Марсель Вандерс: человек и бренд 330 дней назад (25 декабря 2017)

Полина Патимова / текст



На мировой сцене сегодня существует несколько десятков промышленных дизайнеров, имена которых превратились в названия компаний и одновременно стали обозначать некий характерный подход. Среди них есть эксцентричный голландец Марсель Вандерс, за которым с середины 1990-х закрепилась слава ироника и шута. Этот человек проектирует всё, что попадает в поле зрения дизайнера. Этот бренд сотрудничает с огромным количеством мировых компаний: Alessi, Puma, KLM Royal Dutch Airlines, MAC Cosmetics, Cappellini, B&B Italia, Moroso, Baccarat, Louis Vuitton – и этот список постоянно растёт.



Вопреки привычному для Голландии рациональному дизайну Вандерс всю жизнь ратует за игровое начало и безумные решения, в которых умещаются и добрая веселость, и сексуальная провокация, и умная ирония. Предметы, которые разрабатываются под руководством Вандерса, получаются довольно заметными, а иногда и откровенно броскими: в них много декора, деталей, цвета – и в то же время они никогда не скатываются к китчу. Согласно манифесту бюро, анти-рациональность объектов, которые существуют под именем Marcel Wanders, напрямую связана с гуманистическими установками: работа с культурными смыслами, а не с функцией предмета как-то туманно переплетается с любовью к человечеству, но в конечном итоге всё сводится к идее о том, что дизайн не должен быть скучным или бездумным.


Интерьеры отеля Andaz Amsterdam Prinsengracht, Амстердам, 2014

Марсель Вандерс родился в 1963 году, учился в нескольких школах искусств на территории Голландии и Бельгии – последней стала голландская школа искусств в Арнеме, которую Вандерс закончил в 1988. После этого он несколько лет работал в студии Landmark Design & Consults и успел войти в группу Droog Design («Droog» по-голландски «Сухой») – концептуальную молодую компанию, которая появилась в 1993 и начала работать с независимыми дизайнерами и утверждать, что их подход – это антидисциплинарный дизайн (что бы это ни значило).


Линейка предметов, выполненная для коллекции «Nomades» модного дома Louis Vuitton, 2015-2017

В 1996 началась самостоятельная карьера дизайнера: он разработал веревочный стул для компании Cappelini – Knotted chair, выполненный из прочных углеродных нитей, принес Вандерсу известность.


Коллекция посуды «Circus» для компании Alessi, 2016

Именно в этот момент началось формирование бренда Marcel Wanders – в 1996 году открылось небольшое бюро с таким названием. Несмотря на то, что студия открылась в Амстердаме и десять лет существовала в самой его оживленной и богемной части – Иордане, никто из её первых сотрудников не был уроженцем города. Сегодня компания из сорока человек занимается интерьерами, а также разработкой предметов и тканей для огромного количества брендов.


Коллекция хрустальных люстр для Baccarat, 2016

В 2001 году появилась компания MOOOI, созданная Марселем Вандерсом вместе с Каспером Виссером. «Mooi» по-голландски означает «Красивое», а дополнительная буква O закономерно продолжает тягу дизайнера к гротеску. В этой компании Вандерс выступает сооснователем, арт-директором и промышленным дизайнером. Предметы этого бренда овеяны нежным романтизмом – больше всего русскому глазу знакомы ажурные подвесные светильники в форме цветущих крон. В то же время в линейке мебели довольно много и лаконичных объектов.


Продукты компании Moooi

Объекты, разработанные Марселем Вандерсом, экспонируют многие мировые музеи – голландский Stedelijk, нью-йоркский MoMA, лондонский музей Виктории и Альберта. Это один из самых громких современных дизайнеров, и хотя поп-артовская эстетика его проектов может вызывать разные чувства, подход Вандерса к дизайну выглядит по-настоящему профессиональным.

Следить за проектами дизайнера можно на сайтах marcelwanders.com и moooi.com

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!