Тур 5 морей. Часть первая – Россия 235 дней назад (26 декабря 2017)

Евгений Уклеев / текст / фото

Решение поехать так и именно таким путем было принято буквально за два дня. В ночь перед выездом бронировались первые отели. Остальные по пути. Выехали налегке. Нас четыре человека: три водителя и один ребёнок – мой сын. Автомобиль – седан Suzuki Kizashi. Продуктов взяли – несколько бутербродов на первый день. Изначально запланировали жить там, где можно самим готовить. По идее, это поможет сэкономить бюджет. Сразу поставил себе задачу записывать основные моменты, делиться ими с окружающими и подробно фиксировать расходы. Моя цель – показать, что любой желающий может отправиться в поездку далеко, интересно, а главное – недорого.



Путешествие состоит из двух этапов: российский и заграничный. Длина российского этапа 4800 километров. Сколько продлится заграничный, мы пока не знаем. Но минимум 6700 километров. Плюс паром. Это первый для всей команды опыт такого длинного путешествия. Чем заняться, думаем по пути. Читаем Интернет или просто едем наугад.

День 1
Ровно 2 года назад я впервые увидел Атлантический океан. А сегодня мы выдвинулись в рамках программы импортозамещения и развития внутреннего туризма к побережьям нашего родного российского океана – Северного Ледовитого! Через несколько дней мы будем загорать на пляжах Белого моря и нежиться в тёплых водах Баренцева! А если Бог даст погоду, то доедем до пляжей Норвежского моря. После этого Воды Северного Ледовитого океана мы покинем и переключимся на Атлантику. Четвёртым морем станет Северное море. И завершающим поездку – Балтийское! Плавки я не взял. Но, думаю, это не помешает мне омыть ноги в пяти морях. А пока впереди нас ждут 11 000 километров. Suzuki Kizashi получил вчера новую резину, новые свечи, масло и тормозную жидкость. О здоровье автомобиля, его аппетите тоже расскажу. Следите за отчётами.

День 2
Мы решили ехать на север вдоль Волги. Было желание показать сыну Родину-мать. Всем страдающим от дождей жителям Ставрополья хочется передать привет с берегов великой русской реки Волги и подбодрить вас словами: «Солнца нет, но вы держитесь там! Всего вам хорошего! Счастья! Здоровья!»

А у нас тут солнца более чем достаточно! +34. Температура воды ниже. Но – самое то по жаре! Волга как всегда ошеломительно красива!




 


День 3
Самый длинный пробег. Выехали из Маркса в 13:00. Ехали без остановок более суток. Менялись и по очереди спали. Не думаю, что стоит идти на такие геройские поступки. Просто мы немного ошиблись в расчётах. Пришлось нагонять время. Проехали Тверь. По пути попадается много интересных названий населенных пунктов. Русский нейминг. Бессмысленный и беспощадный!

Выдропужск! Как много в этом звуке, для сердца русского слилось! Как много в нём отозвалось.
Выдропужск – это вам не Благодарный или Изобильный! И даже не Светлоград! Только Залукокоаже может поспорить с Выдропужском по поэтичности названия.

Кстати, для тех, кто всю жизнь мечтал жить в Выдропужске. Природа здесь очень красивая. И много заброшенных домов разной степени заброшенности. Есть как на фото. А есть даже со стёклами. Заходи-живи. Как в Простоквашино. Не знаю, правда, чем тут занимаются люди... Возможно профессионально пугают выдр.



Тут красивые луга, болота, высокие деревья. И нет мошек, как на Волге. Только те, что приехали с нами на нашем бампере.

Впереди ещё 1400 км – и мы доедем до пляжей Белого моря.

День 4
Пока Ставрополь борется с саранчой, мы тут осваиваемся. В общем, мы доехали до города-курорта Кандалакша. На одометре 3640. Поселились в замечательной деревянной гостинице. Очень уютной. Прямо от дверей гостиницы лыжный подъёмник. Во дворе припаркован ратрак. Жаль, снега нет.

Многие интересуются, чем можно заниматься за полярным кругом. Отвечаю. Занятий тут миллиард! Большинство, конечно, связаны с зимой. Горнолыжные трассы есть, наверное, в каждом городе. В Мурманске, например, к подъёмникам можно приехать прямо на троллейбусе. Очень популярны покатушки на снегоходах по тундре или на оленях. Из круглогодичных развлечений развиты охота и рыбалка. Рыбалка и морская, и речная, и озерная. Рыбакам тут раздолье! Трофейные экземпляры палтуса и форели могут достаться даже новичкам. Охотникам тоже хорошо. И медведи тут, и волки, и песец, и заяц. И даже росомахи. Мы вот сегодня, например, повстречали лося. Вышел из леса, стал посреди дороги, посмотрел на нас и пошёл дальше по своим делам. Но самое шикарное, что доступно всем, и чем мы тут наслаждаемся – это, конечно, природа. Заполярные виды не похожи ни на что. Чистейшие озёра, волшебные леса, тундра, горы... Постоянно хочется останавливаться и смотреть, смотреть, смотреть.




 


Хочу сказать, что туристов тут больше, чем ожидаешь. Люди сплавляются на рафтах, покоряют тундру или бороздят озёра на байдарках. Россияне и иностранцы. Нашу поездку смело можно было называть не «5 морей», а «1000 озёр». Потому что их тут действительно несметное количество!

Природа красивейшая. Но суровая. Ошибок не прощает никому. Полуостров не только красив, но и богат на ресурсы! В первую очередь на руды. Железо, фосфаты, никель, алюминий. Руды здесь добывают, обогащают и отправляют на заводы по стране. Апатиты, например, едут угадайте куда? Правильно! В Невинномысск. Где из них делают фосфатные удобрения. Удивлены? Вот и мы не ожидали.



А раньше, при царях, здесь добывали слюду для остекления окон. Слюда здесь зачётная! Прозрачная и большая. Была важной статьёй российского экспорта. Слюды экспортировалось так много, что и название у неё появилось – Мусковит (от Московия).

В области много природных магнитных аномалий. Во время ВОВ, когда навигационное оборудование ещё не было таким совершенным, как сейчас, самолёты частенько попадали в ловушки, когда аномалии водили летчиков кругами, пока топливо не заканчивалось и самолёт просто падал в тундру. До сих пор обломки периодически находят. Правда, некоторые считают, что это происходило из-за действий саамских шаманов.



Сегодня было пасмурно. Весь день срывался дождь. Температура была примерно 15 градусов жары. А к полуночи тучи ненадолго рассеялись и показалось солнце! Ничего удивительного. Ведь здесь сейчас полярный день. Солнце светит 24 часа!

День 5
Говорят, у вас там жара по всей стране? У нас вчера тоже была жара! 17 градусов аж! Благодаря чему удалось позагорать на прекрасном пляже Кандалакшского залива Белого моря, покрытого крупным чёрно-красным гранитным песком. Вода манила чистотой и прохладой, но я удержался. Лишь чуть побродил по линии прибоя.

Потом в планах было посетить Кандалакшский лабиринт и священный камень Сейд, возможно даже заехать в реконструированную рыбацкую деревню, где можно пожить в аутентичных хижинах и поучаствовать в древнем промысле производства горьковатой соли из морской воды, но решили, что это продлит наше и без того длинное путешествие и отказались от затеи. А фотографии лабиринта и Сейда можно посмотреть в Интернете. В музее нам рассказали, как 500 лет назад поморы заготавливали прямо вилами семгу, которая шла на нерест в реки, как ловили и солили сельдь, охотились на моржей и касаток, добывали речной жемчуг и серебро из рудников, разбросанных по многочисленным островам залива, которые сейчас являются заповедником. Как жили, что ели, во что одевались. Посмотрели, как лепят из ржаного хлеба традиционные культовые игрушки «козули» и крутят шаманских куколок из тряпочек, а потом делают на них заклинания. В общем, день пролетел.

А потом мы поехали в главный горнолыжный курорт Кольского полуострова – город Кировск. Я планировал, что мы поднимемся на Хибинские вершины на подъёмнике, походим по снегу, который всё ещё лежит на северном склоне... Но что-то пошло не так. Когда мы приехали и поселились, оказалось, что ничего не работает. А дороги в горы были перекрыты. Менять дислокацию было уже поздно и мы пошли смотреть футбол. А в первом часу ночи мне пришло в голову воспользоваться полярным днём и посмотреть на город без людей.



Кировск – небольшой городок, основанный в прошлом веке на волне индустриализации. Центр планово застроен в сталинском стиле, и это смотрится монументально. В центре города огромное озёро.

А вокруг горы Хибины. Зимой это оживленный лыжный курорт, а летом людей становится мало. Но рудники работают, а ГОКи обогащают руду. Удалось посмотреть, как добывают апатиты. Оказывается, все окрестные горы состоят из полезных камней и их просто взрывают, грузят в вагоны и везут на ГОК (горно обогатительный комбинат). Сейчас, когда наша российская промышленность чуть сбавила обороты, добыча и переработка тоже уменьшились и многие люди покинули этот красивый город, забросив монументальные дома. Часть из них законсервированы, а часть разграблены. Та же участь постигла красивейший железнодорожный вокзал. Злые языки утверждают, что вокзал был приобретён местным чиновником, который его застраховал и сжёг, чтобы получить компенсацию. Не знаю, правда это или нет, но пассажирского вокзала в городе больше нет.

Ещё Кировск знаменит тем, что здесь снимали фильм «Тайна перевала Дятлова», а также тем, что именно в этом городе происходили события, ставшие прообразом сюжета фильма «Левиафан». А наш путь лежит дальше на север.

День 6
После Кировска нам пришло в голову, что как-то слишком много цивилизации. И захотелось приключений. В районе Оленегорска (города, где на самом деле нет ни оленей, ни гор) мы свернули направо, в столицу российских саами, город Ловозеро. Город расположен на берегу одноимённого озера Ловозеро, третьего по размеру в Мурманской области и примерно равного по параметрам печально известному Карельскому озеру Сямозеро. Целью виража было посетить экстрим-парк Ловозеро на другом берегу, в центре Кольского полуострова, уехать туда, где не берет мобильный, нет электричества, нет асфальта, а есть только олени. Нас встретили и привезли на причал. Там уже стояло с десяток лодок и спидботов. Какие-то люди загружались в лодки, какие-то сходили. Но у нас была персональная. С крышей и мотором Suzuki в 175 кобыл. Честно говоря, было слегка волнительно, так как предстояло проплыть примерно 20 километров. А вода в озере такой температуры, что в случае крушения человек замерзает примерно за 10 минут. Но всё прошло замечательно! Мы быстренько домчались на другой берег и пришвартовались в устье речушки. Экстрим-парк расположен на берегу озера и состоит из нескольких чумов, нескольких деревянных домов и бани. Там же держат оленей, которых мы планировали посмотреть. Пока то да сё, уже близился вечер, и мы пошли ужинать. На ужин была уха из сига и щуки, жареная оленина, а на десерт традиционная саамская выпечка с морошкой и брусникой. Подкрепившись, пошли смотреть оленей.




 


И тут прилетели комары! Комаров было ТАК МНОГО, что их можно было собирать со своего тела горстями!!! Они никого не боялись и даже литр распылённого на одежду фумитокса их не смутил! Комары с легкостью прокусывали плотные джинсы и толстовки, забирались в волосы, бороду... Какие там олени?! Хотелось бежать от комаров подальше! Пока сгребаешь их с головы, они облепляют ноги, пока сгрёб с ног, они облепили руки. И так далее. Я понял, почему сюда на лето прилетают птицы высиживать птенцов. Потому что насекомых так много, что их не нужно ловить! Достаточно сесть с открытым ртом и они будут залетать тебе прямо в желудок. Мы тоже съели по несколько штук. В общем, выдержали 10 минут и даже оленят не стали смотреть..

Про оленей. Народ интересовался ценами. Я всё узнал. Телёнок стоит 15 тысяч в среднем. Самка 25. Бык 35. Но в Ставрополь их можно покупать и везти только в виде мяса. Южнее Питера северный олень жить не может. Да и кормовая база находится только на севере. Олень может питаться только ягелем и ещё рядом местных растений. Которых на Ставрополье просто нет. Также мы на своих шкурах прочувствовали причины ежегодных миграций оленей. Каждое лето стада кочуют на север к берегам Баренцева моря и живут на скалах.

А на зиму возвращаются в лес. Знаете какая причина? Комары и оводы! На побережье их гораздо меньше. Такие вот дела. Кстати, мы обратили внимание, что местных жителей комары вообще не беспокоили. Говорят, привыкаешь за неделю и перестаёшь их замечать.

День 7
День был посвящён Мурманску – самому большому городу в мире за полярным кругом. Население города 300 тысяч человек. Город очень благополучный. Красивый и современный. Торговые центры, бары и рестораны на порядок выше уровнем, чем у нас в Ставрополе.

И это понятно, платежеспособной публики здесь побольше, заводы работают, а ещё порт, военные, заграница рядом.

Мурманск своей формой похож на Волгоград. Вытянулся вдоль Кольского залива Баренцева моря на 20 километров. Местность здесь гористая. Перепад высот в городе от 0 до 300 метров, что делает его очень живописным. А ещё множество озёр прямо в городе. Представьте, что в вашем дворе находится не парковка, а гранитная скала или озеро с утками... Круто очень!



Мурманский порт один из крупнейших в России. Город и строился ради этого порта. Стране нужен был выход в море, который не зависел бы от отношений с соседями. Мурманский порт не замерзает круглый год благодаря Гольфстриму, который как раз тут и заканчивается. По сути, Кольский залив – это огромный фьорд. Длиной более 50 километров.

В текущем году Мурманску исполняется 100 лет. А вот соседнему городку Кола уже 500.

Самым заметным событием дня было посещение атомного ледокола «Ленин». Это первое в мире атомное надводное судно. Прослужил нашей стране 30 лет.

С 1959 по 1989 год. Корабль и по сегодняшним меркам впечатляет. Хотя современные ледоколы побольше будут. «Ленин» имеет длину 136 метров, ширину 27 и высоту от киля до макушки 26 метров. Весит 19 000 тонн, имеет скорость свыше 30 км/ч и мощность 44 000 л/с. С такими параметрами ледокол обязан быть атомным. Если бы он был дизельным, то потреблял бы 100 тонн солярки в день. Соответственно, запас хода был бы не более двух месяцев. «Ленин» же ходил без замены топлива более года. Экипаж ледокола 150 человек. За свою службу он провёл 3741 судно, ломая лёд до двух метров толщиной.



День 8
Я понимаю, что мы вас уже порядком подзадолбали, но наше путешествие все ещё продолжается!

Сегодня был Североморск. Закрытый город. База Северного морского флота России. Артемий Лебедев оставил очень грустный пост после посещения Североморска.

И мы особо ни на что не рассчитывали. Хотели заскочить на часок, а потом заняться подготовкой к заграничному этапу. Так как уже завтра утром стартуем в Финляндию. В итоге вернулись в Мурманск только в 20:00.

Во-первых, нам очень повезло. И на рейде стоял единственный Российский авианосец, флагман российского флота, тяжелый атомный авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». Стоял прямо напротив центральной набережной. Как на ладони. Повезло потому, что весь прошлый год он был в ремонте. А позапрошлый год провёл в Средиземном море прикрывая Сирию. Однажды я был на этом корабле. Году в 2011-м. Про него можно книгу написать. Делали их в Николаеве. Заложили несколько. Сейчас аналогичные авианосцы являются флагманами индийского и китайского флота. Ещё один продан в Китай и переделан в отель. Корабль огромен. Более 300 метров в длину и более 70 в ширину. Экипаж 2000 человек. На авианосце может базироваться 25 самолетов СУ-25 или СУ-33 и 17 вертолетов. Для наглядности размеров скажу, что пожарный расчёт на корабле представлен обычным пожарным автомобилем КАМАЗ. Да! Пожарный КАМАЗ в корабле! Я когда увидел, обалдел!

Вторым интересным пунктом сегодняшнего дня было посещение музея-подводной лодки К-21. Всего в России 3 подводные лодки являются музеями. Одна стоит в Питере, одна во Владивостоке и третья в Североморске. Данная лодка – дизельная боевая времен ВОВ. Прошла всю войну, охраняла конвои и топила вражеские корабли. Всего 17 целей отправила на дно команда лодки, сделав возможным поставки по ленд-лизу в СССР. Лодка имеет 100 метров в длину и экипаж 65 человек. Экскурсия была очень интересной. Мы пролазили по лодке 1,5 часа.

А ещё мы попали на рыбалку. На территории одной из воинских частей, между боевыми кораблями 2 десятка человек ловили ерша – местную камбалу. И ведь поймали!

На этом российский этап путешествия окончен. Завтра рано утром выезжаем за границу.

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!