Преломление восприятия: Джеймс Таррелл 35 дней назад (16 октября 2018)

Полина Патимова / текст


Один из самых значимых художников современности, калифорниец Джеймс Таррелл (James Turrell) полвека исследует свет и особенности человеческого восприятия, создавая смелые пространственные инсталляции в музеях и под открытым небом. Он смотрит на свет как на материал и субстанцию, которую нельзя потрогать руками, но можно увидеть, почувствовать и превратить в форму.

Материал Таррелла – не только световой поток, но и пространство, в котором свет существует. В работах этого художника и мыслителя важен не только эстетический, но и духовный опыт: несмотря на отсутствие буквальной тактильности, его работы связаны именно с ощущениями человека и интенсивностью его внутренних переживаний.


Pullen (white), 1967

Джеймс Таррелл родился в Лос-Анджелесе в 1943 году. Описывая его творческий путь, все источники традиционно начинают с диплома по психологии, а также с обучения по программе Studio Art в одном из калифорнийских университетов, во время которого он сошелся с группой молодых художников California’s Light and Space Movement.





 


1. Rondo blue, 1969. 2. Ondo pink, 1968

Первые работы Таррелла, геометрические объёмы, созданные с помощью перекрестных проекций галогенового света, были осуществлены в стенах Mendote Hotel, где художник арендовал студию с 1966 по 1972 год.

В 1972 году художник купил большой участок земли на юго-западной границе аризонской Цветной пустыни и занялся масштабным проектом, который длится до сих пор: преобразованием кратера Роден, существующего на месте потухшего вулкана. Таррелл преобразовывает кратер в масштабное произведение искусства: природная обсерватория, которая должна там появиться – это кульминация непрерывных исследований художника в области визуального и психологического восприятия человека. Кратер Роден – это контролируемая среда для переживания и созерцания света, что-то вроде природной обсерватории.


Кратер Роден, Цветная пустыня (Painted Desert), Аризона

Кратер продолжает традицию американского ландшафтного искусства, начавшегося в 1960-е: чтобы увидеть экспонат, к нему необходимо приехать в отдаленное место. Эта глобальная работа Таррелла, расположенная так далеко от отвлекающих антропогенных факторов, связана с исследованием того, как мы видим свет в разных контекстах – природном и намеренно созданном.


Внутреннее устройство кратера Роден

Говоря о своих работах, Джеймс Таррелл объясняет, что человек по-прежнему сохраняет свою первобытную связь со светом, начавшуюся с огня. Сегодня мы часто не замечаем света за повествованием, которое существует благодаря свету – так, например, происходит с кинематографом и телевидением. Именно поэтому художник в своих работах отказывается от объекта, от предмета восприятия, который отвлекал бы человека от главного: от световой материи. Таррелла занимает идея вещественности, телесности бестелесного.

Для того чтобы поместить человека прямо внутрь световой материи, Таррелл часто прибегает к строительству замкнутых помещений-капсул, внутри которых зритель теряет ощущение верха и низа, границ, расстояния и просто остается один на один с цветным светом огромного, ошеломляющего масштаба.


Отдельно стоящие кабины с инсталляцией Ganzfeld

Важная часть таррелловских работ – их изменчивость: это не статичные экспонаты, а динамические, пульсирующие объекты, производящие разное впечатление в разные моменты.

Исследуя динамику световой материи, Таррелл ведет работу не только с электрическим, но и с естественным светом, выходя в открытые пространства: в его арсенале, кроме работы с бескрайней пустыней, есть и проекты гораздо меньшего масштаба.


Stone Sky, долина Наппа, Калифорния, 2005

Почти все свои работы художник переделывает и развивает – за исключением самых первых. Исследования Таррелла не посвящены форме или ландшафту как таковым, но связаны с ними, и его глубокий и проницательный взгляд на пространственные трансформации и материальность может быть вдохновляющим для архитекторов и дизайнеров.

Для Таррелла искусство – это расширение физической реальности. Он бесконечно исследует возможности света и воплощает свои открытия в материале, показывая простые и невероятно красивые фокусы. Джеймс Таррелл нарушает привычные представления зрителя, погружая его в пространство восприятия, внутри которого человек обнаруживает много нового – и абсолютно реального. Работа со светом самим по себе – невероятно красивая и глубокая идея, ведь эта работа обнаруживает фундаментальное природное явление, на которое можно посмотреть под разными углами, и в то же время предлагает человеку обратить внимание на собственное восприятие и собственный взгляд.



 


1. Sky Mass, 2003. 2. Скульптурные студии разных лет

Работы Таррелла уже много лет экспонируются в разных частях мира, и удивительным образом оказываются понятыми везде: его эксперименты апеллируют к какому-то универсальному человеческому опыту.

В своих работах Таррелл ставит в том числе вопрос о том, что есть реальность, показывая зрителю, как она подвижна. Собственная версия художника состоит в том, что реальность – это консенсус, который может существенно меняться.


Инсталляция Akhob

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!