Тур 5 морей. Часть вторая – Едем к Троллям 301 день назад (27 декабря 2017)

Евгений Уклеев / текст

Решение поехать так и таким путём было принято буквально за два дня. В ночь перед выездом бронировались первые отели. Остальные по пути. Выехали налегке. Нас четыре человека: три водителя и один ребёнок – мой сын Даниил. Автомобиль – седан Suzuki Kizashi. Продуктов взяли несколько бутербродов на первый день. Изначально запланировали жить там, где можно самим готовить. По идее, это поможет сэкономить бюджет. Сразу поставил себе задачу записывать основные моменты, делиться ими с окружающими и подробно фиксировать расходы. Моя цель – показать, что любой желающий может отправиться в поездку далеко, интересно, а главное – недорого.



Путешествие состоит из двух этапов: российский и заграничный. Длина российского этапа составила 4800 километров (читайте в прошлом номере Культа). Впереди заграничный. Через три скандинавские страны: Финляндию, Швецию и Норвегию. Это первый для всей команды опыт такого длинного путешествия. Чем заняться, думаем по пути. Читаем Интернет или просто едем наугад.

День 9

Сегодня стартовал наш заграничный этап.

Скандинавия очень большая! Карты сильно искажают действительность. Например, от Мурманска до Бергена, куда нам нужно попасть, аж 2200 км! То есть, придётся сделать 2 остановки. Первую наметили близ финского города Рованиеми. Между прочим, это родина Санта-Клауса, который недавно обанкротился и его выкупили норвежцы.



Расстояние взяли от Мурманска не очень большое, так как было непонятно, какая граница и т.д.
У нас на выбор было две дороги примерно равной длины. Первая – из Мурманска кратким путём сразу в Финляндию. И бОльшая часть дороги по Финляндии. Вторая – через Кандалакшу. В таком случае основная часть пути пролегает по территории России. Уже ночью, пакуя чемоданы, поняли, что вообще не купили никакого спиртного. В Мурманской области магазины не продают алкоголь с 21 вечера до 11 утра. Местные нам сказали, что на таможенных переходах Дьюти фри нет. А в Скандинавии с алкоголем известный трабл. Итак, путь был определён – через Кандалакшу. Как раз к 11 были в универсаме, где нам продали 2 бутылки чисто в медицинских целях. Далее следовала отворотка с основной трассы в сторону финской границы. Сказать, что дорога плохая – это не сказать ничего! Это был пипец. Подвеска пробивала, машину трясло. А перед границей километров пять вообще нет асфальта.



Прямо у шлагбаума погранперехода расположена маленькая заправка с ценой за АИ 95 – 44,99 рубля! При этом в Кандалакше цена 38,10. Дозаправили бак до полного. В Финляндии АИ 95 стоит уже 1,424 евро. Считайте сами, сколько это в рублях. Кстати, Дьюти фри на этом переходе есть.

На финской стороне дорога сразу стала лучше. Она была узкая, двухполосная, но ровная и без выбоин. Машин мало. Много озёр, много рыбаков, много автодомов. Когда приблизились к точке ночёвки, дорогу перегородил олень. Даня был в восторге! Приехали на базу. Там ещё олень и олениха. Наш дом отдельно от базы. На берегу озера. Дом превзошёл все ожидания! Огромный деревянный сруб. Во дворе снова олени. Потом прибежали другие. Но пугливые, в руки не идут. В срубе большая кухня-гостиная с камином, три спальни, два санузла и сауна, во дворе бассейн, качели и отдельный домик барбекю. Есть терраса с грилем. В стоимость также входит лодка и рыбацкие принадлежности. Самое интересное – цена. Даже вчетвером по цене получилось почти столько же, сколько в Ловозеро. А если приехать впятером, то Финский дом выйдет даже дешевле. При том, что Ловозеро – это экстра-спартанские условия!

А здесь – цивилизация! Только что тут без еды. Но это не проблема. Еду себе мы наловили в озере.

День 10
От Санта-Клауса к Троллям.

На одометре уже 7400. То есть, экватор пройден. От нашей чудесной виллы в Финляндии до пункта назначения в Норвегии было около 1500 км. Этот маршрут я разбил на два участка с ночёвкой в Швеции. Думал, мы пройдём его налегке и будет время отдохнуть.

В реальности всё обстояло значительно сложнее. Чем ближе была Норвегия, тем выше были горы и уже дороги. Если вы планируете ехать сюда на машине, то рассчитывайте на то, что двигаться вы будете со средней скоростью 50 км/ч. Плюс остановки.

Скоростной режим в Финляндии: город 50. Трасса 80.
Скоростной режим в Швеции. На шоссе до 110. Обычные дороги до 90. Город до 60.
Норвегия: Город 60. Трасса 90.

В реальности же ты всё время едешь с ограничением скорости. 40-50 км/ч. В Норвегии, когда начались фьорды, дороги стали совсем узкими. Часто приходилось пропускать машины в карманах. А если попадался ремонт дороги, то трафик останавливался.



 


В Швеции мы познакомились с отелем самообслуживания. Был тот ещё квест. Персонала нет вообще. Приезжаешь, находишь ключи, живешь, убираешь за собой, уезжаешь. Можно оставить уборку отелю. Но тариф заградительный. Уборка номера стоит примерно 100 долларов. В Норвегии то же самое. Решили убираться сами. Благо всё для этого в номере было.

Выяснили ещё один неприятный момент. Полотенца и постельное бельё в большинстве случаев в цену не входят. Прокат одного комплекта примерно 1000 р. В общем, если соберётесь сюда, имейте в виду.

Бензин в Финляндии, Швеции и Норвегии стоит примерно одинаково. 105-115 рублей за литр. Дороже всего в Норвегии. Хот-дог на заправке 10 баксов. Кофе 5.

До Норвежского моря мы доехали. Фьорды посмотрели. По тундре норвежской на высоте 1200 метров проехали. Черешневые сады и водопады видели. Красоты здесь, конечно, неописуемые. Дальше наш путь лежит в Осло.



День 11
Люди интересуются, зачем было ехать так далеко?

И зачем были все эти мучения, длинные переезды и т.д. А всё для того, чтобы увидеть ЭТО!

Язык Тролля (норв. Trolltunga) – каменный выступ на горе Скьеггедаль, расположенной вблизи города Одда в Норвегии, возвышающийся над озером Рингедалсватн на высоте 350 метров.

Мне не надо было ни этих сказочных пейзажей, ни домиков, ни фьордов. Нужен был только Язык Тролля. Именно это место было главной целью поездки на запад.

Надо сказать, что к подъёму на гору, как и ко всей поездке, мы не готовились вообще. Всё узнавалось/читалось/бронировалось в последний день. Наши представления о подъёме базировались на одном единственном отзыве из форума Винского, где гражданин описывает, как он чуть ли не в мокасинах туда ходил. Координаты вычислили по maps.me. Утром встали, собрались и поехали. По прочитанному отзыву получалось, что на всё про всё уйдёт не больше 3-х часов. Сомнения начали мучать, когда увидели гору, на которую предстояло забраться. Высота более 1200 метров. Подъём с уровня 600 метров. Чтобы было понятно, это примерно 200 этажей. Или если поставить 2 башни Федерация одна на другую.

Подъем мы начали в 15:40. Первый этап – тропа с абы какими ступенями и крутизной в 45 градусов. Через 35 минут мучений выяснили, что мы покорили первый километр из 11. Одиннадцать километров! Вот тут мы и офигели. Двух участников подъёма, включая Даню, решено было сразу спустить назад. А мы с Максом поперлись дальше. Почему-то была надежда, что дальше будет легче. Ещё за полчаса прошли ещё километр. Там нам повстречались люди, которые шли назад. Они вернулись с 8-го километра. Не дошли. Посоветовали нам возвращаться, так как вверху шёл дождь и лежал снег. А мы в кроссовочках... Продолжили путь. За первым подъёмом шло плато. За ним второй подъём. Такой же крутой. Только уже без ступеней. Поднялись. 4 км. На горе ветер, грязища, дождь. Но решили всё же дойти. Так и шли, вверх-вниз-вверх-вниз. Сказать, что было тяжело – ничего не сказать. Ветер разорвал на мне дождевик в клочья. А в некоторых местах он был такой силы, что поднимал водопады в обратную сторону. До Языка допозли в 19:40.

Отдохнули, поели, сфотографировались и пошли назад. Вот тут-то и началось самое сложное. Казалось бы, назад идти проще. Но силы закончились, колени уже не гнулись, а спуски превратились в ад. В этом месте Норвегии уже нет полярного дня. Небо затянули плотные тучи. Было очень темно. Тропу не видно. Дождь шёл не переставая. Я промок насквозь. Несколько раз падали на склоне. Я не знаю, как мы не поубивались. Это была глупейшая затея лезть туда в такую погоду. Спустились в 2 ночи.

В общем, несколько советов тем, кто хочет туда попасть.

1. Если есть выбор: Язык Тролля или прогулка на теплоходе по фьордам – выбирайте теплоход.
2. Если не начали подъём до 12 дня – и не начинайте. Возвращаться по темноте опасно.
3. Не поднимайтесь в пасмурную погоду. Если внизу тучки, то вверху может идти снег.
4. Если у вас есть проблемы с суставами, давлением, сердцем – выберите теплоход.
5. Подготовьтесь к подъёму серьезнее, чем мы.

Это, конечно, не Эверест. Но и не прогулка по водопадам в Архызе. В остальном это, конечно, круто. Главное, иметь хороший фотоаппарат, коего у нас не было, а был только айфон.

Немного поспали и привели себя в порядок в аутентичном отеле с газоном на крыше. Еле его нашли. Оказалось, что в Норвегии аж 4 города с нужным нам названием Hovden.

День 12
Вчера добрались до четвёртого моря: Северного.

Абсолютно случайно в месте нашего прибытия оказался самый крупный город Норвегии и одновременно его столица – Осло.

Очень милый небольшой город с населением в 600 000 человек. Скоро ему исполнится 1000 лет. Город портовый. Расположен в одноименном фьорде Осло. Очень забавно смотрятся названия: Ослофьорд, Oslotaxi, Oslobus...

Ноги наши сильно гулять не позволяли, но по центру мы всё-таки прошлись. Красиво. Однако мусора больше, чем ожидаешь от европейской столицы. В маленьких городках значительно чище.

В Осло много эмигрантов. Больше половины населения. Они живут в восточной части города. Там находится много школ, в которых вообще нет этнических норвежцев. Даже учителей. Таксисты на первый взгляд 100% пакистанцы. Большинство эмигрантов приехали в 80-е и 90-е годы. Сейчас вот опять началось. Норвежцы из-за этого очень сильно парятся. Городу смело можно уделить 1-2 дня.



 


День 13
Столица Скандинавии.
Этот день был посвящён столице Швеции – Стокгольму. Вообще Швеция превзошла все ожидания. Из трёх скандинавских стран, которые мы проехали, она оказалась самой ухоженной, с лучшими дорогами, с самой лучшей организацией дорожного движения и придорожного сервиса. Есть скоростные автотрассы, где допустимо ехать немыслимые для Норвегии 110 км/ч. Знаки экстра понятны! Пейзажи не такие яркие, как в Норвегии, но красивы всё равно!

До Стокгольма из Осло домчали за 5 часов. Сначала заехали в танковый музей в пригороде, а потом уже поехали селиться.

Для ночлега я выбрал необычный отель. На этот раз это был настоящий парусник 19-го века, пришвартованный к острову напротив королевского дворца и парламента. Круче места не придумать! А ещё так совпало, что как раз вчера начиналась парусная регата и вся эта движуха была вокруг нас. До 24 ночи пели музыканты и народ тусил. После полиция подбирала пьяных миллионеров с живописных газонов.



Вообще не хотелось ложиться спать. Было такое состояние, как будто хочется дышать, дышать, дышать, смотреть, смотреть, смотреть! Когда стемнело, появилось ощущение, что мы вообще одни на корабле. Играла музыка, светились дворцы, пиво было вкусным.

Утром встали рано. В 7. Быстренько собрались и пошли на экскурсию. Город реально классный!
Он как Питер. Куда ни пойдёшь, везде wow! И много воды, острова... Нагулялись, собрались и поехали в ещё один музей. Культурную программу в последних двух городах нам полностью составляет Даня. Мы не сопротивляемся.

Минус у проживания в центре был только один – адская цена за парковку! Ночью 120 р/час. Днём 200 р/час. Сразу вспомнились ставропольские парковки по 30 р.

Продолжение читайте в следующем номере Культа.

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!