучка. Идея спрятать сокровища пришла ему в голову в середине 90-х, когда ему диагностировали рак. Шансы на выздоровление были небольшими, и миллионер решил оставить о себе яркую память - закопать сундук в пустыне и оставить подсказки, где именно он его спрятал. Болезнь удалось остановить, но идея с кладом никуда не делась.

В 2010 году Фенн опубликовал свою автобиографию с заголовком «Страсть погони» («The Thrill of the Chase»), в которой написал, что спрятал старинный бронзовый сундук с сокровищами где-то в Скалистых горах (протяженность хребта — около 4800 километров, площадь - 991 691 км2), к северу от Санта-Фе. В сундуке якобы находятся дорогостоящие предметы антиквариата, слитки золота и драгоценности общей стоимостью три миллиона долларов (предположительно, к 2013 году их стоимость составляла уже пять миллионов).

«Никто не знает, где он спрятан. Если я умру завтра, то унесу эту тайну с собой в могилу», - написал Фенн. Он пообещал, что вернется за сокровищами, когда их стоимость вырастет до десяти миллионов долларов - если до этого их никто не найдет.

Миллионер оставил в книге девять подсказок, зашифрованных в стихотворении и предложил читателям взяться за поиски спрятанных им сокровищ. Поиском разгадок занимаются тысячи людей - в интернете есть много сообществ, где люди обсуждают свои идеи. В феврале 2017 года Vox.com опубликовал сюжет о сокровищах Фенна, где говорилось, что четыре из девяти ключей уже найдены.

Фенн уточнял, что клад находится в безопасном месте, но все равно призывал авантюристов быть осторожными, брать с собой необходимые запасы еды и воды, а также устройство с GPS. «Помните, что сундук весит около 20 килограммов, и пожилой мужчина смог самостоятельно принести его в это место», — говорится на сайте, посвященном поискам.

После публикации книги Фенн дал еще несколько подсказок. Например, известно, что клад находится на высоте больше двух тысяч метров над уровнем моря; его не стоит искать на кладбищах и разрушенных зданиях; его не стоит искать на территории штата Айдахо и Юта (в Йеллоустонский национальный парк входят части нескольких штатов). По словам миллионера, наткнуться на сундук случайно, не разгадав всех подсказок, невозможно.

Как утверждает сам Форрест Фенн, за прошедшие годы его сокровища пытались найти 65 тысяч энтузиастов, но безрезультатно. Эти поиски стоили жизни как минимум четверым людям, включая Джеффа Мерфи.

Так, в январе 2016 года на поиски клада отправился 54-летний разведенный пенсионер из Колорадо Рэнди Билье. Он решил, что разгадал загадку Фенна и клад якобы находится в одном из глубоких каньонов, по которым течет река Рио Гранде. Несмотря на холодную погоду, Билье отправился в путь по реке на рафте вместе с псом по кличке Лео. У мужчины был с собой спасательный жилет и устройство с GPS.

Спустя десять дней его бывшая жена забила тревогу, начались поиски. Спасателям удалось найти перевернутый плот и еле живого от холода пса, а тело самого Билье обнаружили лишь спустя полгода. Установить причину его смерти так и не удалось. По одной из версий, мужчина умер из-за переохлаждения или обезвоживания. В феврале 2017 года полиция прекратила расследование обстоятельств его смерти.

Вторым погибшим стал пастор из того же Колорадо - 52-летний Пэрис Уоллэс. Он пропал в начале июня 2017 года. Сначала полиция обнаружила его машину, затем обрывок веревки, а затем и тело пастора в притоке реки Рио Гранде. Форрест Фенн выразил соболезнования семье погибшего и его прихожанам.

Третьей жертвой поиска сокровищ стал 31-летний Эрик Эшби, который переехал в Колорадо специально ради поиска сокровищ Фенна. Последний раз живым его видели 28 июня 2017 года, когда он вместе с другими охотниками за сокровищами сплавлялся по реке Арканзас. Лодка перевернулась, спаслись все, кроме Эшби. Через месяц полиция нашла останки тела, которое не смогла идентифицировать. Считается, что это тело Эрика Эшби, так как оно найдено неподалеку от места крушения, а заявлений о пропаже других людей в этом районе не поступало.

Родственники погибших призывают Форреста Финна прекратить квест и сделать соответствующее заявление. Однако сам он не считает это необходимым. «Если люди тонут в бассейне, нужно не осушать бассейн, а учить их плавать», — заявил миллионер в интервью The New York Times. Он говорит, что зарыл клад и оставил подсказки, чтобы «подарить людям надежду».

Символы Европы 4 января 2018

Саша Черезо / текст



С 2013 года на купюрах Европейского союза появилось изображение головы девушки. Никто не скрывал, что это древнегреческая Европа. И вроде бы всё правильно Европа для Европы, но есть несколько «но».

Во-первых, изначально существовал запрет на изображения на денежных знаках людей и предметов, четко привязанных к какому-либо одному государству, входящему в экономический союз. Стран много, а купюр мало – не всем хватит места. А вдруг кто выйдет из состава? А вдруг кому из стран номинал не понравится? Решили так: изобразить на купюрах мосты (символ соединения), окна и двери (символ открытости) без привязок к реально существующим объектам – просто: «по мотивам».

И на этом фоне пиарить греческую принцессу уже и не совсем правильно. Тем более, в тот момент греческий кризис был в самом разгаре – Греция напугала всех своим возможным выходом и даже, вроде как, напечатала тираж суверенной валюты – драхмы.

Во-вторых, личность самой Европы вызывает немало вопросов. В переводе с финикийского её имя означает «заход» или «закат». Однозначна трактовка её происхождения от одного из финикийских царей, но вот от какого – есть несколько версий. По одной, она – дочь Феникса, внучка Агенора; по поэту Асию – дочь Феникса и Перимеды. По другой дочь Агенора и Телефассы; либо дочь Агенора и Аргиопы. По редкой версии, дочь Тития.

Давно это было, да и тогда как-то всё было очень запутано. Вот и сама Европа, дожив до детородного возраста, связала себя узами неоднозначного сожительства с главным жителем Олимпа Зевсом. Тот, по одной из легенд, явился Европе, игравшей с подругами на берегу моря, в виде белого быка и похитил её, увезя на своей спине на остров Крит. На острове Крит Зевс принял вид прекрасного юноши (а в некоторых источниках он вовсе не перевоплощался, а так и оставался быком) и овладел Европой. От этого союза родились Минос, Радамант и Сарпедон.

По местному мифу, Зевс возлежал (переводить, надеюсь, не надо?) с ней под платаном у Гортины. Согласно прасийским монетам – в ветвях самого платана, причем Зевс стал птицей. Межвидовые союзы, кстати, часто и в подробностях описывались в тогдашних «хрониках».
Впоследствии, после всех историй с олимпийцем, Европа крайне удачно вышла замуж за Астериона – царя Крита, который, умирая бездетным, оставил власть над островом сыновьям Европы от быка, ой, Зевса.

Несмотря на все это, кандидатуру Европы утвердили к размещению на водном знаке на второй серии европейских банкнот. Поэтому для меня не было ничего необычного в том, что через год Европа на 59-м конкурсе песни «Евровидение» выбрала ещё один новый символ – Кончиту Вурст. Уверен, продолжение будет ещё интересней.

Бабушка на бабках 27 декабря 2017

Саша Черезо / текст



Совсем недавно в одном из выпусков программы «Что? Где? Когда?» знатокам был задан следующий вопрос: «В своей книге, вышедшей в 2003 году, Пол Баррел в частности рассказывает о двух мальчиках-подростках. Они называли предметы, находящиеся в чёрном ящике, «бабушками», точнее голубой бабушкой, коричневой, сиреневой и розовой – именно эта бабушка была их любимой». Нужно было угадать эти предметы и обосновать.

­Для меня, и как человека, чьё детство прошло в неспокойные девяностые годы, богатые новой образной терминологией, и как человека, увлеченного денежными знаками, вопрос был не сложный. В чёрном ящике лежали деньги, два подростка – это принцы Уильям и Гарри, а любили они розовую бабушку за то, что 50-фунтовая купюра имеет розовый цвет и является самой большой по номиналу. Ну, сами вспомните, как часто мы говорим вместо «деньги» «бабки». А вот задумались ли вы почему? Какую такую бабушку мы вспоминаем?

Мы вспоминаем о Екатерине Алексеевне Второй (Великой). Сотку 1910 года с её изображением часто называют «катенькой». Но из-за того, что она изображена в почтенном возрасте, иногда называли и «бабкой».

Что касается иностранцев, то бабушкой они называют царствующую с 1952 года и до настоящего времени королеву Великобритании. Взошла она на престол 6 февраля 1952 года в возрасте двадцати пяти лет, после кончины своего отца, короля Георга VI. Является главой Британского Содружества наций и, помимо Великобритании, королевой пятнадцати независимых государств: Австралия, Антигуа и Барбуда, Багамские Острова, Барбадос, Белиз, Гренада, Канада, Новая Зеландия, Папуа – Новая Гвинея, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Соломоновы Острова, Тувалу, Ямайка. Таким образом, во всех этих странах жители могут сейчас называть свои деньги «бабками».

А самое первое изображение Елизаветы появилось на 20-долларовой банкноте Канады в 1935 году, когда будущей королеве было всего 8 лет. Хотя канадцам и принадлежит первенство в изображении монаршей особы, но существует ряд доказанных провокационных выпадов в её адрес. Первое – в 1954 году Центральный банк Канады выпустил новую банкноту с королевой Елизаветой II, однако вскоре появилось множество возмущений и жалоб от канадцев и такие банкноты пришлось изъять из обращения. Догадайтесь, почему? Многие канадцы увидели, что в волосах королевы скрывается дьявол. Стоит отметить, что изображение сатаны в прическе Елизаветы Второй не только присутствует, но также в верхней части её прически присутствует надпись «USA BANKNOT, BANK OF CANADA» – БАНКНОТА США, БАНК КАНАДЫ. Иными словами, данная банкнота для банка Канады была отпечатана в США, и данная надпись представляет собой одну из степеней защиты купюры от подделки. Что же касается изображения дьявола, то эта якобы причуда художника передает отношение финансовой элиты США к английской монархии.

Другая особенность изображения Елизаветы на канадских долларах – это парадоксальная честность – в настоящее время Королеву изображают настолько пожилой насколько она и выглядит. При всём при этом на её голове отсутствует необходимый символ власти – корона. Смотрим на 20 долларов выпуска 2013-го или 2015-го года и видим обычную бабушку в бусиках.