Недостоверная история: дуэль Гоголя и Белинского 7 февраля 2018



У Николая Васильевича Гоголя всегда были сложные отношения с литературными критиками. Его первую поэму «Ганц Кюхельгартен» приняли настолько неблагосклонно, что молодой автор сам уничтожил тираж. О «Ганце» Гоголь не сильно сожалел, признавая, что это был неудачный литературный опыт. Однако одно из своих произведений Николаю Васильевичу пришлось защищать от критиков буквально с оружием в руках.


В 1838 году уже довольно известный автор «Ревизора» и «Тараса Бульбы» подготовил к публикации новый роман «Синий Марс» – одно из первых в России фантастических произведений. В нем рассказывалось, как в 21-м веке жители Марса объявили войну землянами и обрушили на Землю несколько комет, уничтожив крупнейшие города будущего: Санкт-Петербург, Лондон и Одессу. В ответ, земляне собирают карательный корпус и отправляют его на Марс. Один из землян, молодой русский штабс-капитан Евгений Салин решает предать своих товарищей ради красивой марсианки и едва не губит всю операцию.

Гоголь понимая, что написал весьма неординарную вещь, решил перед публикацией отправить копию Виссариону Белинскому, чьим мнением он всегда дорожил. В сопроводительном письме Гоголь умолял никому не показывать «даже малую толику» написанного.

Однако Белинский грубо нарушил обещание. Отрывки романа Гоголя были опубликованы в журнале «Московский наблюдатель» с издевательскими комментариями. Статья вышла без подписи, но Гоголь сразу понял, чьих рук это дело – тем более, что Белинский был ведущим редактором этого журнала.

В статье высмеивались представления «одного именитого сочинителя об обустройстве мира в двадцать первом столетии» – от бронированных доспехов с запасом воздуха, в которых воюют земные гренадеры на Марсе, до сети парящих над землей поездов. Особенно Белинского позабавила концепция военной крепости на земной орбите. «Редко кому удается собрать столько нелепости в одном произведении, но у петербургского автора определенно есть талант», подводил итог критик.

Разъяренный Гоголь приехал в Москву, где тогда жил Белинский, и, плохо понимая, что делает, вызвал его на дуэль. Белинский не мог отказаться на глазах у всех и принял вызов – но когда речь зашла о выборе оружия, возникла определенная трудность. Дуэль должна была быть честной – но Гоголь не умел фехтовать и лишь несколько один раз в жизни стрелял из пистолета. Белинский неплохо фехтовал, но стрелять не умел. Решение пришло неожиданно – кто-то напомнил Гоголю, что Виссарион Григорьевич посещал трехмесячные курсы для подготовки артиллеристов-резервистов. Гоголь же, еще на Полтавщине, участвовал в артиллерийских маневрах и умел довольно сносно обращаться с пушкой. После десятиминутного обсуждения, Гоголь и Белинский пришли к выводу, что их знания артиллерийского дела примерно равны. Таким образом, вопрос с оружием был решен – дуэль было решено проводить на шестифунтовых пушках.

Официально дуэли были под запретом – да и в обществе еще слишком хорошо помнили трагический поединок Пушкина и Дантеса. Поэтому дуэлянты переоделись в военные мундиры – если их необычный поединок привлечет чье-то внимание, всегда можно будет сказать, что это армейские маневры.

Дуэль проходила под Москвой, ранним утром 15 апреля. Орудия были размещены в пятистах шагах друг от друга. По условиям, каждый из участников самостоятельно обслуживал свое орудие – включая перезарядку. Один из секундантов принес с собой фотокамеру и сделал снимок. К сожалению, он не сохранился.

Первые выстрелы окончились промахами – дуэлянтам мешал утренний туман и внезапные порывы резкого ветра. Много времени уходило на подготовку пушки к стрельбе – на каждый выстрел требовалось не менее семи-десяти минут. В какой-то момент Белинскому удалось ядром сбить с Гоголя фуражку, но тот жестом показал, что с ним все в порядке, и дуэль продолжилась.

Примерно в одиннадцать утра ядро Гоголя, наконец, поразило позицию Белинского. Взрыв отбросил критика «на шесть саженей в сторону», позднее вспоминал писатель. Гоголю к этому времени окончательно разонравилась идея дуэли, а вид окровавленного Белинского невероятно перепугал его. «Помогая нести Виссариона до кареты, я пообещал, что, если он выживет, я сожгу этот дурацкий роман, ибо ни одно сочинение не стоит человеческой жизни», позже записал в своем дневнике Гоголь.

Белинский выжил, и Гоголь сдержал свое обещание, лишив российскую литературу одного из первых научно–фантастических произведений. С другой стороны, дуэль положила начало огромной взаимной дружбе, которая длилась до самой смерти Белинского в 1848 году.

В 1847 году Гоголь прислал Белинскому второй том «Мертвых душ», попросив написать свое мнение. «Либо готовь пушку, либо разжигай камин», ответил Гоголю критик.

Пятничная сосиска 5 января 2018



Накануне на Reddit завирусилось видео ютубера RossCreations, в котором он незаметно подкидывает сосиску в карманы и капюшоны людей. Никто не понимает, откуда она взялась. Да, звучит это так же странно, как и выглядит. Посмотрите:



Вообще канал наполнен такими роликами, поэтому если ваше свободное время сопровождается полным отсутствием дел и мыслей, можете прочекать другие пранки. Вот тут RossCreations красит ногти мужчинам на пляже:



Готовьте к будням. Читайте меня. Ваш Культ.

18 фактов о сказках 3 декабря 2017

В детстве каждый из нас с удовольствием слушал или читал сказки. Русские народные и зарубежные, они первыми открывали для нас мир литературы, зачаровывали и страница за страницей погружали в невероятные (по тем временам совершенно умопомрачительные) фантазии. Сегодня рассказываем несколько интересных фактов о сказках.



1. Все знают сказку «Волк и семеро козлят», а у румынов есть свой аналог - «Коза и три козленка». И когда Россия и Румыния снимали совместно фильм-сказку «Мама» по мотивам этой сказки, то взяли среднее количество козлят, то есть пять.

2. У англичан есть своя версия про Колобка практически с таким же сюжетом, за исключением того, что главный герой в этой сказке - пончик по имени Джонни.

3. Актер Георгий Милляр известен своими ролями в русских сказках. В основном он играл всякую нечисть и приходилось накладывать сложный грим. Но для роли Кощея Бессмертного грим практически не был нужен, так как актер сам напоминал живой скелет (после заболевания малярией вес актера был всего 45 кг).

4. В оригинале сказки про Золушку сестрам удается примерить хрустальную туфельку, но для этого одна отрезает себе палец, а вторая отрезает пятку. В итоге их разоблачают по кровавым следам.

5. Александр Сергеевич Пушкин был горд тем, что в его «Сказке о царе Салтане» было всего одно слово, начинающееся с буквы «Ф» - флот, так как практически все слова с первой буквой «ф» - заимствованные.

6. Образ Питера Пэна был создан писателем Джеймсом Барри и посвящен его младшему брату, который умер за один день до своего 14-летия. Поэтому Питер Пэн - мальчик, который никогда не взрослеет.

7. Сына писателя А. Милна действительно звали Кристофер Робин и у него был игрушечный медведь, которого звали Винни.

8. Все знают сказку про муху-цокотуху. А все ли знают, что такое цокотуха? Слово Цокотуха просто-напросто означает «Болтушка».

9. По оригинальной сказке Золушке всего 16 лет, но в Советском фильме её играла актриса Янина Жеймо, которой на тот момент было тридцать восемь. Так же было и в фильме «Гарри Поттер», где погибшую школьницу плаксу Миртл играла 37-летняя женщина.

10. В оригинальной сказке Редьярда Киплинга пантера Багира - мужского рода, но наши переводчики «сменили» ей пол.

11. Многие делают ошибку в имени Аладдин, когда пишут Алладин. Его полное имя на самом деле звучало как Ала ад-дин.

12. Пушкинская «Сказка о попе и о работнике его Балде» при жизни поэта не издавалась, да и после смерти долгое время печаталась в редакции Жуковского, заменившего попа на купца Кузьму Остолопа. Без этих изменений у сказки вообще не было шансов быть пропущенной церковной цензурой. Авторский текст стал известен широким массам в 20 веке, но вариант про купца не забыт.

13. В японском фольклоре существует сказка, напоминающая басню о вороне и лисице. Только вместо лисицы там фигурирует улитка. Когда ворона ловит улитку, та говорит: «У тебя такой красивый голос, спой молитву Будде, и я спокойно умру». После чего ворона начинает молиться и роняет улитку.

14. Название сказки "Оле-Лукойе" (Ole Lukøie, 1841) переводится как Оле-Закрой глазки.

15. Сказка «Мудрец из страны Оз» американского писателя Фрэнка Баума не издавалась на русском языке до 1991 года. В конце 30-х годов Александр Волков, который по образованию был математиком и преподавал эту науку в одном из московских институтов, стал изучать английский язык и для практики решил перевести эту книгу, чтобы пересказать её своим детям. Тем очень понравилось, они стали требовать продолжения, и Волков помимо перевода начал придумывать что-то от себя. Так было положено начало его литературному пути, результатом которого стал «Волшебник изумрудного города» и много других сказок о Волшебной стране.

16. В сказке о Белоснежке королева попросила охотника принести ей сердце девушки в качестве доказательства ее смерти. Охотник не смог заставить себя выполнить ее приказ и принес королеве сердце кабана. Здесь диснеевская цензура внесла совсем небольшие изменения. В оригинале королева приказала принести ей печень и легкие Белоснежки, которые она намеревалась зажарить и съесть на ужин. Также на самом деле Белоснежка проснулась вовсе не от волшебного поцелуя, а от тряски на коне, на котором принц вез ее бездыханное тело в свой замок (зачем он повез ее в свой замок, история умалчивает). И, наконец, в версии этой сказки от братьев Гримм королеву в конце заставили танцевать до смерти в раскаленных докрасна железных башмаках.

17. Если взять 200 сказок братьев Гримм, можно заметить странную тенденцию – женщины в них ведут себя гораздо хуже, чем мужчины. В сказках встречается шестнадцать злобных матерей или мачех и всего три злобных отца или отчима. Злых ведьм в сказках братьев Гримм наблюдается аж двадцать три, тогда как злых колдунов всего двое. И, наконец, тринадцать молодых женщин убивают или предают мужчин, которые их любят, тогда как из мужчин на такую подлость отваживается всего один.

18. В басне Крылова «Стрекоза и муравей» есть строки: «Попрыгунья стрекоза лето красное пропела». Однако известно, что стрекоза не издаёт звуков. Дело в том, что в то время слово «стрекоза» служило обобщённым названием для нескольких видов насекомых.

Первая Антарктическая война 16 ноября 2017

Если вы считаете, что раз Антарктида не населена, то и войн в ней никогда не было, то вы ошибаетесь. Наверное о королевстве Финисмунд, Антарктической Родезии и Федеративных Штатах Антарктики не слышали? Тогда читайте ниже.



Начнем с начала, но не с самого. Опустим плавание Лазарева и Беллинсгаузена, проскочим подлодки Третьего Рейха и секретную нацистскую базу, перемотаем сошедшего с ума контр-адмирала Берда и тайные ядерные испытания.

Переключимся сразу на 1959 год и подписание Договора об Антарктике, согласно которому Антарктика является достоянием и наследием всего человечества. В пункте 1 статье 1 договора указано, что Антарктика используется только в мирных целях, и создание на ее территории военных баз и проведение учений или испытаний оружия запрещено. В Антарктике, в отличие от Арктики, военные могут присутствовать только в целях содействия ученым, что бы это ни значило.

Территориальные претензии различных государств в Антарктике заморожены с момента вступления в силу этого договора.

Но несмотря ни на что, находятся особо ретивые государства, продолжающие отстаивать свое право на порцию льда. Вот, например, Великое Герцогство Вестарктика или Великое Герцогство Фландренсис. А Федеративные Штаты Антарктики не ограничиваются малым и претендуют на весь материк целиком. На разные части континента претендует и Советская Республика Северной Америки. Политическая ситуация в Антарктике меняется очень быстро.



Королевство Финисмунд также заявляло претензии на часть Земли Королевы Мод и на часть Земли Мэри Бэрд, на которые до него никто не претендовал. Однако в июле 2009 года Республика Родезия (антарктическая Родезия, не путать с африканской) объявила войну королевству Финисмунд. Атаки проходили в киберпространстве, где, собственно, и существовали оба государства.

Примечательно то, что началась война с договора о дружбе. В 2008 году Родезийская республика и Королевство Фландерсис подписали договор о дружбе и сотрудничестве. И все бы хорошо, если бы не одно «но». Родезийская сторона коварно включила в договор положение о том, что вся территория Финисмунда переходит в распоряжение Родезии на сто лет. Уполномоченный представитель Финисмунда подписал договор, не заметив, какую свинью ему подложили будущие партнеры. Позже финисмундцы оправдывали свой промах тем, что текст договора был составлен на английском языке, который ни для кого из 45 граждан королевства не является родным.

Королевство Финисмунд отказалось выполнять условия договора. Родезии бы обратиться с заявлением в суд (например, в Международный суд ООН, хотя нет, для этого надо быть членом ООН, а туда виртуальные государства пока не берут), но увы… Родезия решила рубить с плеча и тут же объявила Финисмунду войну (что, как мы помним, запрещено Уставом ООН, хотя да, они же не члены ООН). Таким образом, едва подписав договор о дружбе, Родезия его нарушила.

Дополнительные осложнения были вызваны тем, что в то время король Финисмунда Петрус Максимус I находился с визитом в Великобритании (тоже королевство, но не в Антарктике) и не мог оперативно реагировать на события в его собственной стране. На помощь Финисмунду попытался прийти Нильс I, Великий Герцог Фландренсисский, но безуспешно. 29 июля 2009 года сервера Финисмунда были подвергнуты DOS-атакам со стороны родезийцев.



Как только король Петрус Максимус узнал о случившемся, он обратился за помощью в международные межправительственные организации, в первую очередь в ВОМ (Великое Объединение Микронаций, ООН для государств, чьи территории существуют в воображении их лидеров, а лидеры большую часть времени проводят за компьютерами). ВОМ опубликовала резолюцию, осуждающую действия Республики Родезия. Однако несмотря на все усилия международной общественности, 30 июля королевству Финисмунд все-таки пришлось заявить о капитуляции.

2 августа 2009 года в ходе мирных переговоров при посредничестве глав ряда нейтральных государств (Демократической Народной Республики Эрусия, Великого Герцогства Фландренсис и Федеральной Республики Св. Чарли) было подписан договор о прекращении огня, а затем и мирный договор.

Большинство виртуальных государств Антарктики однозначно осудили войну, однако драку за наследство устроили без промедления. Королевство официально прекратило существование 29 ноября 2009 года. В первых числах декабря Фландренсис и Федеративные Штаты Антарктики поспешно попытались аннексировать его территорию. Уполномоченный представитель Демократической Народной Республики Эрусия обвинил всех претендентов на территорию бывшего Финисмунда в «декадентском империализме». В конце концов, спорная территория была объявлена нейтральной зоной под протекторатом международной организации.



Хрупкий мир в Антарктике был восстановлен и, будем надеяться, будут приняты все необходимые меры для его поддержания в дальнейшем. Ведь учитывая географическую наивность некоторых больших государств, путающих Чехию с Чечней, а Австрию с Австралией, недолго и до беды. Особенно если они решат осуществить гуманитарную интервенцию.

Главная афера XX века 2 октября 2017

В 1971 году по всему миру , в том числе и в СССР, в журнале «Вокруг света» были опубликованы сенсационные статьи. В непроходимых джунглях филиппинского острова Минданао обнаружено племя Тасадаи, которые ничего не знают об окружающем мире, живут собирательством, поеданием крабов и лягушек, на другую дичь охотиться не умеют, пользуются каменными топорами, единственной их одеждой являются набедренные повязки из листьев. Их описывали как наиболее отсталых людей на Земле. Телевидение показало о них несколько документальных фильмов.



Сообщалось, что тасадай живут в условиях первобытного коммунизма и взаимопомощи, не зная агрессии и конфликтов:

Они научились жить в гармонии и согласии не только с природой, но и между собой. Между людьми племени тасадай вообще не бывает конфликтов. Если у одного из людей в племени нет пищи — другие тоже не едят. Когда мы дали им боло, каждый мужчина взял себе по шару. Остался лишний шар, но никто не захотел его брать.

Встретивших их антропологов тасадай приняли за Дивату - доброе существо, которое должно было однажды сойти с неба.

Учёных, которые впервые встретились с тасадай, привёл к ним Мануэль Элисальде, известный филиппинский политик. Он привозил на вертолёте понаблюдать за тасадай журналистов, политиков, кинематографистов, кинозвёзд и прочих знаменитостей, включая Джину Лоллобриджиду и Чарльза Линдберга. Джон Рокфеллер создал фонд помощи племени.

В 1972 году филиппинский президент Маркос объявил зону обитания пещерных людей заповедником. Территорию охраняли военные, посещения были запрещены. Все экскурсии проводились только совместно с Элисальде, который объявил себя защитником племени…

Через 15 лет Маркос был свергнут, военные кордоны на пути в заповедник были сняты. Теперь к племени Тасадаи мог попасть любой желающий. Швейцарский антрополог Освальд Итен вместе с филиппинским журналистом Джои Лозано решили посетить племя. В пещере они никого не нашли. Зато неподалеку находились подозрительно похожие туземцы.

Они жили в хижинах, носили джинсы и футболки. Выяснилось, что это жители окрестных деревень, которых Элисальде заставил жить в пещере, убедил не носить одежду, платил им деньги за это и обещал выдать дополнительную плату при условии, если они будут выглядеть совсем нищими. Каменные топоры также оказались поддельными.

Кстати, найти Элисальде не удалось, поскольку еще за два года до этого он бежал в Коста–Рику, прихватив 35 миллионов долларов из Фонда помощи «детям природы».

Как управлять рабами: 8 советов от античного топ-менеджера 31 августа 2017

Между управлением рабами и подчиненными нет такой уж большой разницы - так считает преподаватель Кембриджа Джерри Тонер, который подготовил древнеримский справочник по работе с кадрами. В своей крайне спорной книге «Как управлять рабами» он ведёт повествование от лица римского патриция Марка Сидония Фалкса: аристократ рассказывает, как выбрать правильных рабов и взять от них всё. Тезисно приводим суть книги.



1. Не увлекайтесь построением команды

Стоит предупредить вот о чём: не покупайте слишком много рабов из одной и той же среды или одной и той же национальности. Хотя на первый взгляд может показаться заманчивым иметь работников, которые способны к сотрудничеству, легко находят общий язык друг с другом (поскольку говорят на одном языке), в дальнейшем это может породить очень большие проблемы. В лучшем случае они будут подбивать друг друга передохнуть, посидеть и поболтать, стащить что-нибудь, в худшем - начнут спорить и рассуждать, противодействовать, сговариваться: чтобы либо сбежать, либо даже убить вас.

2. Обращайте внимание на характер, а не только на навыки

Стоит уделить внимание характеру раба, которого вы намереваетесь купить. Не кажется ли он вам нерешительным и безвольным или, напротив, бесшабашным и дерзким? Для работы больше всего подходят те, которые не являются ни крайне забитыми, ни слишком смелыми: с теми и другими вы потом намаетесь. Те, которые слишком смирные и затюканные, вряд ли смогут проявить активность и упорство в работе, а теми, кто не имеет тормозов и демонстрирует свою удаль, трудно управлять. Избегайте рабов, которые постоянно находятся в состоянии печали и тоски. Быть рабом - не самая завидная доля, и те, кто склонен к депрессии, только усугубят таковую.



3. Помните, что есть вещи, которые вы можете делать сами

Остерегайтесь показухи и хвастовства. Нет ничего более вульгарного, чем социальный парвеню, использующий целый сонм совершенно не нужных рабов, занятых всякими глупостями, просто в целях демонстрации своего непомерного богатства. Один богатый вольноотпущенник, знакомый мне, держал раба, чьей функцией было напоминать господину имена людей, которых он принимает.

4. Заставьте рабов полюбить вас

Многие из начинающих рабовладельцев попадают в ловушку, думая, что можно обойтись одним кнутом. Те из нас, чьи семьи обладали рабами на протяжении нескольких поколений, знают, что такое обращение изнуряет и изматывает рабов, завершаясь полной их непригодностью к дальнейшему использованию.

Если вы прибегаете к насилию, выходящему за рамки ваших разумных обязанностей, вы кончите тем, что сделаете ваших подопечных замкнувшимися в себе и неуправляемыми. Такие рабы — не рабы, а муки адовы. Жестокость — это палка о двух концах, и больнее всего она ударяет не по рабу, а по хозяину. Усердный труд надо вознаграждать. Хороших рабов очень деморализует, если они видят, что всю тяжёлую работу делают они, а еду приходится делить пополам с теми, кто отлынивал. Важно также, чтобы каждый раб имел четко определённую долгосрочную цель.



5. Организация работы важна

Каждый раб должен иметь чёткие обязанности. Это создаёт ясную систему отчётности и обеспечивает напряжённую работу, потому что рабы знают, что, если какая-то часть работы не будет выполнена, за это ответит вполне определённый работник. Вы должны разбить рабов на группы человек по десять (за группами такого размера легче всего наблюдать. Более крупные объединения создают проблемы для надсмотрщиков).

Эти группы вы должны распределить по всему имению, и работа должна быть организована таким образом, чтобы работники не оставались по одному или в парах: за ними не уследить, если они так разбросаны. Ещё одна проблема с большими группами заключается в том, что люди не чувствуют личной ответственности: она растворяется в общей массе работников. Команда же правильно подобранного размера заставляет конкурировать друг с другом, а также выявляет тех, кто работает спустя рукава.

6. Уделите внимание воспитанию начальников

Я обучаю своих новых управляющих следующим вещам, которые, я считаю, помогут им стать более нравственными. Я запрещаю им использовать рабов для иных дел, чем те, что связаны с интересами хозяина. Иначе вы можете обнаружить, что новые руководители используют своё положение, заставляя рабов выполнять их личные поручения, в то время как рабы должны работать на благо имения в целом. Управляющие не должны питаться отдельно от подчинённых; пусть едят ту же пищу, что и работники. Ничто так не раздражает усталого раба, как созерцание начальника работ, поглощающего вкусную и роскошную еду, когда сам раб получит только обычный скудный паёк.



7. Отдыхайте вместе с рабами

Какое именно участие примете в празднествах вы, зависит только от вас. У меня есть друг, жуткий зануда и учёный сухарь, — так он в разгар торжества удаляется в тихую комнату, чтобы не слышать шума домашней вечеринки. Он говорит, что находит это восхитительным — пересидеть там Сатурналии, подождать, пока все перебесятся (все прочие в доме охвачены весёлым буйством, отовсюду слышны радостные вопли празднующего люда).

Он утверждает, что так лучше всего: он не мешает их веселью и ни в чем их не ограничивает. А кроме того, и они не отвлекают его от учёных занятий. Вот идиот! Нет, я думаю, лучше разделить с людьми их настрой. Вы будете удивлены, насколько меняется в лучшую сторону отношение к вам рабов, если вы принимаете участие в празднике.

Лично я напиваюсь допьяна, кричу, играю в игры и швыряю кости, обнажаюсь, исполняю эротические танцы, а иногда даже — с лицом, измазанным сажей, — бросаюсь очертя голову в холодную воду. Домашним это нравится. Что важно, так это чтобы на следующий день после праздника не допустить его продолжения.

Я советую вам с утра принять самое строгое выражение лица. Это самое время поставить на место бездельника — возможно, как раз того, кто слишком увлёкся преимуществами свободы, предоставляемой праздником, и каким-то образом обидел вас. Однако когда всё вошло в норму, полезно остаться в дружеских отношениях с вашими рабами — насколько это возможно, конечно, в рамках, требуемых для поддержания авторитета и уважения.



8. Не превращайтесь в раба своих рабов

Есть целый ряд вещей, которые ваши рабы могут делать, чтобы одержать маленькие победы над вами в повседневной жизни. Именно с таким мелким неповиновением вам предстоит встречаться постоянно.

Они будут лгать вам по поводу того, сколько пищи они съели, или обманывать по мелочам, заявляя, будто что-либо стоит десять сестерциев, когда на самом деле оно стоит восемь. Они станут притворяться больными, чтобы не работать, испуская такие стоны, что вы будете обеспокоены, выживут ли они вообще, а они просто устраивают представление, чтобы избавиться от трудных заданий. Они будут стоять на кухне у печи, чтобы пропотеть, а потом демонстрировать вам эти капли пота как признак тяжёлой лихорадки.

И если вы поверите этой лжи, вскоре каждая работа потребует вдвое больше времени, чем нужно на самом деле. Вот как действуют рабы. Они постоянно испытывают вас, присматриваясь, что и где можно урвать. И вам придётся постоянно урезать вашу власть, пока она не будет полностью съедена рабами, которые станут относиться к вам со всё большим презрением.

Первый новостной фейк в истории СМИ 18 июня 2017

Сегодня уже никого не удивишь тем, что какая-то новость в СМИ оказалась жуткой неправдой, которую распространили для пропагандистских целей - уж в такое время живем. Впрочем, как мы выясним сегодня, первые фейки появились задолго до наступления эпохи Интернета, во времена Первой мировой войны.



В марте 1917 года в китайской англоязычной газете под названием North China Herald появилась небольшая заметка, в которой сообщалось о том, что президент Китая Ли Юаньхун пришёл в ужас, услышав как прибывший с визитом немецкий адмирал хвастался тем, что немцы используют трупы солдат для получения глицерина.

Почти через месяц, 17 апреля 1917 года в британских газетах The Times и Daily Mail вышли статьи, неопровержимо доказывающие наличие у немцев чудовищной по сути и по количеству символов в названии - Kadaververwertungsanstalt – фабрики по утилизации трупов.



Статья в The Times называлась «Немцы и их мертвецы», и ссылалась на два источника – бельгийскую газету, издававшуюся в Англии, и статью из немецкой газеты Berliner Lokalanzeiger.

В последней говорилось о непередаваемо мерзком запахе вокруг фабрики по производству синтетических масел и удобрений. В качестве сырья на фабрике использовались туши животных, преимущественно лошадей и ослов, для обозначения которых журналист использовал слово Kadaver (по-русски, “кадавр” - труп).



Вот это слово журналисты The Times и использовали в качестве неопровержимого доказательства того, что немцы используют «трупы солдат, павших в битве, для получения масел, жиров и корма для свиней».

Далее приводилось жуткое, леденящее кровь описание работы фабрики, полученное из неких бельгийских источников:

«Трупы прибывают на фабрику на железнодорожных платформах, которые разгружаются рабочими в брезентовых комбинезонах и плотных масках со слюдяными очками. Длинными шестами с крюками на концах рабочие стаскивают тела с платформ и подвешивают их на огромные крюки конвейера. Далее тела отправляются в узкую длинную камеру для дезинфекции. После сушки тела отправляются в огромный котел, в котором провариваются и обрабатываются паром в течение восьми часов, в то время как огромные машины непрерывно перемешивают массу»



Спустя некоторое время тему подхватила Daily Express, которая обвинила немцев в каннибализме. Газета утверждала, что на другой фабрике, основанной после битвы на Сомме, из трупов убитых солдат производится маргарин, которым кормят солдат живых.

Наличие фабрики уже не подвергалось сомнению: «Многие считают, что у немцев есть только одна фабрика для этой проклятой работы, которая приносит немцам неплохие дивиденды, но это не так. Подобные фабрики есть при каждой немецкой армии, даже в Румынии. Немцы это признают».

В Punch появилась соответствующая карикатура, на которой император Германии обращается к новобранцу «..и не забывай, что Кайзер найдет применение для тебя - живого или мертвого».



Немцы пытались протестовать, называя обвинения «отвратительными и смехотворными», указывая на тот факт, что слово Kadaver используется для обозначения туш животных, а никак не человеческих трупов, однако их голос утонул в волне поднявшегося возмущения. Посол Китая в Германии выразил публичный протест, индийцы заявили, что если с трупами их солдат сотворят нечто подобное, это будет расценено как «зверство, которое никогда не будет ни забыто, ни прощено». В британском Парламенте, отвечая на вопросы депутатов, лорд Роберт Сесил, заместитель госсекретаря Министерства иностранных дел, наверняка пожав плечами, заявил: «В связи с другими действиями германских военных властей нет ничего невероятного в обвинении».

Несмотря на то, что вся история была уж слишком отвратительной и отдавала абсурдом, доказать, что она является полным враньем, долгое время не удавалось. Чудовищные людские потери на полях сражений, позиционная война, когда зачастую месяцами не удавалось забрать и похоронить убитых на простреливаемых участках, проблемы с нормальной пищей и специфический солдатский юмор (а маргарин иногда называли «жиром мертвеца») предоставляли некоторую почву для подозрений.



И только после войны появились доказательства того, что вся история с Kadaververwertungsanstalt – чистой воды фейк.

В 1925 году генерал Джон Картерис, во время войны бывший главой разведки под началом фельдмаршала Дугласа Хейга, признал, что сфабриковал всю эту историю. Во время одного частного светского мероприятия он разглядывал фотографии, найденные у убитых немецких солдат. Его взгляд зацепился за две похожие карточки: на одной был изображен эшелон с трупами лошадей, отправляемых на переработку и подписью Kadaver, на другом – железнодорожная платформа с убитыми солдатами.

Картерис перенёс подпись с одной фотографии на другую и отправил её в Шанхай, для публикации в китайской газете, прекрасно зная что вскоре сенсацию подхватят и центральные издания.

Сегодня без сладкого 30 апреля 2017

Когда-то давно учитель истории рассказывал вам о Марии Антуанетте и её знаменитой фразе про пирожные? В таком случае вам будет любопытно почитать, почему эта байка не имеет ничего общего с правдой.



Пожалуй, эта история - одно из самых известных и популярных исторических заблуждений, разоблачение которого стало не менее известно, чем само исходное выражение. Однако это ошибочное представление до сих пор остается довольно расхожим, несмотря на все опровержения.

Легенда гласит, что французская королева Мария Антуанетта, узнав о том, что крестьяне голодают и у них нет хлеба, заявила: «Если у них нет хлеба, то пусть едят пирожные!» («Quʼils mangent de la brioche»). Обычно эту фразу отождествляют с Французской революцией; она призвана проиллюстрировать оторванность французского правящего класса от нужд простого народа и, как следствие, народный гнев по отношению к королевской семье и к аристократии в целом.



Однако история этой фразы не такая простая и не такая очевидная. Впервые она была упомянута в шестой книге «Исповеди» Жан-Жака Руссо в 1765 году. Руссо рассказывал о некой принцессе, имени которой он, однако, не называл.

Впрочем, весьма сомнительно, что именно Мария Антуанетта могла произнести подобные слова. В те годы, когда Руссо писал свою автобиографию, Марии было всего девять лет и она жила в Австрии. К тому же «Исповедь» - не самый точный и достоверный источник. В ней немало субъективных неточностей и ошибок, таким образом, ей нельзя полностью доверять. Многие биографы Марии Антуанетты также подвергали сомнению идею, что подобные слова произнесла именно она.



Например, они отмечали, что, вероятнее всего, эта фраза была сказана Марией Терезией Испанской, первой женой французского короля Людовика XIV, которая жила за 100 лет до Марии Антуанетты.

Кроме того, подозрения историков усиливал тот факт, что за время правления Людовика XVI, мужа Марии Антуанетты, было отмечено всего два случая голода. Первый случился незадолго до коронации, в 1775 году, и привел к нескольким бунтам и восстаниям. Но поведение королевы тогда было совсем не похоже на то, что приписывается ей в этой фразе — она активно занималась благотворительностью, помогала голодающим, а в письмах родственникам писала, что «в это сложное время ей нужно как никогда много работать для того, чтобы поданные были счастливы». Второй раз проблемы с хлебом во Франции были отмечены в 1788 году, за год до революции, но тогда кризис разрешился относительно быстро.

Наконец, в некоторых исторических работах утверждается, что фразе был придан такой смысл из-за незнания особенностей хлебной торговли во Франции XVIII века — по закону, булочники должны были продавать дорогой хлеб по низким ценам в случае кризиса или нехватки хлеба. Таким образом, фраза не обозначала оторванность от нужд народа, а наоборот — указывала, что королева приказала продавать дорогой хлеб дешевле.



Скорее всего, фразу приписали Марии Антуанетте из-за ее сильной непопулярности. В народе бытовали мнение, что королева расточительна, тратит государственные деньги на собственные развлечения и что именно она, на самом деле, управляет страной (у нее даже было прозвище — мадам Дефицит). Роль также сыграло ее иностранное происхождение. Все вместе это привело к тому, что антимонархически настроенные публицисты стали писать, что именно она произнесла подобные слова.



Неправильная атрибуция крылатых фраз — довольно распространенное явление. Например, существует известная фраза, служащая неким символом либерализма: «Я не согласен ни с одним словом, которое Вы говорите, но готов умереть за Ваше право это говорить».

Традиционно ее приписывают Вольтеру. Однако французский просветитель такого никогда не писал. Эта фраза появилась в книге английской писательницы Эвелин Холл «Друзья Вольтера» в 1906 году и уже оттуда получила широкое распространение. На самом деле, Эвелин использовала фразу Вольтера из письма аббату Ле Роше, которая в оригинале звучала так: «Я не люблю то, что вы пишете, но готов отдать жизнь за то, чтобы вы продолжили писать» и относилась она к стилю и слогу автора.

“Пассажиры”: от перестановки слагаемых сумма меняется? 20 апреля 2017

Задаемся вопросом, мог ли фильм от режиссера Мортена Тильдума с Крисом Праттом и Джениффер Лоуренс в главных ролях стать лучше от перестановки сцен внутри него.



Ежедневно на просторах сети появляется невообразимое количество чуть ли конспирологических теорий и альтернативных вариантов развязок в популярных сеттингах. Речь, конечно, идет не о самостоятельных историях, а об известных фильмах, которые, по мнению зрителей, слегка не дотянули до идеала. Поклонники буквально разбирают такие кинокартины покадрово, выясняя, в чем была проблема. Так, несколько лет назад на всех популярных ресурсах завирусился якобы исконный вариант сценария “Матрицы” (на самом деле текст был придуман группой энтузиастов).



Накануне же на канале Nerdwriter на видеохостинге YouTube появился ролик, в котором автор (его зовут Эван) утверждает, что фильм “Пассажиры” можно было сделать намного более напряженным и интересным, если просто переставить порядок сцен в нем. Осторожно, в видео присутствуют русские субтитры и спойлеры. Ниже мы постараемся рассказать идею Эвана, избегая основных сюжетных поворотов, которые вы не могли увидеть в трейлере.



Сначала напомним, о чем вообще кино. Космический корабль летит на дальнюю планету много лет, все пассажиры на нем спят, чтобы достичь пункта назначения молодыми. Однако происходит какой-то сбой и герой Криса Пратта просыпается. Он несколько лет летит в полном одиночестве, ощущая всю тщетность бытия, но потом решается разбудить второго пассажира (точнее пассажирку) в исполнении Джениффер Лоуренс. Конечно, между героями возникает химия, которая перерастает в глубокие чувства. Однако все рушится в момент, когда Лоуренс случайно узнает, что Пратт намеренно разбудил её, обрекая на всю оставшуюся жизнь скитаться по кораблю...

По хорошему, “Пассажиры” - это такое романтической кино с легким экивоком в сторону фантастики семидесятых, однако блогер предложил сделать из него чуть менее предсказуемую ленту, показав начало фильма глазами героини Лоуренс.



Другими словами, героиня Лоуренс просыпается, видит себя на корабле в одиночестве, не понимает, что происходит, а затем встречает героя Криса Пратта. Для зрителей, как и для героини, остается загадкой, что из себя представляет этот человек, до тех пор пока мы не увидим сцены с его терзаниями на корабле, а героиня Лоуренс не узнает детали своего пробуждения. В итоге сценаристы могли сделать Пратта даже злодеем, а всю историю из романтической драмы превратить в отменный хоррор. Кроме того, концовка тоже могла быть совершенно иной, даже еще более близкой к классической фантастике, склонной к безысходности.



В заключение блогер Эван (да и мы вместе с ним) констатирует, что такое изменение сюжета явно бы пошло фильму на пользу. Однако у студии, снимавшей “Пассажиров”, было совсем иное мнение на этот счет.

Читайте меня. Ваш Культ.

Австралии не существует или как затроллить целую страну 27 марта 2017

Ежедневно в Интернете мы сталкиваемся с самыми безумными теориями заговора, однако не каждая из них распространяется так стремительно и широко, как один из постов в Facebook шведской школьницы.



Вы наверняка слышали об Обществе плоской Земли, чьи участники уверены в том, что наш с вами мир на самом деле не представляет собой шарообразную планету. При этом доводы, приводимые сторонниками этой теории, поражают своей глубиной и продуманностью - их сможет запросто разбить в пух и прах хорошист из пятого класса любой средней общеобразовательной школы. Однако теория “плоской Земли” продолжает успешно существовать, обрастать новыми подробностями, фактами и доказательствами только по одной причине - это весело.

Верят ли ярые апологеты (так называемые “плоскоземельцы”) в свою идею искрене? Едва ли. Но упорство, с которым они продолжают защищать фантастически абсурдную вещь, воздается сторицей в виде огромного количества комментариев возмущенных “хорошистов” и, конечно же, вниманием к незамысловатому троллингу. Опытом плоскоземельцев воспользовалась, пусть и не совсем сознательно, юная Шелли Флорид, проживающая в Стокгольме.



Шелли довольно обстоятельно изложила в Facebook собственную теорию, согласно которой Австралия является вымышленным материком и государством. Как вы прекрасно знаете, Facebook - это такая социальная сеть, где всем есть дело до всего, поэтому уже через несколько часов после публикации теория получила огромный отклик, а за пять дней постом поделилось уже около двадцати трех тысяч пользователей. Запись весьма вызвала бурное обсуждение, под ней появилось свыше пятидесяти трех тысяч комментариев. При этом появились, как сторонники Шелли, распространявшие хештег #AustraliaisNOTreal, так и её противники, в основном, жители Австралии, доказывающие, что их материк существует с помощью геотегов и фотографий.



По мнению семнадцатилетней шведки, Австралия - это материк-мистификация, выдуманный Британией, чтобы убедить людей в том, что Британская империя во времена колонизации переместила туда своих заключенных. Однако на самом деле всех преступников просто сбрасывали с кораблей в воду и они утонули. Шелли пишет, что Австралия - всего лишь прикрытие для одного из самых масштабных массовых убийств в истории человечества. Сами же доказательства существования материка - это изображения, сфабрикованные правительствами мировых держав, считает школьница.



Шелли считает, что заблуждаются и те, кто думает, что бывал в этой стране. На самом деле пилоты самолетов завозят туристов на острова Южной Америки, где актеры играют австралийцев. Эти же актеры перевоплощаются в друзей по переписке и в “знакомых” людей из Австралии.

Позднее Шелли призналась, что не ожидала столь грандиозной реакции и такого количества угроз со стороны взбешенных австралийцев. По её словам, у себя в Стокгольме она стала настоящей знаменитостью, а совсем недавно она задумалась о том, чтобы бросить учебу, потому что кто-то незнакомый по дроге в школу крикнул ей: "Йоу, Австралии не существует!"



Этот случай еще один повод задуматься, что действительно страшно: абсурдные теории в Интернете или люди, не понимающие сарказма и всерьез стремящиеся их опровергнуть.

Читайте меня. Ваш Культ.