Тур 5 мореи. Скандинавия. Часть вторая – Дорога назад 187 дней назад (16 января 2018)

Евгений Уклеев / текст

Решение поехать так и таким путём было принято буквально за два дня. В ночь перед выездом бронировались первые отели. Остальные по пути. Выехали налегке. Нас четыре человека: три водителя и один ребёнок – мой сын Даниил. Автомобиль – седан Suzuki Kizashi. Продуктов взяли несколько бутербродов на первый день. Изначально запланировали жить там, где можно самим готовить. По идее, это поможет сэкономить бюджет. Сразу поставил себе задачу записывать основные моменты, делиться ими с окружающими и подробно фиксировать расходы. Моя цель – показать, что любой желающий может отправиться в поездку далеко, интересно, а главное – недорого.

Путешествие состоит из двух этапов: российский и заграничный. Это первый для всей команды опыт такого длинного путешествия. Чем заняться, думаем по пути. Читаем Интернет или просто едем наугад.



День 14

Путь из Стокгольма в Хельсинки был легким и необременительным! Паром – просто гениальная идея! Вечером загрузились на десятиэтажный теплоход, посмотрели, как удаляется Стокгольм, поужинали и легли спать! А утром нас уже встречала столица Финляндии.

При погрузке на паром встретили участников необычного автопробега. Трое эстонцев на двух запорожцах и одних жигулях обогнули Балтику. Вот это круто, я понимаю!



Хельсинки – очень милый и располагающий к себе город. Многое в нём связано с российской историей. На центральной площади памятник Александру II. Названия улиц, площадей, зданий… Всё напоминает о том, что Россия много сделала для того, чтобы город стал таким, какой он есть сейчас.

GPS-экскурсия заняла два часа, которые пролетели незаметно. Не покидало ощущение, что так выглядели бы все наши областные центры, не случись в нашей стране 1917 года. С удивлением для себя узнал, что многие известные мне компании на самом деле финские. И имеют непосредственное отношение к дореволюционной России. В общем, финны молодцы! Красивый ухоженный город. Красивая ухоженная страна. Памятники не сносили, улицы не переименовывали для того, чтобы стать Европой.



После прогулки по городу мы отправились в город Парола. Там находится крупнейший в Скандинавии танковый музей. Музей частный, но большой. Много советской бронетехники, которая досталась в виде трофеев финнам в ходе войн между нашими странами. Своей танковой промышленности у Финляндии нет. Поэтому к любому захваченному или купленному танку они относились очень аккуратно. Держали их в своей армии до последнего. Благодаря чему сохранились просто уникальные образцы советских танков, которых даже у нас уже не осталось. Конечно, удивительно видеть Т-34 или КВ-1 с финской свастикой на бортах. Но что было, то было.

Теперь наш путь лежит на Родину. Предстоит проехать 2600 км.

День 15. Дорога домой
Старейшая существующая гонка на выносливость Ле Ман длится 24 часа. Проходит она частично на дорогах общего пользования, частично на спецучастках. У каждой машины три водителя. Меняются каждые два часа. Цель гонки – выявить самых быстрых и самых надежных.



Наш «спецучасток» Хельсинки–Ставрополь имел длину 2600 км. и Яндекс насчитал 33 часа в пути. Из Финляндии выезжали во второй половине дня. Было воскресенье и непонятно, что там на границе. Изначально по плану на этом участке должно было быть две ночёвки: в Питере и Москве. Но планы поменялись. Мне очень нужно было попасть в Ставрополь до утра 5 числа. Водителей у нас осталось двое. Что усложняло и без того нелегкую задачу.

И всё же, в 7 утра 5 июля мы въехали в Ставрополь. На российско-финской границе потеряли два часа. Плюс по часу перерыв в Питере и Москве. Итого преодолели маршрут за 38 часов. 2600 км. Двумя водителями. Ехали две ночи и один световой день. Ночами шёл дикий ливень. В Питере на кольцевой смыло пластиковые отбойники на полосу и джип перед нами собрал два, проложив нам путь. В общем, не делайте так. Если очень надо, то лучше выезжать утром, чтобы два дня и одна ночь. Но не спать две ночи – это глупо и опасно.

ПДД

Перед поездкой мы отдавали себе отчёт, что в Скандинавии жёсткие правила дорожного движения. Однако все мы водители опытные, ездим много, правил стараемся не нарушать. У меня так вообще неплохой стаж вождения в Европе. Поэтому руки до ознакомления с особенностями ПДД у нас не дошли. Было некогда.



В результате получили конкретный урок от норвежских полицейских. Пока в России все обсуждают введение наказания за «опасное вождение», мы с этим понятием столкнулись лоб в лоб. В Финляндии и Швеции мы не встретили ни одного полицейского. Дорожные знаки были идеальны. Мы им следовали и всё было хорошо.

В Норвегии же с дорожной ситуацией посложнее. Во-первых, это горы. Вся страна – это сплошная дорога Туапсе–Сочи. Масса тоннелей, как в Швейцарии. Только тоннели не только прямые, а есть ещё спиральные внутри горы, когда ты по спирали поднимаешься или спускаешься иногда на сотни метров. Там же я впервые встретил круговую развязку в тоннеле! Внутри горы!!! Со знаками все тоже было неоднозначно.

В общем, мы ехали очень осторожно. Как мы думали. Пока позади полицейская машина не включила мигалку и не начала борзо прижимать нас к обочине.

За рулём был Макс. По-английски он не очень говорит. Мне пришлось переводить. Полиция вела себя очень недружелюбно. Нам сразу же предъявили «опасное вождение», которое выражалось, внимание, в несоблюдении дистанции! Да-да! Именно дистанции! Дистанция должна быть не менее 6,5 метра. И Максим, обгоняя, аж три раза эту дистанцию нарушил.

Сначала я не понял, что все серьёзно. Мне показалось, что названный штраф был 500 крон (4 000 р.), однако потом выяснилось, что не 500, а 5 000!!!! 40 000 (сорок тысяч) рублей за несоблюдение дистанции. При этом скорость наша была от силы 50 км/ч, так как больше там не разогнаться.

В Норвегии есть упрощенный способ штрафования. Это когда ты признаёшь нарушение и тебе выписывают квитанцию и ты платишь штраф в течение двух недель или в рассрочку. Либо ты не признаешь нарушение, и тогда офицер составляет протокол, отправляет его в суд, а суд решает, виновен ты или нет. Я сразу этой схемы не понял. И мы выбрали второй вариант. Нас оформляли 2,5 часа. Максим дул в трубку. Нам читали лекцию о безопасном дорожном движении.

В итоге все равно выписали штраф 5 000 крон и вдобавок забрали у Максима права, пообещав выслать их почтой в Ставрополь. Полиция добавила, что ему запрещено управлять машиной только в Норвегии, а в любой другой стране можно. И выдали нам бумагу об этом вместо прав на листе А4 на норвежском языке. Не знаю, как к этому временному разрешению отнесутся наши полицейские.

Хочу сказать, что наша российская полиция показалась нам верхом объективности и вежливости. В Норвегии же никто и не думал представляться или показывать нам видео. Офицер на глаз определил, что Максим крези драйвер и всё.

В ходе лекции я узнал много интересного о норвежских штрафах. Превышение скорости до 5 км/ч от знака – 4 000 рублей. От 5 до 10 км/ч – 12 000. Превышение свыше 35 км/ч от знака штраф 70 000 рублей! То есть, если на знаке 60, а ты едешь 61, то уже попадаешь на 4 000 руб.! Если на шоссе знак 90, а ты едешь 126 – получишь квитанцию на 70 000 руб. Камер много.

Дальше. Несоблюдение дистанции – 40 000 руб. Красный свет – 40 000 руб. Поворот запрещён, обгон запрещён, не своя полоса – 30 000 руб. Движение по тротуару или велосипедной дорожке – 25 000 руб. Не уступил дорогу пешеходу – 40 000. Не подал сигнал о повороте или не работает ближний свет днём или едешь днём на дальнем – 15 000 руб. Ну, и так далее. Если не платишь штраф – тюрьма до 20 суток. В конце лекции полицейский проверил моё понимание и разрешил мне сесть за руль.

Второй раз с Норвежской полицией мы столкнулись в Осло. Только вышли из отеля на экскурсию, как нас догнали двое в штатском, предъявили ксивы и начали проверять, не являемся ли мы незаконными мигрантами. Троих проверяли полчаса. Хорошо, паспорта были с собой. Слава Богу, дальше все было хорошо.

Мы часто ругаем нашу полицию, но все познаётся в сравнении. Однозначно, наша полиция и вежливее, и объективнее. Ну, и штрафы не такие зверские.

Хотя, после того, как посмотришь на показатели смертности на дорогах у нас и в Норвегии, понимаешь, что может они и правы со своими штрафами? Офицер добавил, что для Норвегии это тоже крупные суммы. Но государство даёт таким образом понять, что такое поведение недопустимо. Стоит ли добавлять, что всю дорогу назад мы ехали, как мышки.

А когда приехали в Россию, тут же заметили разницу и в обгонах и в трафике. И куча крези драйверов вокруг начала здорово напрягать. Захотелось назад в Скандинавию.

Итоги
При въезде в Ставрополь одометр отсчитал 11 001 км. Ещё 400 км проплыли на пароме.

Всего сожгли 971,5 литра АИ 95. Из них 742 было куплено в России и 230 за границей. Но расходы на бензин получились примерно пополам.

Самый дорогой бензин России оказался в Ставропольском крае. Он в среднем на 10% дороже, чем по стране. Ставропольская АЗС Роснефть дороже Московского Shell или Статойла в Мурманской области. Даже в абсолютно медвежьих тупиковых углах за полярным кругом бензин Роснефть на пару рублей дешевле, чем в Ставрополе. Самый дорогой бензин на заграничном этапе – в Норвегии. 120 р/литр.

На дороге Питер–Ставрополь десять платных участков. Мы воспользовались девятью из них. Вышний Волочок проезжали через город. Дорога хорошая и пробок нет. Всего за платные участки отдали 985 рублей. Но многие из них пришлись на ночь. Поэтому были дешевле.

Больше всего денег за поездку отдали за жильё. На крышу над головой ушла ровно половина бюджета.

Второй статьей стал бензин.

Третьей – еда. На российских участках мы пользовались кафе. За границей готовили сами. Так как отдавать 10 баксов за хотдог на заправке или 50 евро за человека за ужин в кафе из двух блюд жаба душила.

Машина показала себя молодцом! Из всех поломок – только протёкший задний амортизатор после ужасных гребёнок Саратовской области.

Штрафов на данный момент пока два. Один глупый – за нарушение скоростного режима перед Мурманском. За рулём был я. Видел знак. Видел полицию. Сбавил скорость. Но недостаточно.
И второй – существенный. В Норвегии. За рулём был Макс, который в итоге лишился прав. Но это тема отдельного поста.

Сегодня, когда уже прошло несколько дней и мы отдохнули, можем сказать, что поездка удалась! Впечатлений столько, что и не передать. Можно книгу написать!

Все 5 морей увидели. Так что план выполнен в полном объёме!

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!