Как снять фильм Дэвида Линча, если вы не Дэвид Линч 177 дней назад (30 августа 2017)

Фёдор Соболев / текст

С момента выхода последнего фильма культового режиссера прошло уже восемь лет, а он по-прежнему не спешит радовать поклонников новостями о новом проекте. Вместо этого снимает рекламные ролики, записывает альбомы и зачитывает прогноз погоды на своём сайте. Тем, чья любовь к «Твин Пиксу» и «Малхолланд Драйв» не остывает, предлагаем не ждать, а попробовать снять нечто подобное. Для помощи даём пошаговую инструкцию. Если на выходе получится максимально недосказанная история с двумя-тремя сюжетными линиями, гипнотизирующими диалогами и песнями-плясками – вы всё сделали правильно.



1. Сценарий
О чём фильмы Линча? Если пересмотреть условные фабулы – они о хорошем человеке, с которым случились абстрактные неприятности. Лора Палмер – прилежная школьница, потерявшая свой огонь в потемках Твин Пикса. Дороти Валленс из «Синего Бархата», образцовая мать, которая вынуждена купаться в грязи преступного мира. Бэтти/Дайанаиз «Малхолланд Драйва» которая так плотно подсела на свои фантазии, что от них же и померла, прихватив на тот свет парочку невинных. Как видите, лучшим вариантом для центрального персонажа будет потерянная женщина – вспоминаем слоган «Внутренней империи»: Women in trouble. Ничего явного в сюжете быть не должно: пусть, например, она будет любовницей своего пресс-атташе, который на самом деле двойник её прежнего, зверски убитого пресс-атташе, который кое-что знал о тайне синей двери в квартире её матери. Вдобавок, тонкими намёками нужно дать понять, что над её жизнью висит некая ужасная тень, заставляющая делать плохие вещи. Но зритель узнаёт об этом только после того, как прочтёт 50 подсказок к фильму, распространяемых по бумажной почте.

Не брезгуйте второстепенными персонажами: чем больше – тем лучше. Впишите в сценарий несколько мистических протагонистов, детализируйте их внешность (шрамы, мешковатая одежда, бельмо на глазу), дайте странные имена – например, Женщина с Черным Лицом или Господин «Этот». При этом вам совсем не обязательно знать, зачем именно они нужны , пусть просто появляются и исчезают в самые неожиданные моменты.

И, да, всё должно закончиться катарсисом. Даже если предполагаемая главная героиня в конце порешит себя из дробовика, перед титрами крайне важна сцена, где она танцует в балетной пачке на небесах. За декорацию небес вполне сойдет заброшенный завод.


Кадр из кинофильма «Синий бархат», 1986 год

2. Актёры
Главные должны быть хороши собой – это не обсуждается. Но снимать их вы должны в таком гриме и с таких ракурсов, чтоб неподготовленный зритель брезгливо поморщился. Все свои реплики они обязаны произностить тоном героев мыльной оперы на кабельном телевидении. При этом будет неплохо, если актёры сами не понимают, о чём идет речь. Для затравки можно попросить их просто кривляться на камеру – в дальнейшем эти кадры будут флэшбэками. На второстепенные роли возьмите несколько банальных и неприметных внешностью персон (пусть в своих сценах говорят повторяют один и те же фразы, например: «Я настойчиво советую вам попробовать этот кофе.

Я настоятельно советую вам попробовать этот кофе», тараща при этом глаза или просто не моргая), и пару откровенных фриков – будут напускать мистику. Коль уж решились снимать, как Линч, то без карлика, гламурной старухи, нескольких фотомоделей и пары инвалидов – никуда.

3. Камера и свет
Больше красного и синего цвета! В каких фильмах Линча вы их не видели? Красный – цвет порока, синий – цвет искупления, фантазируем и развиваем эту тему. Можно не брезговать съёмкой с телефона, светить актёрам в лицо фонариком, подносить объектив вплотную к лицам, засовывать камеру в рот и снимать на видео глотку – главное, не переборщить и в конце со вкусом расставить всё по местам. Линч – это сложная структура, а не видео-балаган.


Кадр из телесериала «Твин Пикс», 1990-1991 года

4. Саундтрек
Возьмите несколько эстрадных песен 50-х 60-х годов – не прогадаете. Одну новомодную композицию, но не слишком популярную – инди-рокеры вроде Black Keys подойдут. Один трек запишите сами на кассетный магнитофон. Обязательно вставьте в фильм сцену в караоке-баре. На этом можете остановиться, если только у вас в распоряжении нет Анджело Бадаламенти, готового сотрудничать.


Кадр из кинофильма «Малхолланд Драйв», 2001 года

5. Реклама и продвижение
Когда шедевр готов, время включить аскезу – никаких тизеров и пресс-релизов. Всё скромно, тихо и смиренно – зрительские шок и трепет придут сами, но чуть позже. Аннотацию к фильму напишите так, как будто говорите о проходной мелодраме второго сорта, в интервью убеждайте всех, что «ничего такого не имели в виду.» Критики зауважают вас за такую скромность.
Ну а после заслуженного успеха, ( или заслуженной неудачи, это уж как постараетесь) можете на несколько лет вернуться к своим будничным делами или снять пару рекламных роликов, обеспечивающих безбедную старость.




Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!