Человек из Буша 5 августа 2018

Саша Черезо / текст

В своё время коренным народам разных континентов пришлось хлебнуть горя от европейских эмигрантов. Да, когда-то неприкаянные жители старого континента рванули по всему миру покорять и развивать. Обе Америки, Африка, Юго-Восточная Азия и Австралия были в кратчайшие сроки заполнены голландцами, британцами, испанцами, португальцами, французами. Поэтому, наверное, даже и справедливо, что сейчас происходит обратный процесс – за лучшей жизнью все стремятся в красиво дряхлеющий союз. Но не об этом сейчас.



Среди притесненных европейскими ценностями оказались и австралийские аборигены. С момента начала колонизации их и без того малая численность (даже по самым оптимистичным расчётам их было около 1 миллиона) снизилась до 60 тысяч в 1921 году. Казалось бы, у бушменов уже и не осталось никаких шансов. Но начиная с 1967 года ранее предоставленные аборигенам гражданские права были закреплены юридически.

В настоящее время темпы роста численности аборигенов (в силу высокой рождаемости) значительно превышают среднеавстралийские. С конца 1960-х гг. развивается движение за возрождение культурной самобытности, за обретение юридических прав на традиционные земли. Во многих штатах изданы законы, предоставляющие земли резерваций в коллективное владение австралийцев на условиях самоуправления, а также охраняющие их культурное наследие.

Одним из основоположников возрождения стал Дэвид Юнайпон – проповедник, изобретатель, писатель и журналист родом из аборигенов Австралии (народ нгарринджери). Родился в миссии Пойнт-Макли (ныне Рауккан) на берегу озера Александрина, округ (ныне национальный парк) Куронг, Южная Австралия. Дэвид Юнайпон был сыном Джеймса Юнайпона, первого аборигенного проповедника. Он был обладателем 10 патентов, в том числе на машину для стрижки (да-да, именно той которой стригут брадобреи), однако не имел достаточно денег для широкого внедрения своих изобретений. По этой же причине некоторые из аборигенных историй, собранных и обработанных Юнайпоном, опубликовал в 1930 г. под своим именем антрополог Уильям Рэмси Смит (кстати, пройдоха шотландец) в книге «Мифы и легенды австралийских аборигенов» (Myths and Legends of the Australian Aboriginals). Позднее выяснилось, что Юнайпон, нуждавшийся в деньгах, продал ему свои рассказы. В 2006 г. эти мифы были опубликованы под именем Юнайпона и в оригинальной форме в книге «Легенды австралийских аборигенов» (Legendary Tales of the Australian Aborigines).

Как и его отец, Юнайпон был очень религиозен. Он считал, что духовность австралийских аборигенов имеет родство с христианской духовностью. По поручению Ассоциации друзей аборигенов он занимался сбором средств на благотворительные проекты. В ходе своих путешествий он общался со множеством интеллектуалов, заинтересованных в отстаивании прав аборигенов. Путешествия дали ему возможность прочесть ряд лекций о положении коренного населения Австралии и их культуре. В то же время в ходе путешествий ему нередко приходилось сталкиваться с проявлениями расизма, когда из-за цвета кожи ему отказывали в жилье и пище.

Сегодня его память увековечена изображением на банкноте в 50 австралийских долларов.

Босоногая дива 28 июля 2018



Мы, изголодавшиеся по искренности, отравленные гадко навязанными «голубыми огоньками», воспринимаемыми хоть как-то только лишь в пьяном угаре с невыветриваемым послевкусием селёдки под шубой и оливье, наверное, ещё ждём появления настоящей красоты. Такой, которая увлечёт за собой, и забудутся все наши делишки и мыслишки, рожденные в районе желчного пузыря.

Сейчас, дойдя до этого места в тексте, включите любой трек Сезарии Эворы. Ну, пусть даже это будет перепетая многими песня «Besame Mucho»:

Besame, besame mucho.
Como si fuera esta noche la ultima vez.
Besame, besame mucho.
Que tengo miedo tenerte y perderte después…


А? Каково именно в её исполнении? Последняя строчка, кстати, переводится так: «Как же боюсь я тебя обрести, а потом потерять». Не кажется ли Вам, что одной из главных проблем является именно страх потерять? Дотронуться, пригубить, обнять и потерять.

Мы все стали породистыми эгоистами. В материальном и чувственном мире мы хотим только
одного – #брать­ладетьнеделиться. Это ключевой хэштег современности!

А между тем в тексте песни есть и слова о страхе обретения. Об этом-то мы и не помним или считаем неважным.

Но только между этими полюсами «обретение» и «потеря» и течёт электрический ток жизни.

Сезария это знала как никто другой. Она родилась в беднейшей стране – Республике Кабо-Верде (до 1986 года название официально переводилось на русский язык как Республика Острова Зелёного Мыса) – государстве в Западной Африке, расположенном на 18-ти островах архипелага в Атлантическом океане в 620 км от побережья Африки. До 2007 года республика относилась к странам 4-го мира.

С 17-летнего возраста Сезария Эвора работала в музыкальных барах Минделу. Первоначально исполняла песни в стиле «морна», «фаду», африканские песни и коладера.

Свой первый сольный альбом певица записала только в 43 года в Лиссабоне.

В начале 1980-х годов Сезария Эвора начала тур по Европе. А уже в 1988 году она стала знаменита на весь мир. Особое признание певица получила после выхода её четвёртого альбома «Мисс Перфумаду» в 1992 году – в 51 год.

На сцену Эвора неизменно выходила босиком – это символическая дань бедности, в которой жили её земляки. Певица ходила босиком и в жизни, на протяжении многих лет. Она обувалась лишь в сандалии во время поездок по странам с умеренным климатом.

Она не боялась отдавать. Известно, что в Кабо-Верде певица финансировала всю систему начального школьного образования и большую часть среднего. На её деньги содержалась почти половина здравоохранения страны.

В 2014 году кабо-вердианский эскудо номиналом 2000 украсил портрет Сезарии Эворы – человека, знающего, что на самом деле является богатством.

Шведы против безнала 5 апреля 2018



Повсеместное введение безналичных (и бесконтактных) платежей кажется очень правильным и технологичным шагом, ведь так классно провести мобильным телефоном или карточкой над терминалом — и с вашего счёта спишется нужная сумма. Удобно и прогрессивно. Но только на первый взгляд. Некоторые жители Швеции выражают протест против государственной политики по полному переходу на безнал.


Несколько лет назад скандинавская страна объявила официальный курс на устранение наличных денег из оборота. И теперь всё больше маленьких кафе, ресторанчиков и магазинов - даже общественные туалеты - отказываются принимать наличку. Владельцы заведений не хотят устанавливать специальное оборудование для приёма грязных бумажек и монеток, заказывать дорогостоящие услуги инкассации и нанимать дополнительный персонал из-за небольшого количества воинствующих радикалов. Потеря нескольких клиентов не может переубедить малый бизнес.

Швеция - одна из самых прогрессивных стран по темпам введения безналичных платежей. По статистике Центробанка Швеции, с 2010 по 2016 годы доля налички в торговле упала с 40% до 15%. Две трети потребителей говорят, что могут нормально обходиться без наличных денег. Примерно такое же количество пользуются карточками даже для минимальных платежей суммой менее 100 крон ($11,90).

Более половины отделений банков в Швеции больше не выдают и не принимают наличные деньги. Такой же политики придерживаются многие магазины. В результате, общий объём наличных платежей упал до уровня менее 2% от ВВП. «В ближайшем будущем Швеция может стать страной, в которой наличные деньги больше не будут в широком обращении», - с гордостью сообщает Нацбанк в пресс-релизе.

Хотя абсолютное большинство шведов довольны технологическим прогрессом, не всем оно пришлось по душе. В результате в стране образовалось небольшое протестное движение — группа под названием Kontantupproret («Восстание налички»), пишет The Guardian.

Активисты Kontantupproret считают, что полный отказ от наличных денег - это слишком экстремальный сценарий. По их мнению, правительство не учитывает риски неблагоприятного развития событий, когда внезапно цифровая или банковская инфраструктура выйдет из строя. Не слишком ли мы доверяем банкам? Что делать людям без денег в этом случае, чем рассчитываться?

Ни одна компьютерная система не застрахована от сбоев: например, в прошлом году в Швеции дважды фиксировались сбои в обработке платежей двумя банками. Активисты считают, что IT-инфраструктура системно уязвима по своей природе.

Представители Пиратской партии Швеции указывают ещё и на то, что в безналичной экономике все платежи будут проходить через серверы Visa и MasterCard.

В какой-нибудь коррумпированной или авторитарной стране граждане могли бы массово выступить против стопроцентного перехода на безнал из-за недоверия правительству. Ведь власти могут отследить платёжную историю каждого гражданина и, при желании, установить тотальную слежку, нарушая банковскую тайну. В Швеции нет беззакония и коррупции в высших эшелонах власти, что сильно затрудняет протестное движение: «Шведское правительство довольно хорошее, нам в основном повезло с ним в последние 100 лет, - признаёт Кристиан Энгстрем (Christian Engström), бывший депутат Европарламента от Пиратской партии и безналичной экономики. - В других странах гораздо больше осознания того, что нельзя всё время доверять правительству. В Швеции трудно мобилизовать людей».

В самом деле, в Швеции трудно мобилизовать людей на такую идею. Сейчас в обществе распространена точка зрения, что Kontantupproret - это некое движение пенсионеров (руководителю организации 72 года). Но кто знает, как изменится политическая ситуация в будущем, и не станет ли потом слишком поздно исправить ошибки, когда переход на безналичную экономику будет полностью завершён?

Кажется, у граждан остались какие-то сомнения на этот счёт. В проведённом недавно социологическом опросе около 70% респондентов сказали, что хотели бы оставить возможность использовать наличные деньги и всего 25% выступают за полностью безналичное общество.

Эксцентричный миллионер спрятал клад в Скалистых горах 22 февраля 2018



В 2010 году Форрест Фенн объявил, что спрятал клад на несколько миллионов долларов где-то в Скалистых горах к северу от Санта-Фе (Нью-Мехико). Подсказки Фенн зашифровал в стихотворении.


В начале июня 2017 года в Йеллоустоунском национальном парке пропал 53-летний житель Иллинойса Джефф Мерфи. Его жена обратилась в полицию после того, как Мерфи ушел в однодневный поход, но в назначенное время не вышел на связь. Мужчина собирался подняться на гору Turkey Pen Peak высотой около двух километров. Началась спасательная операция: Мерфи искали пять пеших команд, четыре конных отряда, пять групп с поисковыми собаками и один вертолет. Спустя два дня спасатели нашли его тело: по-видимому, мужчина оступился на крутом склоне, упал с высоты 152 метра и разбился насмерть.

После расследования его смерть признали несчастным случаем. 20 февраля 2018 года американский региональный телеканал Kurl8.com сообщил, что Джефф Мерфи погиб не в обычном походе - он искал клад, зарытый миллионером Форрестом Фенном. Более того, Мерфи уже не первый, кто гибнет во время поисков этого клада.

87-летний Форрест Фенн - бывший арт-дилер и коллекционер, ветеран Вьетнама и археолог-самоучка. Идея спрятать сокровища пришла ему в голову в середине 90-х, когда ему диагностировали рак. Шансы на выздоровление были небольшими, и миллионер решил оставить о себе яркую память - закопать сундук в пустыне и оставить подсказки, где именно он его спрятал. Болезнь удалось остановить, но идея с кладом никуда не делась.

В 2010 году Фенн опубликовал свою автобиографию с заголовком «Страсть погони» («The Thrill of the Chase»), в которой написал, что спрятал старинный бронзовый сундук с сокровищами где-то в Скалистых горах (протяженность хребта — около 4800 километров, площадь - 991 691 км2), к северу от Санта-Фе. В сундуке якобы находятся дорогостоящие предметы антиквариата, слитки золота и драгоценности общей стоимостью три миллиона долларов (предположительно, к 2013 году их стоимость составляла уже пять миллионов).

«Никто не знает, где он спрятан. Если я умру завтра, то унесу эту тайну с собой в могилу», - написал Фенн. Он пообещал, что вернется за сокровищами, когда их стоимость вырастет до десяти миллионов долларов - если до этого их никто не найдет.

Миллионер оставил в книге девять подсказок, зашифрованных в стихотворении и предложил читателям взяться за поиски спрятанных им сокровищ. Поиском разгадок занимаются тысячи людей - в интернете есть много сообществ, где люди обсуждают свои идеи. В феврале 2017 года Vox.com опубликовал сюжет о сокровищах Фенна, где говорилось, что четыре из девяти ключей уже найдены.

Фенн уточнял, что клад находится в безопасном месте, но все равно призывал авантюристов быть осторожными, брать с собой необходимые запасы еды и воды, а также устройство с GPS. «Помните, что сундук весит около 20 килограммов, и пожилой мужчина смог самостоятельно принести его в это место», — говорится на сайте, посвященном поискам.

После публикации книги Фенн дал еще несколько подсказок. Например, известно, что клад находится на высоте больше двух тысяч метров над уровнем моря; его не стоит искать на кладбищах и разрушенных зданиях; его не стоит искать на территории штата Айдахо и Юта (в Йеллоустонский национальный парк входят части нескольких штатов). По словам миллионера, наткнуться на сундук случайно, не разгадав всех подсказок, невозможно.

Как утверждает сам Форрест Фенн, за прошедшие годы его сокровища пытались найти 65 тысяч энтузиастов, но безрезультатно. Эти поиски стоили жизни как минимум четверым людям, включая Джеффа Мерфи.

Так, в январе 2016 года на поиски клада отправился 54-летний разведенный пенсионер из Колорадо Рэнди Билье. Он решил, что разгадал загадку Фенна и клад якобы находится в одном из глубоких каньонов, по которым течет река Рио Гранде. Несмотря на холодную погоду, Билье отправился в путь по реке на рафте вместе с псом по кличке Лео. У мужчины был с собой спасательный жилет и устройство с GPS.

Спустя десять дней его бывшая жена забила тревогу, начались поиски. Спасателям удалось найти перевернутый плот и еле живого от холода пса, а тело самого Билье обнаружили лишь спустя полгода. Установить причину его смерти так и не удалось. По одной из версий, мужчина умер из-за переохлаждения или обезвоживания. В феврале 2017 года полиция прекратила расследование обстоятельств его смерти.

Вторым погибшим стал пастор из того же Колорадо - 52-летний Пэрис Уоллэс. Он пропал в начале июня 2017 года. Сначала полиция обнаружила его машину, затем обрывок веревки, а затем и тело пастора в притоке реки Рио Гранде. Форрест Фенн выразил соболезнования семье погибшего и его прихожанам.

Третьей жертвой поиска сокровищ стал 31-летний Эрик Эшби, который переехал в Колорадо специально ради поиска сокровищ Фенна. Последний раз живым его видели 28 июня 2017 года, когда он вместе с другими охотниками за сокровищами сплавлялся по реке Арканзас. Лодка перевернулась, спаслись все, кроме Эшби. Через месяц полиция нашла останки тела, которое не смогла идентифицировать. Считается, что это тело Эрика Эшби, так как оно найдено неподалеку от места крушения, а заявлений о пропаже других людей в этом районе не поступало.

Родственники погибших призывают Форреста Финна прекратить квест и сделать соответствующее заявление. Однако сам он не считает это необходимым. «Если люди тонут в бассейне, нужно не осушать бассейн, а учить их плавать», — заявил миллионер в интервью The New York Times. Он говорит, что зарыл клад и оставил подсказки, чтобы «подарить людям надежду».

Символы Европы 4 января 2018

Саша Черезо / текст



С 2013 года на купюрах Европейского союза появилось изображение головы девушки. Никто не скрывал, что это древнегреческая Европа. И вроде бы всё правильно Европа для Европы, но есть несколько «но».

Во-первых, изначально существовал запрет на изображения на денежных знаках людей и предметов, четко привязанных к какому-либо одному государству, входящему в экономический союз. Стран много, а купюр мало – не всем хватит места. А вдруг кто выйдет из состава? А вдруг кому из стран номинал не понравится? Решили так: изобразить на купюрах мосты (символ соединения), окна и двери (символ открытости) без привязок к реально существующим объектам – просто: «по мотивам».

И на этом фоне пиарить греческую принцессу уже и не совсем правильно. Тем более, в тот момент греческий кризис был в самом разгаре – Греция напугала всех своим возможным выходом и даже, вроде как, напечатала тираж суверенной валюты – драхмы.

Во-вторых, личность самой Европы вызывает немало вопросов. В переводе с финикийского её имя означает «заход» или «закат». Однозначна трактовка её происхождения от одного из финикийских царей, но вот от какого – есть несколько версий. По одной, она – дочь Феникса, внучка Агенора; по поэту Асию – дочь Феникса и Перимеды. По другой дочь Агенора и Телефассы; либо дочь Агенора и Аргиопы. По редкой версии, дочь Тития.

Давно это было, да и тогда как-то всё было очень запутано. Вот и сама Европа, дожив до детородного возраста, связала себя узами неоднозначного сожительства с главным жителем Олимпа Зевсом. Тот, по одной из легенд, явился Европе, игравшей с подругами на берегу моря, в виде белого быка и похитил её, увезя на своей спине на остров Крит. На острове Крит Зевс принял вид прекрасного юноши (а в некоторых источниках он вовсе не перевоплощался, а так и оставался быком) и овладел Европой. От этого союза родились Минос, Радамант и Сарпедон.

По местному мифу, Зевс возлежал (переводить, надеюсь, не надо?) с ней под платаном у Гортины. Согласно прасийским монетам – в ветвях самого платана, причем Зевс стал птицей. Межвидовые союзы, кстати, часто и в подробностях описывались в тогдашних «хрониках».
Впоследствии, после всех историй с олимпийцем, Европа крайне удачно вышла замуж за Астериона – царя Крита, который, умирая бездетным, оставил власть над островом сыновьям Европы от быка, ой, Зевса.

Несмотря на все это, кандидатуру Европы утвердили к размещению на водном знаке на второй серии европейских банкнот. Поэтому для меня не было ничего необычного в том, что через год Европа на 59-м конкурсе песни «Евровидение» выбрала ещё один новый символ – Кончиту Вурст. Уверен, продолжение будет ещё интересней.

Бабушка на бабках 27 декабря 2017

Саша Черезо / текст



Совсем недавно в одном из выпусков программы «Что? Где? Когда?» знатокам был задан следующий вопрос: «В своей книге, вышедшей в 2003 году, Пол Баррел в частности рассказывает о двух мальчиках-подростках. Они называли предметы, находящиеся в чёрном ящике, «бабушками», точнее голубой бабушкой, коричневой, сиреневой и розовой – именно эта бабушка была их любимой». Нужно было угадать эти предметы и обосновать.

­Для меня, и как человека, чьё детство прошло в неспокойные девяностые годы, богатые новой образной терминологией, и как человека, увлеченного денежными знаками, вопрос был не сложный. В чёрном ящике лежали деньги, два подростка – это принцы Уильям и Гарри, а любили они розовую бабушку за то, что 50-фунтовая купюра имеет розовый цвет и является самой большой по номиналу. Ну, сами вспомните, как часто мы говорим вместо «деньги» «бабки». А вот задумались ли вы почему? Какую такую бабушку мы вспоминаем?

Мы вспоминаем о Екатерине Алексеевне Второй (Великой). Сотку 1910 года с её изображением часто называют «катенькой». Но из-за того, что она изображена в почтенном возрасте, иногда называли и «бабкой».

Что касается иностранцев, то бабушкой они называют царствующую с 1952 года и до настоящего времени королеву Великобритании. Взошла она на престол 6 февраля 1952 года в возрасте двадцати пяти лет, после кончины своего отца, короля Георга VI. Является главой Британского Содружества наций и, помимо Великобритании, королевой пятнадцати независимых государств: Австралия, Антигуа и Барбуда, Багамские Острова, Барбадос, Белиз, Гренада, Канада, Новая Зеландия, Папуа – Новая Гвинея, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Соломоновы Острова, Тувалу, Ямайка. Таким образом, во всех этих странах жители могут сейчас называть свои деньги «бабками».

А самое первое изображение Елизаветы появилось на 20-долларовой банкноте Канады в 1935 году, когда будущей королеве было всего 8 лет. Хотя канадцам и принадлежит первенство в изображении монаршей особы, но существует ряд доказанных провокационных выпадов в её адрес. Первое – в 1954 году Центральный банк Канады выпустил новую банкноту с королевой Елизаветой II, однако вскоре появилось множество возмущений и жалоб от канадцев и такие банкноты пришлось изъять из обращения. Догадайтесь, почему? Многие канадцы увидели, что в волосах королевы скрывается дьявол. Стоит отметить, что изображение сатаны в прическе Елизаветы Второй не только присутствует, но также в верхней части её прически присутствует надпись «USA BANKNOT, BANK OF CANADA» – БАНКНОТА США, БАНК КАНАДЫ. Иными словами, данная банкнота для банка Канады была отпечатана в США, и данная надпись представляет собой одну из степеней защиты купюры от подделки. Что же касается изображения дьявола, то эта якобы причуда художника передает отношение финансовой элиты США к английской монархии.

Другая особенность изображения Елизаветы на канадских долларах – это парадоксальная честность – в настоящее время Королеву изображают настолько пожилой насколько она и выглядит. При всём при этом на её голове отсутствует необходимый символ власти – корона. Смотрим на 20 долларов выпуска 2013-го или 2015-го года и видим обычную бабушку в бусиках.

Кардинал 26 декабря 2017

Саша Черезо / текст


Одна из самых заметных фигур в истории Франции Арман Жан дю Плесси, герцог де Ришелье, более известен нам как кардинал Ришелье, или Красный кардинал – кардинал Римско-католической церкви, аристократ и государственный деятель Франции.

Его экранный образ, преподнесенный режиссёром фильма «Д’Артаньян и три мушкетера» Георгием Юнгвальд-Хилькевичем по роману Александра Дюма-отца «Три мушкетёра», никоим образом не соответствует действительности. Постараюсь доказать.

Происходил будущий кардинал из обедневшей дворянской семьи судебного чиновника. Родился он в 1585 году 9 сентября. Место рождения вызывает споры: Париж или провинция Пуату. Он рано остался без отца, а мать не могла обеспечить семье достойное существование.

Детство, лишённое многих радостей, свойственных этому периоду, определило характер мальчика. Болезненный и неразвитый физически, будущий кардинал Ришелье детским развлечениям предпочитал общество книг.

Стремление сделать военную карьеру привело его в 1594 году в Париж в Наваррский колледж. Но возникшая потребность в финансах (а основной доход семьи предполагал вступление в должность духовного лица в Люсоне) и отказ от этой должности старшего брата толкнули Жана на путь построения карьеры в церкви.

Юному (22-летнему) Жану пришлось принять в 1607 году духовное звание и стать епископом Люсонским с именем Ришелье.

В 1614–1615 годах Ришелье занимается реформированием устоев монастыря, пишет книги, и в результате оказывается делегатом в Генеральных Штатах от провинции Пуату. Ловкий и хитроумный, он быстро был замечен и занял в этом собрании сословий заметную позицию.

На него обратили внимание при королевском дворе Людовика XIII. Особый интерес к нему проявила королева-мать Мария Медичи. Епископ из Люсона получил должность духовника Анны Австрийской – молодой супруги короля Франции.

Следующие семь лет в жизни Ришелье чередовались: его то возвышали, то отправляли в изгнание. В 1616 году он становится членом королевского совета и государственным секретарем, окунается во внешнюю политику, которой ранее не занимался. После убийства Кончино Кончини – знаменитого маршала д’Анкра, Ришелье был возвращен в Люсон, а потом сослан в папскую область Авиньон. За время изгнания он написал два религиозных труда и продолжал переписку с королевой-матерью. Не забывал он и о Людовике XIII.

После примирения королевы-матери с сыном Ришелье в 1622 году получает сан кардинала. Спустя два года он становится первым министром короля. В 1631 году министр получает титул герцога. Однако королевское семейство быстро поняло опасность первого министра, но уже не могло вырваться из-под его влияния. Даже королева-мать оказалась бессильной свергнуть того, кого собственными руками наделила огромной властью.

Восемнадцать лет кардинал Ришелье успешно распознавал всех своих недоброжелателей и жестоко расправлялся с ними. Цель его правления – не только личное обогащение и стремление к неограниченной власти, но и желание сделать свою страну независимой и сильной. Несмотря на духовное звание, он участвовал в войнах, которые вела в этот период Франция, принимал участие в военных советах и принимал исторические решения, которые оказали существенное влияние на судьбу страны.

Великий кардинал скончался 5 декабря 1642 года в Париже, сломленный болезнями, но находившийся в ясном рассудке. Он ушёл в полном согласии со своей совестью и уверенный в том, что всё, что он делал, было на благо Франции и церкви.

И именно его портрет украшает одну из визиток Франции – 10 франков 1960 года.

Черный рынок в СССР 24 ноября 2017

Черным рынком называли целую систему теневой торговли в Советском Союзе. По оценкам экспертов, в 1970-е годы через нелегальный рынок проходило 20-30% всех потребительских товаров.



16 декабря 1986 года генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев впервые озвучил величину оборота теневой экономики в нашей стране – 10 миллиардов рублей. Предпринимательская деятельность была под строжайшим запретом, и лишь немногие отважились пойти против жерновов системы. Часть из них лишились жизни либо провели значительное время в местах не столь отдаленных. В этой статье речь пойдет о наиболее значимых видах коммерческой деятельности, которые так мешали советскому руководству.

К началу 1960-х годов на территории Советского Союза была официально в ходу лишь одна валюта - рубль. Другие были запрещены, что не препятствовало расцвету их подпольного рынка. После денежной реформы начала 1961 года курс рубля по отношению к доллару составлял 61 копейку за одну американскую валюту. В этой подпольной деятельности формируется своя иерархия: от курьеров-«бегунков» до вершины, на которой находятся «купцы» - держатели капиталов. Ян Рокотов, Владислав Файбышенко и Дмитрий Яковлев были видными представителями как раз этой «касты».

Предысторией столь суровых мер по отношению к подпольщикам стала история, произошедшая в марте 1959 года. Американский экономист Виктор Перло, преданный сторонник Советского Союза, при встрече с министром внешней торговли Микояном рассказал, что неизвестные молодые люди предложили ему обменять доллары на рубли по курсу, который сильно отличался от официального. В этой встрече также принимал участие секретарь ЦК по идеологии Михаил Суслов, который прекрасно понимал опасность, связанную с деятельностью пропагандистов прозападных культурных ценностей, противоречащих коммунистической доктрине. После этой встречи дела, связанные с незаконным оборотом валюты, перешли в ведение КГБ, что повлекло за собой дальнейший судебный процесс против тройки валютных миллионеров.



Фигурантов дела поймали с поличным, обнаружив чемодан в камере хранения Ленинградского вокзала, где под чистыми рубашками хранились изрядные суммы денег в иностранной валюте и золоте. Это дело стало достоянием широкой общественности и наложило свой отпечаток на культурное сознание современников и, в первую очередь, на народный фольклор. Так, фильм Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» (1966) был основан на городской легенде о своеобразном современном Робин Гуде, который грабил незаслуженно разбогатевших людей. Помимо благородного Деточкина, в комедийной форме обыграна была и система незаконного сбыта западного ширпотреба - в лице антагониста Семицветова.

«Дело Рокотова» стало показательным и обрело всесоюзные масштабы, благодаря широкому освещению на телевидении и в советской прессе. Первый приговор валютчикам присудил 8 лет тюрьмы, что вызвало бурное «недовольство» рабочих Ленинградского металлургического завода, которые были возмущены столь мягким решением. Новый срок - 15 лет - не успокоил даже импульсивного Хрущева. На выступлении в Алма-Ате он сказал: «За такие приговоры самих судей судить надо». Жирная точка была поставлена после выставки в Кремле, где на публичное обозрение выставили все краденное, изъятое у знаменитой троицы валютчиков. Окончательный вердикт вынесли сразу же после принятия указа, ужесточившего уголовную ответственность за нарушение правил валютных операций. Рокотов, Файбышенко и Яковлев были приговорены к высшей мере и расстреляны в том же году.



Героем следующего значимого в общественной памяти эпизода является директор Елисеевского гастронома Юрий Соколов. Громкий арест Соколова произошел в 1983 году, когда страной руководил Юрий Андропов, славившийся консервативными взглядами. Именно это дело впоследствии будут напрямую ассоциировать с андроповской эпохой. Директор гастронома исправно поставлял деликатесы в тогдашние элиты советской номенклатуры, научной и творческой интеллигенции. По мнению следствия, подсудимый якобы получал взятки от своих же подчиненных, которые в тайне снабжали высокопоставленных клиентов. Поводом для ареста послужил временный выезд Соколова за границу, во время которого сотрудники спецслужб оборудовали кабинет директора техническими средствами аудио и видеонаблюдения. Во времена дефицита редкие деликатесы нередко использовались в качестве взяток, и «Елисеевский» успешно проводил подпольную коммерческую деятельность.

Всего в этой структуре было более 700 человек, и все они оказались на скамье подсудимых. Благодаря делу Соколова, засветились другие высокопоставленные чиновники, которые также оказались под следствием. Общий масштаб фигурантов превысил более 15 тысяч человек - глава Мосгорисполкома, директоры гастрономов Новоарбатский и ГУМ и многие другие. Судебный процесс был сродни военной операции и носил скрытый характер, а все решения принимались очень быстро. Соколова приговорили к высшей мере наказания и конфискации имущества, а 11 ноября 1984 года расстреляли. Его заместители получили 12 и 15-летние сроки. Это дело вызвало необычайный общественный резонанс, ведь товарный ассортимент отсутствовал, а витрины «Елисеевского» и ему подобных были идеальной мишенью для выплеска народного недовольства. Призыв населения партия поняла буквально, в результате чего под всеобщее одобрение простых советских граждан пострадала огромная масса людей.



Фарцовщики наряду с валютчиками поддерживали подпольные капиталистические отношения. В стране, где отсутствовало разнообразие во всех сферах культуры и быта, любая вещь, произведенная не в Советском Союзе, необычайно ценилась. Доходило даже до того, что у фарцовщиков приобретались пластиковые пакеты (их стоимость могла варьироваться до 7 рублей), которые сейчас бесплатно раздаются в любом крупном супермаркете.

Фарцовщики, в отличие от валютчиков, выполняли в чем-то культуртрегерскую функцию, несли актуальные мировые тренды в несведущее советское общество. Чтобы скрыть или достать вожделенный зарубежный товар, они отправлялись в иностранные гостиницы, в частности в Интурист, где любыми средствами совершали обмен или покупку иностранного ширпотреба у гостей Советского Союза. В 1961 году на экраны вышел комедийный кинофельетон «Иностранцы», где в комичной форме показали «золотую молодежь» в погоне за вожделенными иностранными лейблами.

В ходу было всё: от креповых носок, историю о которых упомянул Довлатов в одном из своих рассказов, до пластинок, штампованных из рентгеновских снимков. В столь закрытой стране спрос превышал предложение, и подобные занятия всегда были связаны с риском. Для этого придумывались целые схемы и специальные ритуалы, чтобы определить человека по принципу «свой-чужой». Например, когда встречались фарцовщик и потенциальный покупатель, продавец после нечаянного толчка как бы случайно должен был обронить пачку зарубежных сигарет и спросить у покупателя, не ли его этот предмет. Это был один из многих сигналов, что придумывались изобретательными подпольными бизнесменами, распространившиеся в народном фольклоре.



Несостоятельность и неповоротливость советской плановой экономики, из-за чего с прилавков магазинов периодически исчезали товары первой необходимости, породили такой феномен как «цеховики». В условиях тотальной расхлябанности и взяточничества процветали подпольные производства на государственных заводах. Часть продукции реализовывалась нелегально в обход государства. Эта система была распространена вплоть до конца 1980-х, когда предпринимательство легализовалось на волне перестройки, и надобность в «цеховиках» отпала естественным образом.

В фильме «Асса Сергея Соловьева (1987) герой Крымова - подпольный миллионер - имеет своего реального прототипа, который и рассказал режиссеру положенную в основу сценария фильма личную историю «успеха». По его словам, он имел целую подпольную империю в разных сферах деятельности и сам попал под прокатившуюся волну арестов «цеховиков» в начале 1980-х по всей стране.

Сколько стоит час твоего времени? 9 ноября 2017

Издание Wired рассказало о криптовалюте Evancoin, за которую можно буквально купить время Эвана Продрому.



Рано или поздно каждое финансовое безумие превращается в перфоманс. В 1990-х годах музыкант Дэвид Боуи превратил свои песни в облигации. В 2008 году молодой сотрудник службы поддержки из Портланда Майк Меррилл продавал акции самого себя, выйдя на персональный IPO. Теперь Эван Продрому эмитировал собственную криптовалюту - Evancoin, чтобы продавать часы своей жизни.

Эван Продрому основал проект Wikitravel в 2003 году, а теперь стал сооснователем ИИ-стартапа Fuzzy.ai, базирующегося в Монреале. Как и у большинства предпринимателей и разработчиков, папка входящих сообщений в его почте переполнена запросами, которые занимают его время: «Могу ли я узнать твое мнение по этому проекту?», «Может быть, ты мне дашь несколько советов по моему стартапу за обедом?». Справляться со всеми этими просьбами трудно, еще сложнее выделить на них время без ущерба для работы, семьи или личной жизни.

Криптовалюта Evancoin превращает эти взаимодействия в транзакции. С первого октября, когда прошло ICO, чтобы узнать мнение Продрому, нужно попросить у него немного Evancoin. Потом вы сможете использовать токены, чтобы оплатить его время, или сохранить на будущее.

Курс Evancoin может расти или падать, в зависимости от того, как криптовалюту покупают или продают, есть ли спрос на время Продрому и какое предложение этой валюты на данный момент. Можно также просто продать свои Evancoins за наличные. 18 октября 2017 года каждый Evancoin, равный одному часу, стоил около $45. Конечно, это значительно ниже обычной стоимости консультации Продрому, но он все равно рад - это только первые дни существования валюты, и рынок еще только начинает признавать ценность его времени и делает скидку на риск, связанный с новой схемой.

Что если вы продадите Evancoin кому-то, кто захочет обменять их на время Продрому, а не на доллары? Тогда он в игре, по крайней мере, пока его не просят сделать что-то незаконное, унизительное или оскорбляющее других. И все же звучит безумно.

Для таких криптовалют, как Evancoin, все началось несколько лет назад, когда биткоин впервые стал популярен. Как говорит сам Продрому, он зарегистрировал персональную валюту уже давно, но пользоваться начал только сейчас, когда криптовалюта Ethereum показала уверенный рост.

Ethereum - это платформа, которая позволяет пользоваться технологией, лежащей в основе биткоина (распределенный реестр, еще известный как блокчейн, для обеспечения работы приложений). Ethereum - одна из наиболее популярных платформ, она предоставляет готовый фреймворк для проектов, чтобы те могли токенизировать сами себя через собственные ICO, продавая криптовалюту или токены общественности. Эта валюта обеспечивает своих создателей некоторым капиталом и открывает рынок в том, что эта монета представляет - например, долю в стартапе, а в случае с Evancoin, время.

В 2017 году было проведено довольно много ICO. Оптимисты рады тому, что у ICO есть потенциал разрушить надоевшую традиционную индустрию венчурного капитала и большой мир финансов. Пессимисты указывают на волатильность ICO и считают, что это очередная афера, попытка быстро разбогатеть.

Продрому переживал, что его собственное ICO может пойти не по плану, если всё заполонят спекулянты, которые могли бы исказить понятие персональной функциональности, над которым он работал, и создали бы пузырь из него самого. Но этого не произошло.

В любом случае первичное предложение криптомонет Evancoin было необычным. Продрому не выбросил огромное количество монет на рынок в надежде разбогатеть или собрать средства для огромного проекта. Он продал небольшое количество валюты со скидкой (20 часов по $15 каждый) чтобы создать рынок. Он продолжает предлагать пакеты валюты по расписанию, но уже с меньшей скидкой, и большую часть монет оставляет себе.

Пара человек уже использовали Evancoin, как хотел Продрому. Чтобы получить эту возможность, нужно иметь кошелек Ethereum. Кроме того, вы должны чувствовать себя уверенно, осуществляя операции с криптовалютой. К сожалению, пока это могут делать только настоящие гики - люди, которые с радостью могут потратить пару часов на изучение принципов работы новой технологической платформы.

Что бы вы ни думали, монетизация часов нашей жизни может тревожить. Но Продрому отмечает, что многие из нас продают свое время за деньги ежедневно на работе. И он не применяет Evancoin к каждой минуте своего времени, только к рабочему.

Если встречу нельзя отнести ни к социальным, ни к бизнес-встречам, то приклеить к ней ценник за время будет очень грубо. Продрому говорит, что так понятнее, что наше время - деньги, по крайней мере частично.

Деньгами счастье мерить 13 октября 2017

Фонд общественного мнения (ФОМ) вовсе не Остап Бендер, но уже который год спрашивает у россиян, сколько им денег нужно для счастья, и россияне исправно отвечают, корректируя эти цифры. Не шесть четыреста, как у Шуры Балаганова, конечно, но сумма, особенно по оценкам столичных экспертов, довольно скромная.



Как удалось выяснить специалистам, граждане России будут чувствовать себя намного счастливее при заработной плате в 50 000 рублей в месяц. Именно такая сумма, по словам наших сограждан, нужна им, чтобы иметь всё, о чем они мечтают. Респонденты указали, что считают богатыми тех соотечественников, чья зарплата превышает 100 тысяч рублей в месяц.

Другие данные проведенного опроса показывают, что за последние шесть лет количество россиян, считающих, что в нашей стране очень большая разница в доходах между богатыми и бедными, сократилось на четыре процентных пункта. Однако все еще большое количество людей (63%) говорят о том, что эта разница мешает развитию страны. При этом больше 27% отметили, что богатым можно назвать лишь каждого десятого в стране, в то время как бедным – каждого второго.

Спросил ФОМ и об отношении граждан к богатству. Больше половины опрошенных ответили, что богатство меняет человека в худшую сторону, культивирует в нем исключительно отрицательные качества и худшие стороны. Треть респондентов отметили, что бедность так же меняет человека к худшему, другая треть посчитала, что бедность никак не влияет на личные качества гражданина, и лишь 18% посчитали, что затруднительное финансовое положение может повлиять на человека положительно и сделать его лучше.

В марте текущего года американские ученые из США проводили заключительный этап похожего исследования со своими согражданами. Ранее (еще в середине XX века) исследователи инициировали долгоиграющий эксперимент и выяснили, какое количество денег сделает человека счастливым. Тогда они попросили людей оценить свой уровень жизни и ответить, счастливы ли они. Счастливыми оказалась треть респондентов. Спустя десятилетия опрос повторился, а результаты остались такими же, хотя уровень жизни у испытуемых значительно вырос.

Таким образом, ученые пришли к выводу, что счастье и наличие денег не связаны между собой, и человек не становится счастливее, даже когда его благосостояние увеличивается в разы.

Однако эксперты все же назвали сумму, которой должно хватить, чтобы среднестатистическому человеку ощущать постоянную радость. Так, американца сделают счастливым 6000 тысяч долларов ежемесячно (сейчас это примерно 360 тысяч рублей).

Читайте меня. Ваш Культ.