500 километров через Сербию 35 дней назад (16 октября 2018)

Евгений Уклеев /текст



Сербия – осколок бывшей Югославии, не самое популярное направление у русских туристов.
Не многие решаются на полноценный визит сюда, хотя это одно из тех мест, где русских действительно любят без всяких оговорок. Белград – столица Сербии, тёплый и душевный. Это настоящий большой европейский город с неприступной крепостью на холме, богатой архитектурой, пешеходными улочками, зелеными парками и многочисленными барами и ресторанами. Город довольно ухоженный и явно удобный для жизни. А протекающие через центр и сливающиеся воедино крупные реки Дунай и Сава делают Белград ещё живописнее.


Для нас посещение Сербии было важной частью автомобильного путешествия через 9 европейских стран. Но оно могло и не состояться. В Евросоюз наша команда въезжала из Турции. Пересечение Турецко-Болгарской границы далось неожиданно сложно. Сначала тотальный досмотр машины с рентгеном на турецкой стороне. Пограничники вскрывали даже шоколадки. Маршрут на автомобиле из России через Грузию и Турцию в Европу показался им очень подозрительным. Потом несколько часов в очереди перед болгарским КПП. Местные водители, маявшиеся по соседству, объясняли задержку так: «Софья с проверкой приехала». Я не сразу понял, что выражение «Софья приехала» означало проверку из столицы. Проверка была антикоррупционная. И результативная. Несколько таможенников покинули свой пост в наручниках. В целом мы провели на границе в общей сложности более 7 часов. Следующей страной после Болгарии должна была стать Сербия. Сербия не является частью Шенгенской зоны. Поэтому предстояло покинуть Евросоюз, пересечь Сербию и вновь въехать в Европу уже в Венгрии. Перспектива провести на границах ещё дважды по 7 часов не очень радовала. Был даже разработан альтернативный маршрут – через Румынию, чтобы не пересекать границы. Но он оказался значительно длиннее. Да и Сербию очень хотелось посмотреть. Помолившись в храме Александра Невского в центре Софии, отправились в Белград.



Граница между Болгарией и Сербией напомнила пост между Ставропольским краем и Карачаево-Черкесией. Даже попроще, наверное. Будка с пограничником с одной стороны. И ещё одна будка с пограничником с другой. Даже из машины выходить не нужно. Маршрут явно не особо популярный. Кроме нас других машин на границе не было. Наш автомобиль также никакого интереса у таможни не вызвал. На всё про всё ушло минут десять. С сербской стороны дорога стала узкой и извилистой. Многочисленные деревни сокращали скорость. Живописные холмы были покрыты лесом и полями вперемежку. Домики напоминали картинки из рассказов про запорожских казаков. Беленые. С небольшими окнами. Очень скоро дорога пошла устойчиво вверх, и холмы сменились настоящими скалистыми горами. Это были Родопы. Местами не покидало ощущение, что едешь по ущелью где-нибудь в Кабардино-Балкарии. Отвесные скалы, быстрая речка слева по борту, повороты один за одним. Родопы – не Кавказ, конечно, но высоты в 2 000 метров над уровнем моря – не редкость.

После перевала узкая дорога превратилась в четырехполосное шоссе. Деревни остались позади. Скорость существенно возросла и буквально через пару часов мы въехали в Белград. Сербия южнее Белграда оказалась довольно гористой и живописной страной. Никакой особой разрухи, вызванной развалом Югославии, бомбардировками НАТО и многолетним кризисом, мы не заметили. Белград же вообще сразу произвел приятное впечатление чистыми отремонтированными дорогами, красивыми современными трамваями и троллейбусами, широкими улицами.



Жить мы планировали в центре. В отеле, оборудованном на борту теплохода, пришвартованного к набережной Дуная. Поселились. Персонал отеля, узнав, что мы из России, начинал медленно проговаривать слова на сербском. Наверное они думали, что так нам будет понятнее. Почему-то они нас понимали. А мы их – нет. Вечерело. Река плавно несла свои воды. Вокруг плавали утки и плескалась рыба. Отель оказался настолько необычным и располагался в таком живописном месте, что мы не захотели никуда идти. Поужинали в соседнем ресторане и гуляли по набережной, пока хватало сил. В номере вся стена была стеклянной. От края до края. От пола, расположенного в полуметре от уровня воды, до потолка. Красоту, которая ожидала нас утром, просто невозможно описать. Все те же зеркально тихие воды, дымка, тишина и яркое, но не горячее ещё утреннее солнце. Завтракали на верхней палубе теплохода, любуясь цветами и окрестными видами. Из отеля не хотелось уходить до последнего. Тем не менее на осмотр города оставалось всего полдня. Пришлось поторопиться.



Белградская крепость стала первым пунктом. Воздвигнута она, как и полагается крепости, на холме у места слияния рек Сава и Дунай. Виды с крепостных стен открываются шикарные. Укреплениям на этом месте уже более 2 300 лет. Маршрут с юга на северо-запад был стратегически важным. И каждое государство, имевшее здесь интересы, старалось его контролировать. Сначала кельты. Потом римляне. Потом Византия, османы и так далее. За многие века своей истории цитадель выдержала 115 сражений. И 44 раза была разрушена и воздвигнута заново. Сейчас она выглядит очень монументально и неприступно. Лучшие панорамные фото на город и Дунай получатся именно с крепостных стен. Внутри же расположены парк, пара церквей, несколько музеев, институт сохранения памятников и даже обсерватория. В общем, погуляв здесь, быстро понимаешь, что Белград, располагавшийся в древности на территории крепости, всегда был вообще не мал.

Пешеходная улица Кнез Михайлова начинается прямо от крепостного парка и многим напоминает наш Арбат. Такие же красивые особняки 19-го века, обилие магазинов, кафе и ресторанов с обязательными летними верандами. Это лучшее место для покупки сувениров и шоппинга. Знающие люди советуют приглядеться к бутикам местных марок. Качественно и цены гуманные. Улица выходит на центральную площадь города – площадь Республики с монументом князю Михаилу в центре.

Есть в Белграде и свой Монмартр – это район Скадарлия. Здесь жили и творили практически все художники и музыканты Сербии. Район был плотно заселен богемой и нуворишами. Сегодня же здесь царство ресторанов и настенной живописи. На обед рекомендуются плескавица или чевапчичи с картофелем (сделанные из мясного фарша популярные балканские блюда), местное вино или пиво, которые, кстати, отличного качества. Порции, как правило, очень большие. Для прогулки обязательна удобная обувь. Центр обширный, много брусчатки.



Следующим пунктом был Храм Святого Саввы – один из самых больших православных храмов в мире. Храм начали строить в 1894 году с перерывами на войны. В 2004 году совершилось официальное открытие. На данный момент ведутся внутренние отделочные работы. То есть строительство ещё не завершено.

Дорога к храму пролегала через правительственный квартал. Там располагается здание министерства обороны, которому досталось больше всего во время бомбардировок НАТО. Разрушенные здания не стали разбирать. Оставили на память.



Недалеко от Храма Святого Саввы расположен музей Николы Теслы – самого известного югослава в истории. Тесла считал себя именно югославом и поддерживал идею великой единой Югославии. В музей мы, правда, не попали. Устали. Да и впереди нас ждал совсем не близкий путь к месту следующей ночевки – в Будапешт.

Северная часть Сербии равнинная. Дороги платные и скоростные. Тут и там встречаются заправки российских брендов, что греет душу. Через 2 часа мы прибыли на границу с Венгрией, которую прошли, практически не останавливаясь. 500 километров по Сербии были позади. Остались приятные воспоминания и ощущение, что нужно было выделить ещё хотя бы 1 день на Белград. А это значит, что мы туда ещё обязательно вернемся!

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!