Волшебная флейта Царицы Ночи: опера с подтекстом? 86 дней назад (30 июля 2018)

September66 / текст

Говорят, рыбы съели пенис Осириса. В час, когда вероломный бог Сет, жадный до авторитарной власти, раскидал тело брата по всему Египту. Напрасно остроухий Анубис искал утерянную часть своего родителя, канувшую в мутной воде Нила. Глупые и прожорливые твари лепидот, оксиринх и фраг уже сделали своё чёрное дело, с тех пор египтяне презирают этих рыб и брезгуют ими. Пришлось безутешной вдове Исиде, родной сестре покойного и убийцы, лепить новый член из глины. Глиняный пенис вышел на славу, украсив первую мумию на Земле. Бережно коснувшись его губами, Исида вдохнула жизнь в усыхающие чресла мужа, подарив ему наследника Гора, а окружающим радость орального секса. Хотя у древних греков есть на этот счёт своё мнение.



 


По странному стечению обстоятельств, единственная опера Моцарта, в которой упоминаются Осирис и Исида, называется «Волшебная флейта». В ней нет физиологических подробностей, зато много большой и чистой любви. Моцарт написал её незадолго до смерти, максимально усложнив жизнь любителям досужих домыслов и масонских заговоров.

30 сентября 1791 года в венском театре Freihaus auf der Wieden впервые давали «Волшебную флейту». Автор, известный виртуоз и третий капельмейстер императорского двора, уже давно не видал такого успеха. Роскошная жизнь музыканта на Гроссе Шулерсштрассе с поваром, экономкой и парикмахером закончилась вместе с триумфом «Фигаро». Нынешний Моцарт болел и отчаянно нуждался, перебиваясь случайными заработками. Но сегодня всё было, как раньше: целый зал народа, цветы, восторги и рукоплескания. Особый интерес зрителей вызвали скрытые намёки, отсылающие к ритуалам «вольных каменщиков». По слухам, и автор, и директор театра имели к ним самое непосредственное отношение. В свете последних событий это интриговало и будоражило публику: после французской революции на масонство ополчились все кому не лень. Особенно злобствовали иезуиты, требовавшие запретить орден, оскорбляющий чувства верующих. Но «Волшебная флейта» никого не оскорбляла: Моцарт на пару со своим приятелем Эмануэлем Шиканедером создали комичный и трогательный симбиоз кукольного спектакля с цирковым представлением. На фоне чудесного музыкального сопровождения.



– Что меня радует больше всего – это немое одобрение! – написал Моцарт жене после премьеры. Сдержанная похвала «товарищей по партии» взволновала автора больше оваций публики. «Волшебная флейта» до сих пор вызывает жаркие споры. Одни видят в ней классическую лав-стори, другие – ироничную сказку с хеппи–эндом, третьи – философскую притчу о жизненном пути, ну а самые продвинутые – заказ венской масонской ложи, в её священной борьбе с церковью за души электората. Сюжет только на первый взгляд кажется бесхитростным.

Египетский принц Тамино призван спасти принцессу Памину. Девушку похитил коварный маг Зараостро, глава подпольной религиозной организации. Храм Исиды и Осириса выступает одновременно его штаб–квартирой и местом содержания несчастной жертвы. Мать принцессы, властная Царица Ночи, снабжает Тамино волшебной флейтой, обещая в случае успеха руку дочери. Компанию отважному юноше составляет случайный попутчик, придурковатый птицелов Папагено, тоже присматривающий себе подружку. Второй комический персонаж, зловещий мавр Моностатос, охраняет Памину, имея на неё немалые виды. По ходу действия молодые люди влюбляются друг в друга, проверяя чувства чередой испытаний, предложенных жрецами. Зараостро в итоге оказывается добрым малым, а будущая тёща Тамино – злобной фурией, которой самое место в преисподней. Куда она вскоре и проваливается, вместе со всей своей шайкой-лейкой. В финале – триумфальный хор жрецов, венчающих влюблённых коронами Мудрости и Красоты. Путь к Истине через обряд посвящения...




 


Конечно же, всё здесь шито белыми нитками. Секретная команда Зараостро – самое что ни на есть тайное масонское общество, а мадам Царица Ночи с приспешниками – конкурирующая церковная институция. Имя верховного жреца и вовсе относит нас к зороастрийским истокам. Цифра «три», близкая масонской философии с её тремя степенями посвящения, пронзает всю поэтическую конструкцию. Все арии, да и сама увертюра к опере, начинаются с трёх аккордов, пение преимущественно трёхголосное, в оркестровой яме господствуют трезвучия и секстаккорды. Лишь Царица Ночи, не причастная к царству посвященных, в своей вокальной партии опирается на кварту. Зато ей прислуживают три дамы, как и Зараостро – три мелких Гения. Жрец трижды обращается к Тамино перед тем, как в лучших масонских традициях подвергнуть соискателя трём испытаниям. В нагрузку идут троекратные поцелуи при встречах, 6 львов Зараостро и 18 пирамид его царства. Подлинно гётевская атмосфера построения храма согласия, мудрости и красоты венчает монументальную картину победы масонских идеалов. Говорят, Гёте пришёл в восторг от оперы и собирался писать продолжение. Не представляю, как могла появиться версия об отравлении Моцарта масонами после такой мощной пиар–кампании. Впрочем, другая, о смертельной зависти сверхуспешного Антонио Сальери к своему вконец обнищавшему коллеге, ничем не лучше, Александр Сергеевич определённо погорячился.

Подобные детсадовские страсти могли бы вызвать взрывы хохота при египетском дворе, описываемого Шиканедером периода. Кровосмешение, инцест, содомия, зоофилия и прочая «садамаза» определяли досуг влиятельных граждан. Молва о грозных воинах фараона, всегда готовых анально покарать своих поверженных врагов, гремела по Древнему миру. Всех их
с трудом, но можно понять: достаточно беглого взгляда на легенды и мифы, тянущиеся из глубины веков, чтобы волосы зашевелились не только на голове. Это вам не Иван-царевич, невинно тискающий земноводных по болотам. Верховный бог Ра, изливающий семя себе в рот для самооплодотворения, играет совсем в другой лиге. Его потомки Осирис, Сет, Исида и Нефтида ничем не лучше. Мало того что ближайшие родственники сочетались законными браками, плодя мутантов, так ещё мечтали о дальнейшем внутрисемейном спаривании. Приняв обличье сестры, Нефтида залезает в постель её мужа, порождая Анубиса, дитя порока и генетических отклонений. А Сет, вожделеющий жену убитого и расчленённого им же брата Осириса? Надругавшийся над родным племянником! Который, кстати, и замыкает цепь бесчинств красноглазого властелина, кастрируя озабоченного дядю к чёртовой матери! Понятное дело, что древние жители Египта временами копировали поведенческие рефлексы своих мифологических персонажей. Наверное, потому и плохо кончили. Но это уже совсем другая история...



P. S. Весёлая опера по египетским мотивам озарила последние дни Вольфганга Амадея Моцарта, неожиданно закончившего путь блестящего музыканта в общей могиле на шесть человек. Его друг и соратник по масонской ложе Эмануэль Шиканедер, написавший в общей сложности сотню пьес и либретто, одно время здорово поднялся, но кончил в психушке. Зато «Волшебная флейта» до сих пор живее всех живых, украшая репертуары музыкальных театров по всей планете. Правда, Древним Египтом в ней давно уже и не пахнет.

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!