3 минуты, позволяющие улучшить любую встречу 3 мая 2018



У вас часто бывает, что вы забегаете на встречу, а ваши мысли остаются где-то за пределами комнаты? От банального «а выключила ли жена утюг, когда мы выходили из квартиры» до «что же хотел сказать босс последним письмом». Рой мыслей в голове может быть инспирирован как давно произошедшими событиями, так и предыдущей встречей.


Дальше происходит достаточно типичный сценарий: «заряженные» коллеги начинают встречу, бурно что-то обсуждают, пока в какой-то момент не замечают, что вы «не здесь». И тогда реакции могут разнится от «что у тебя случилось?» до «тебе просто плевать на важные вещи, которые мы тут обсуждаем!». Зависеть это будет от общего уровня культуры и отношений в вашей команде.

И конечно на вас накатывает раздражение от происходящего, потому что в данный момент вы действительно не можете выдать «себя настоящего» и команда не получает от вас ту ценность, которую могла бы получить.

Есть одна методика, занимающая от трех до пяти минут, которая помогает выровнять ожидания и сделать встречу более продуктивной для всех участников. Она называется check-in (далее этот термин русифицирован – чекин).

Что такое чекин

Если максимально упростить, то сама методика сводится к одному простому вопросу, на который должен ответить каждый участник встречи в присутствии остальных: «Как у тебя дела, что тебя беспокоит» (альтернатива: «Есть ли что-то отвлекающее тебя, о чем должны знать остальные участники встречи»)?

Ответ на этот вопрос абсолютно не обязательно должен лежать в бизнес-контексте. Одним из искренних ответов может быть что-то вроде: «Я не выспался и на самом деле не совсем настроен на эту встречу». Дальше происходит интересное: человек раскрылся перед остальными, показал свою уязвимость, и задача коллег - поддержать, показать (кивком, улыбкой), что «мы тебя понимаем, и что это нормально». И с этого момента все в комнате будут понимать, что если не выспавшийся коллега на минуту отвлекся, то в этом, скорее всего, нет эмоции вроде «мне совершенно неинтересно с вами», это связано с банальным недосыпом. И принять подобное всем становится гораздо проще, так как каждый испытывал подобные ощущения хотя бы раз в жизни.

Смысл методики в том, чтобы в начале каждой встречи пройти круг ответов на данный вопрос. Иными словами, каждый участник встречи должен что-то ответить. Здесь важно понимать, что методика не подразумевает выдавливание из себя глубинных проблем и моральных терзаний. Всё отдано на откуп отвечающему и подчинено культуре команды и общему уровню доверия в коллективе.

По статистике, чекин в «здоровой» команде занимает от трех до семи минут. Не так много, чтобы сделать встречу более продуктивной.

Важным аспектом является фасилитация этого процесса. Кто-то из участников встречи берет не себя роль курирования происходящего. Важно, чтобы каждому дали высказаться, не перебивали, не осуждали, не дразнили. Ни у кого не будет желания сказать, что у него на уме, если в предыдущую встречу он получил ворох колкостей от коллег. Важно сохранять доверие и уважение к каждой мысли, которая была высказана.
Также важно сразу договориться о том, что чекин - не разовое мероприятие. Только сделав это регулярной и обязательной практикой, можно добиться нужного эффекта и создать доверие на встречах. И нужно понимать, что это, временами, будет проходить очень сложно.

При правильном применении вы сможете фокусировать каждого участника встречи и на объекте обсуждения, и друг на друге. А главное - встречи проходят быстрее, решения принимаются чаще.

Семь подвигов Петера Фрейхена 2 мая 2018



Двухметрового роста, на деревянной ноге, с растрепанной рыжей шевелюрой и бородой, в шкуре из убитого им медведя Петер Фрейхен выглядел разбойником. Но был полярником, антропологом, картографом, журналистом, писателем, киношником, антифашистом. А еще очень везучим человеком.


Самый северный рынок в мире

В 20 лет после серии попыток вписаться хоть в какую-нибудь полярную экспедицию Петер Фрейхен отправился в Гренландию в команде Кнуда Расмуссена. В 1906-м они достигли поселений эскимосов в заливе Мелвилл у западных берегов Гренландии. Там путешественники пробыли 2 года. Когда закончились припасы, они опробовали методики выживания аборигенов без огнестрельного оружия, керосина и муки при среднегодовой температуре -12°C.



Чтобы помочь эскимосам и заработать, Фрейхен и Расмуссен задумали организацию фактории, в которой местные жители могли бы обменивать шкуры на европейские товары.

Датское правительство отказалось финансировать проект, поэтому в 1910 году Фрейхен и Расмуссен своими силами и за свой счет обустроили самый северный в мире торговый пост — Ультима Туле. Фрейхен больше 10 лет был его губернатором. За это время Туле разросся до поселка и стал базой полярных исследователей.

Тысяча километров на собаках



Более четырех месяцев 1912 года Фрейхен и Расмуссен провели в путешествии на упряжках. Продвигаясь на северо-восток Гренландии, Петер собирал образцы скальных пород, вел дневник наблюдений, составлял карту. За четыре месяца исследователи изучили большие территории Гренландии и определили, что Земля Пири — это полуостров.

Британское географическое общество назвало экспедицию лучшим переходом на собаках в истории.

Создание женского журнала



В 1921 году Фрейхен вернулся в Данию: писал книги и статьи, читал лекции о полярных исследованиях, руководил кинокомпанией и федерацией бокса Дании. А через 5 лет стал главным редактором нового журнала Ude og Hjemme - «В гостях и дома».

Фрейхен составлял рецепты, рекламировал косметику, давал советы по оформлению интерьеров. Вскоре постоянными читательницами журнала стали 100 тысяч датчанок. Сегодня Ude og Hjemme - одно из старейших действующих периодических изданий страны.

Дерьмовое спасение

Работу в журнале Фрейхен совмещал с экспедициями. Он побывал в Сибири и Южной Африке, а потом снова отправился в Гренландию. Там чуть не погиб, попав в снежную бурю.
Полярный исследователь укрылся под санями от снежной бури. За сутки от его дыхания убежище размером с большой чемодан заледенело изнутри и стало сжиматься. Когда борода начала врастать в лед, Фрейхен вдруг вспомнил, какими твердыми на морозе становятся собачьи какашки.

Фрейхен сутки ничего не ел и мог только лежать, но он сумел слепить из собственных фекалий нечто вроде стамески. Дождался, пока инструмент окаменел, и с его помощью прорубил выход из ледяной могилы.

На базе Фрейхен понял, что в обмороженных пальцах ног началась гангрена. Лекарств не было, зато были клещи и молоток. Как убежденный трезвенник, он даже не выпил перед ампутацией, которую провел себе сам.

Жизнь была спасена, но позже врачам все-таки пришлось отрезать ему всю левую ногу.

Голливудская карьера

С протезом Фрейхен уже не мог исследовать Арктику, но своим знаниям нашел применение в кино: в 1932-1933 годах организовал для студии «Metro Goldwyn Mayer» первые съемки художественного фильма на Аляске. В ленте «Эскимос», снятой по его книге, датчанин был сценаристом, кастинг-менеджером (большинство ролей исполняли эскимосы) и переводчиком (диалоги - на эскимосском с английскими субтитрами) и сыграл роль злодея.



Жанр арктических приключений был в моде, и «Эскимос» получил «Оскара». На премьере фильма в Берлине Фрейхен отличился тем, что покрутил над головой миниатюрную Лени Рифеншталь.

Бегство от гестапо

Фрейхена, наполовину еврея, датские антисемиты побаивались. В ответ на каждый антисемитский выпад он с высоты своих двух метров громко заявлял:

«Я еврей. Ну и что теперь?!»

Во время Второй мировой полярник стал участником Сопротивления. Приговоренный к смерти, он сбежал из тюрьмы, перемахнув с деревянным протезом через стену. Друзья помогли ему переправиться в Швецию, а оттуда в США.

Джекпот семи морей



В Америке Фрейхен продолжал писать и консультировать студию «Metro Goldwyn Mayer», а в 1956-м выиграл в первой американской телевикторине «The $64 000 Question». Судьба во все 32 зуба улыбалась Петеру - ведущие задавали ему вопросы об океане!

Есть запись - мотайте сразу на пятую минуту!



«Семь морей», последняя из 30 книг исследователя, была закончена за три дня до его смерти. Умер Фрейхен в 1957 году на Аляске от сердечного приступа, загружая в самолет снаряжение для новой экспедиции. Его прах развеяли над бывшей факторией Туле. Сегодня там расположена база ВВС США.

Замеряй и властвуй: амбиции Юсаку Маезава по захвату рынка одежды 1 мая 2018



Одной из главных проблем, останавливающих людей от покупки одежды в интернете, остается выбор подходящего размера. Вдруг рукава окажутся слишком короткими? Или талия узкой? Или в плечах не будет сидеть? Японский миллиардер Юсаку Маезава со своим популярным фэшн-сайтом ZozoTown придумали, как навсегда избавиться от этих проблем. И они верят, что их идея станет настолько популярной, что позволит компании превратиться в одного из самых крупных и прибыльных ритейлеров в мире.


Юсаку Маезава – человек довольно необычный, даже среди миллиардеров (в свои 42 года у него $3 млрд). В прошлом году японец «прославился» на весь мир рекордной покупкой картины афроамериканского художника за $110 млн, и постройкой для нее и себя «особняка» в две комнаты за $5,2 млн. Но его новая идея, возможно, еще более сумасшедшая. Он вкладывает порядка $500 млн (а в потенциале – и до $1 млрд) в бесплатный выпуск специальных костюмов для своих клиентов. По его мнению, это позволит ZozoTown стать на уровень Zara, Uniqlo, GAP и H&M, если люди «распробуют» новую технологию.

Империя Маезавы будет расширяться за счет забавного на вид спандекс-костюма ZozoSuit, который, если все пойдет по плану, должен провести революцию в онлайн-шопинге. Он был впервые анонсирован в ноябре 2017 года, а на днях, 27 апреля, его обновленная версия стала доступна к заказу на сайте. Костюм набрал 230 000 заказов за первые 10 часов. Сейчас цифра приближается к 1,2 млн. Это превзошло ожидания компании, так что последние клиенты смогут получить его только в июле.



ZozoTown планирует бесплатно раздать от 6 до 10 млн костюмов к марту-2019, чтобы набрать достаточное количество людей, принявших новую технологию, и добиться её признания в обществе (по крайней мере, в Японии). Костюмы относительно дешевые в производстве, и позволят сделать покупателей более лояльными их площадке, поэтому потенциальный профит может быть очень большой.

Костюм предназначен для точного измерения всех пропорций человеческого тела. Клиенты надевают его, сканируют себя со своего смартфона (с приложением Zozo), и получают 3D-модель своего тела. А потом токийская компания может предложить им одежду, идеально соответствующую их размерам.



В старой модели ZozoSuit содержалось около 150 датчиков, снимающих с вас мерку. Как опытный портной, только без чужих рук с лентой, заходящих к вам в разные места. Но от сенсорной модели компании пришлось отказаться – чтобы костюм получился дешевле, чтобы в него не нужно было вставлять батарею и чтобы его можно было свободно стирать. Теперь, в новой версии, костюм весь в точках, как ткань-полька, и поставляется с подставкой для смартфона. Чтобы получить замер, вы ставите смартфон перед собой, надеваете спандекс, и делаете перед камерой смартфона поворот на 360 градусов, прислушиваясь к голосовым командам программы. Приложение сопоставляет все точки, и вырисовывает вашу 3D-модель.

Дальше в смартфоне можно просмотреть свои точные параметры для каждой области (шея, голень, толщина и длина предплечья, грудь, талия и так далее). И загрузить эту информацию прямо на сайт ZozoTown, чтобы с её помощью сортировать одежду.



Юсаку Маезава говорит, что ZozoSuit позволит гарантировать, что онлайн-покупатели получат одежду им по размерам, и им не придется возвращать товар назад в магазин. Это повысит уровень удовлетворенности пользователей, и в перспективе сэкономит его компании кучу денег. Причем такой способ проведения замеров может быть полезен не только для интернет-ритейлеров, продающих одежду и обувь. Из приложения Zozo уже сейчас можно собирать информацию о покупателях, о их реальных габаритах (а не тех, которые они на себя проецируют). Можно начать создавать новые модели не для манекенов, стоящих в витринах магазинов, а конкретно для самых распространенных в вашей области фигур.

Start Today (главная компания, владеющая ZozoTown) была создана 20 лет назад, в 1998-м, и сейчас является одной из крупнейших фирм по производству и продаже одежды в Японии, с годовой выручкой $2,6 млрд. На сайт ZozoTown заходит 25 млн уникальных посетителей в месяц. Но Маезава говорит, что его такая ситуация не устраивает. В пятницу он презентовал свой 10-летний план, по которому его фирма должна вырасти в 5 раз, и достичь капитализации в 5 триллионов йен (около $46 млрд). Новый костюм будет призван в этом помочь.



ZozoSuit разрабатывался с помощью новозеландской фирмы StretchSense из Окленда. В прошлом году Start Today вложила $20 млн в её развитие, а в феврале купила эту небольшую компанию на 130 сотрудников за $72 млн. StretchSense принадлежит технология проведения таких замеров, которые сейчас используются в японском костюме. Расхаживая в своем ZozoSuit на презентации в Токио в пятницу, Маезава сказал:

Больше не надо ничего примерять. Не надо об этом думать. Вам автоматически доставят то, что вам идеально подходит. На мой взгляд, это прорыв. С этим мы войдем в десятку крупнейших продавцов одежды в мире.

Возвращение одежды онлайн-покупателями очень не нравится ритейл-индустрии. В прошлом году специально для решения этой проблемы Amazon купила стартап Body Labs, разрабатывающий технологии 3D-сканирования тела. Американский интернет-гипермаркет планирует, что люди смогут создавать свой цифровой аватар, и потом примерять на него одежду. Ну а Юсаку Маезава уже начиная с этого июля будет начинать распространение своего костюма-«польки» в более чем 70 странах.

Братья «до Люмьер» 30 апреля 2018



Известно, что первый кинопроектор изобрели братья. Только не парижские, а берлинские. Их аппарат был далек от совершенства, но со своей задачей справлялся исправно.


1 ноября 1895 года в Берлине родился кинематограф. Если, конечно, брать за точку отсчета первый публичный и платный киносеанс. А было это так: берлинский фотограф и продюсер Макс Складановский (Max Sklаdanowsky) и его брат Эмиль (Emil Sklаdanowsky) установили в театре варьете «Винтергартен» (Wintergarten) кинопроектор собственного изобретения и показывали собственные же короткометражные фильмы под музыкальное сопровождение. Аппарат, сконструированный братьями, был назван биоскопом, а рекламировали его как «интересное изобретение нового времени».

Биоскоп представлял собой двойной проектор, рассчитанный на две склеенные полосы целлулоидной пленки, прокручиваемой со скоростью 16 кадров в секунду для создания иллюзии движения. Новинка была принята с восторгом. Наладить массовое производство своего кинопроектора братьям Складановским, однако, не удалось. Спустя два неполных месяца после первого в Германии киносеанса, в Париже братья по фамилии Люмьер показали свой легендарный фильм «Прибытие поезда», прокрученный с помощью кинопроектора, названного французами cinematographe.

Прижился в итоге французский аппарат, оказавшийся с технической точки зрения намного совершеннее немецкого аналога. И все же братья Складановские вошли в историю кинематографа как первые изобретатели кинопроектора. Надо сказать, что над созданием аппарата для показа «живых картинок» в конце XIX века независимо друг от друга работали пионеры кинематографа в самых разных странах, не только во Франции и Германии.



Картинки из тумана

Макс Складановский родился 30 апреля 1863 года в берлинском районе Панков. После окончания общеобразовательной школы он устроился учеником в фотоателье, а параллельно осваивал премудрости росписи по стеклу в ателье литографии. В 1879 году его взяли работать на фабрику театрального оборудования Вилли Хагедорна (Willy Hagedorn), где юный Макс специализировался на производстве аппаратов для создания на сцене иллюзии тумана.

В том же году вместе с отцом Карлом и младшим братом Эмилем Складановский основал собственную фирму. Премьерный показ «туманных картинок» для популярного в то время предка кинопроектора - волшебного фонаря - состоялся 18 ноября 1879 года в Берлине. Предприимчивые Складановские колесили со своим изобретением по Германии и другим странам Европы. После ухода отца из фирмы братья Макс и Эмиль вели дела вдвоем и изобретали для своих шоу всевозможные новые аттракционы, в том числе - электромеханическое устройство с пиротехникой для представления с использованием фонтанирующей воды.

Дьявольские хитрости

Недовольный качеством рисованных «туманных картинок», Макс Складановский начал экспериментировать с фотопленкой и в 1894 году сконструировал кинокамеру, а потом и проектор, который предоставил за 2500 рейхсмарок в распоряжение берлинского театра варьете «Винтергартен», где 15-минутную подборку фильмов крутили под занавес.

Новый «гвоздь» программы газета Staatsbürger Zeitung, в частности, прокомментировала так: «В финале представление перескакивает на меньшую по размерам сцену биоскопа. Изобретательный инженер использует восхитительные моментальные снимки и показывает их в увеличенном виде, но не застывшими, а живыми. Как он это делает, одному черту известно». Почти целый месяц в варьете ежедневно показывали короткометражную кинопрограмму при полном зале на 1500 посадочных мест. Затем последовало турне по Европе. Вскоре в программе появились документальные сценки из жизни города и даже игровые фильмы.

28 декабря 1895 года Макс Складановский присутствовал на презентации технически более совершенного аппарата братьев Люмьер в парижском Grand Cafe. Вернувшись в Берлин, он кое-что видоизменил и улучшил в своем кинопроекторе, но затмить конкурента все-таки не смог. То ли капитала не хватило, то ли предприимчивости для того, чтобы завоевать этот сегмент рынка, но полтора года спустя после первых киносеансов в берлинском варьете Макс Складановский ушел из бизнеса подвижных картинок.

В 1897 году состоялся последний киносеанс с использованием биоскопа. После этого пути братьев разошлись. Эмиль гастролировал по стране с шоу-программами. Макс занялся сбытом «бумажных фильмов» или, как говорят немцы, «пальчикового кино» (Daumenkino), кадры которых, отпечатанные на бумаге и сшитые один за другим в виде тетрадки, создают при быстром пролистывании эффект движения.



Нетипичные немцы

В 1995 году немецкий кинорежиссер Вим Вендерс (Wim Wenders) снял со студентами Высшей школы кино и телевидения в Мюнхене очаровательный кинофильм о Максе и Эмиле Складановских. Фильм рассказывает о времени, когда кинематограф делал свои первые шаги. Братьев Вендерс называет «милейшими и совершенно непохожими на типичных немцев». Отдельные эпизоды фильма «Братья Складановские» («Die Gebrüder Skladanowsky») сняты на оригинальную кинокамеру эпохи «великого немого», причем в характерном для того времени гротескном стиле. Подробно комментирует в фильме сохранившееся наследие своего отца дочь Макса.

Факты о Простоквашино 27 апреля 2018



Если вы еще не в курсе (хотя об этом трещал весь интернет), недавно в Сети вышла новая серия мультфильма про деревню Простоквашино. Эдуард Успенский – создатель классической серии книг про троих из Простоквашино – остался недоволен новой экранизацией, у пользователей интернета мультик вызвал так же неоднозначную реакцию, а мы решили собрать факты, посвященные советской версии.


Деревня Простоквашино, действительно, существует в России в Нижегородской области. Местные краеведы утверждают, что основана она была еще в восемнадцатом веке. По преданию, деревня получила свое название после того, как одна из местных хозяек пролила бадью с молоком, которое быстро прокисло на жаре. В настоящее время жителей в Простоквашино практически не осталось.

Но, после выхода мультфильма на экраны страны, во многих городах появились микрорайоны или дачные поселки, неофициально носящие название Простоквашино. Например, в Пензе, Таганроге, Череповце. Если есть желающие написать письмо в реальную деревню Простоквашино, то точный адрес ее такой: 606970, Нижегородская область, Тонинский район, деревня Простоквашино.

Два года назад в деревне побывали журналисты. По их словам, в практически вымершем населенном пункте (из животных) остался всего один пес. Правда, зовут его не Шарик, а Бобик. А почтальона Печкина в Простоквашино нет. Почту доставляют из районного центра и кладут в один-единственный на всю деревню почтовый ящик, откуда немногочисленные жители забирают газеты и письма.

А вот историю о фантастической деревне Простоквашино, куда отправился жить Дядя Федор, Эдуард Успенский начал сочинять еще в 1967 году, когда работал в пионерском лагере. В 1974 году вышла его книга «Дядя Федор, пес и кот», а вскоре советские дети с восторгом следили за приключениями героев мультфильма, снятого по этой книге. В 1975 году вышел мультфильм «Дядя Федор, пес и кот», затем – «Трое из Простоквашино», «Каникулы в Простоквашино», «Зима в Простоквашино» и «Весна в Простоквашино».

Еще во время работы в пионерском лагере, Эдуард Успенский рассказывал детям о придуманной им деревне Простоквашино и ее жителях. Рассказы стали так популярны, что малыши с нетерпением ждали вечера, чтобы услышать продолжение.

В книге Успенского почтальон Печкин подписал свое письмо так: «Почтальон деревни Простоквашино, Можайского района». В Можайском районе Московской области более 300 населенных пунктов, но нет ни одного с названием Простоквашино.

Впрочем, у некоторых персонажей все же были реальные прототипы. Например, внешний облик мамы дяди Федора художник-постановщик Левон Хачатрян срисовал со своей жены, актрисы Ларисы Мясниковой.

Герои мультфильма говорят голосами известных актеров. Так, например, Дядю Федора озвучивала Заслуженная артистка РСФСР Мария Виноградова, Матроскин говорит голосом Олега Табакова, а Шарик – Льва Дурова. Родителей Дяди Федора озвучили Герман Качин и Валентина Талызина. А Борису Новикову досталась роль почтальона Печкина.

У Матроскина, по замыслу Успенского, была совершенно другая фамилия – Тараскин. Такую фамилию носил главный редактор киножурнала «Фитиль» Анатолий Тараскин, друг Эдуарда Успенского. Но, тот посчитал, что это будет слишком карикатурно и убедил дать коту иную фамилию.

По требованию сценарного отдела многие реплики персонажей пришлось переписать. Эдуард Успенский рассказывал, что изначально кот Матроскин, расхаживая из угла в угол «как политзаключенный», должен был произносить: «На дворе социализм построили, а у нас одна пара валенок на всех, как при царизме». Но в окончательном варианте эта фраза звучит более «политкорректно»: «На дворе конец ХХ века, а у нас одна пара валенок на всех, как при царе Горохе».

Ценные навыки, делающие вас успешнее 26 апреля 2018



Джон Рёскин донельзя хорошо сформулировал, что такое «навык». Навык – это сопряжение опыта, интеллекта и страсти, воплощенное на практике. Когда вы стараетесь постоянно совершенствовать свои навыки, вас балует успех в жизни и работе.


На первый взгляд может показаться, что в перечисленных навыках них нет ничего сверхъестественного, но вы просто удивитесь, как сильно они могут повлиять на вашу жизнь и карьеру сейчас.

Станьте непреклонны

Непреклонность – это умение стойко справляться с вызовами, сохранять усердие и интерес, несмотря на неудачи, превратности, скуку и пробуксовки на пути к цели.

Дэниэл Койл, автор книги «Маленькая книга о таланте», рассказывает, что «Непреклонность – это такая смесь энтузиазма, упорства и самодисциплины, которая помогает нам двигаться вперед, несмотря на препятствия».

Единственный человек, который реально может заставить вас чего-то добиться в жизни — вы сами. Непреклонность – это одновременно и навык, и черта характера. Причем, хотим вас порадовать: можно культивировать, более того – пестовать в себе непреклонность, чтобы стремиться к тому, что для вас действительно важно. Это навык, который можно усвоить и тренировать.

Психолог Анджела Дакуорт, автор книги «Непреклонность: Сила энтузиазма и упорства», считает, что «непреклонность» как личностное качество - более важная предпосылка успеха, нежели талант или интеллект. Независимо от того, сколь талантливым вы себя считаете, талант нужно пускать в работу, иначе он ничего вам не даст.

Способность к адаптации никогда не была так важна, как сейчас

Структура занятости меняется, причем, все быстрее. Макс Маккьюэн в своей книге «Адаптируемость: Искусство побеждать в эпоху неопределенности» утверждает, что «Любые неудачи – это неумение приспособиться, любой успех – это удачная адаптация».

Мы живем в постоянно изменяющемся мире, и вряд ли эти перемены замедлятся. Итак, нечто очень важное вчера (скажем, навык, знание, круг общения) завтра может ни гроша не стоить. Способность что-то менять (или меняться), чтобы приспособиться к изменившимся условиям – важнейший навык, который необходимо освоить.

Раньше перемены были медленными и поступательными; ныне они стремительные, радикальные и непредсказуемые. Чарльз Дарвин говорил, «Выживает не самый сильный и не самый смышленый вид, а тот, что обладает максимальной адаптивной способностью».

Учитесь на неудачах для достижения новых высот


Любой всегда изыскивает новые (и наиболее быстрые) пути к успеху, наилучшие способы обучения, выясняет, «Как поднатореть в [x], минуя [y]?»

Первый шаг – оступиться, но не заморачиваться неудачей как таковой, а попытаться чему-то на ней научиться. Ничто не совершенно и никогда не станет совершенным. На всем сущем можно учиться. Те, кто освоил, как учиться на ошибках, достигают большего.

«Эволюционный алгоритм - изменчивость, отбор, новая итерация подбирает решения в таком мире, где постоянно меняется круг проблем. Тестируются разные решения, и приоритет отдается тем, которые действительно работают», указывает Тим Харфорд в своей книге «Адаптация: Почему успех всегда начинается с неудачи».

Каждая ошибка приближает вас на шаг к успеху, если вы умеете учиться на ошибках. Единственная порочная ошибка – это неумение встать и идти дальше. Предприниматели знают, что провал всегда вероятнее успеха – и, тем не менее, продолжают рисковать своим временем и деньгами. Если оступаетесь – не тормозите при этом и, самое главное, быстро учитесь.

Как учиться, разучиваться и переучиваться

В XXI веке неграмотным будет считаться не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться, говорил Элвин Тоффлер.

Гибкая обучаемость правит бал. Умение разучиваться – это новое обучение. Умение заблаговременно корректировать карьеру – вот важнейший фактор, определяющий, где вы окажетесь через пять лет. Сегодня, чтобы преуспеть, необходимо постоянно приспосабливаться – забывать старые «правила» и усваивать новые.

Для этого требуется постоянно проверять на прочность свои представления о том, как устроен мир, уметь усомниться в старых парадигмах и уметь «переучиться» тому, что станет важным в вашей профессии, отрасли, карьере и жизни. Находить возможности в изменяющейся среде умеют те, кто постоянно их изыскивает.

Вы приступаете к реальному образованию с началом карьеры, требующей от вас постоянного обучения, независимо от того, как часто приходится разучиваться и переучиваться. Как активно и искусно концептуализировать, применять, анализировать и синтезировать информацию

Френсис Бэкон однажды сказал: «Критическое мышление есть желание искать, терпение, чтобы сомневаться, любовь к рефлексии, неспешность в доводах, готовность взвешивать, тщательность при отсеивании и полный порядок, а также нетерпимость к любому мошенничеству».

Человек, способный увидеть проблему с необычного ракурса, порой решает ее совершенно неожиданным и зачастую изящным способом.

Способность к самоконтролю, умение управлять окружающими и ситуацией, в которой вы оказались

В практическом смысле, у нас два разума: думающий и чувствующий. Люди с высоким эмоциональным интеллектом (ЭИ) отличаются отзывчивостью, эмпатией, умением слушать и способностью к самоанализу. Также они преуспевают в межличностных контактах. Эмоциональный интеллект ценится очень высоко, и это неудивительно. Без него ничего не обходится.

Автор книги «Эмоциональный интеллект: Почему он бывает важнее» IQ Дэниэл Гоулман пишет: «Люди с хорошо развитыми эмоциональными навыками чаще других ведут полноценную и плодотворную жизнь, поскольку умеют овладеть теми гранями разума, что помогают человеку быть продуктивнее; люди, неспособные навести порядок в своей эмоциональной жизни, постоянно ведут борьбу сами с собой, что мешает им сосредоточиться на работе и ясно мыслить».

Социальные навыки очень важны сегодня, и в будущем потребность в них ничуть не ослабеет. Эмоциональный интеллект помогает нам налаживать контакты с окружающими, просчитывать мотивы других людей и предугадывать их реакции. Любая дисциплина, в которой полезен эмоциональный интеллект (ресурс, присущий лишь людям) в перспективе будет пользоваться высоким спросом.

Если вы не умеете быть душой компании – никогда не поздно этому научиться. Тренируйтесь общаться с окружающими!

Федор Плевако: адвокат-златоуст 25 апреля 2018



25 апреля 1842 года в городе Троицк Оренбургской губернии родился знаменитый адвокат Федор Никифорович Плевако. Наибольшую славу юристу принес его непревзойденный талант красноречия на судебных заседаниях. Сегодня расскажем об одном его деле, которое навсегда останется в истории российской юриспруденции.


Дело, о котором пойдет речь, было рассмотрено Острогожским окружным судом 29-30 сентября 1883 года. Князь Г.И. Грузинский обвинялся в умышленном убийстве бывшего гувернера своих детей, впоследствии управляющего имением жены Грузинского - Э.Ф. Шмидта.

Князь Г.И. Грузинский пригласил к своим детям гувернера Э.Ф. Шмидта. Спустя время глава семьи заподозрил, что у немца имеется любовная связь с его женой, Ольгой Николаевной. Князь немедленно уволил соперника, на что княжна заявила, что не намерена больше жить с ним, и потребовала отдать принадлежащее ей имущество. После того, как Ольга Николаевна поселилась в отведенной ей усадьбе, она забрала детей и пригласила к себе Э.Ф. Шмидта в качестве управляющего. Во время одной из встреч с детьми Г.И. Грузинский не выдержал присутствия бывшего гувернера и выстрелил в него из пистолета, убив насмерть. Предварительным следствием действия князя Г.И. Грузинского были квалифицированы как умышленное убийство.

Адвокат подсудимого Ф.Н. Плевако начал свою речь издалека. Он описал момент знакомства князя, прямого внука последнего грузинского царя Григория, с будущей женой, продавщицей кондитерской лавки О.Н. Фроловой. Мать Г.И. Грузинского была против такого мезальянса, но после рождения второго ребенка князь уже вопреки родительской воли вступил в брак. А чтобы родные не говорили, что его супруга не имеет ничего своего, подарил жене 30 000 рублей, а позже князь купил на общее имя имение, заплатив за него все, что у него было.

Далее Ф.Н. Плевако повествует о жизни семьи после появления в ней гувернера. Г.И. Грузинский заболевает тифом, и, будучи в состоянии болезни, слышит разговор немца с женой. Адвокат подсудимого так описывает ситуацию: «Раз он слышит – больные так чутки – в соседней комнате разговор Шмидта и жены: они, по-видимому, перекоряются; но их ссора так странна: точно свои бранятся, а не чужие, то опять речи мирные... неудобные... Князь встает, собирает силы... идет, когда никто его не ожидал, когда думали, что он прикован к кровати... И что же. Милые бранятся – только тешатся: Шмидт и княгиня вместе, нехорошо вместе... Князь упал в обморок и всю ночь пролежал на полу. Застигнутые разбежались, даже не догадавшись послать помощь больному. Убить врага, уничтожить его князь не мог, он был слаб... Он только принял в открытое сердце несчастье, чтобы никогда с ним не знать разлуки».

С этого момента жизнь князя и княгини уже не могла быть прежней. Ольга Николаевна переехала в квартиру Э.Ф. Шмидта в ожидании, когда кончится постройка приготовляемого для нее домика. Ф.Н. Плевако обратил внимание присяжных на то, что чуя власть в руках, гувернер позволял себе оскорблять соперника, и новоиспеченные возлюбленные «на глазах всей дворни, всей слободы, всех соседей, на глазах детей, оставшихся у отца, они своим поведением не щадили ни чести князя, ни его терпения, ни его сердца».

Князь Мещерский выступил свидетелем по данному делу и показал, что в мае 1882 года княгиня уже жила в слободе, рядом с Э.Ф. Шмидтом, и последний держалcя как хозяин. По свидетельству старика управляющего Карлсона, немец «ночью, неодетый ходил в спальню к княгине». Прокурор по делу настаивал, что Г.И. Грузинский не был честен с супругой до конца и имел роман с солдатской дочкой Феней. На это Ф.Н. Плевако отвечает, что нежные письма к Фене написаны князем в июле и августе 1882 года, тогда как расставание с женой произошло еще в 1881 году, весной, когда он узнал об измене. «Князь ограничился легкой связью, а не женитьбой. Благодаря гласному нарушению супружеской верности со стороны княгини, он мог бы развестись. Но жениться – значит привести в дом мачеху к семи детям. Уж коли родная мать оказалась плохой, меньше надежды на чужую. В тайнике души князя, может быть, живет мысль о прощении, когда пройдет страсть жены; может быть, живет вера в возможность возвращения детям их матери, хоть далеко, после, потом... Он невольный грешник, он не вправе для своего личного счастья, для ласки и тепла семейного очага играть судьбой детей. Так он думает и так ломает жизнь свою для тех, кого любит...», – рассуждает Ф.Н. Плевако.

Княгиня забирает двух дочерей, Лизу и Тамару, и увозит их с собой. Она сразу же заявляет супругу, что теперь ему необходимо присылать по 100 рублей на содержание детей, на что тот отвечает, что их состояния равны, в то время как он содержит всех сыновей и дочерей и ему не к чему платить, когда дочери могут жить с ним.

Спустя некоторое время Г.И. Грузинский уезжает по делам в Питер, а вернувшись, узнает, что Ольга Николаевна отъехала, а детей оставила под присмотром Э.Ф. Шмидта. Это потрясло князя: «Как, он, отец, живет тут, рядом, у него все, что нужно детям, он – они знают – любит и хочет иметь детей у себя; он мог уступить их матери, а теперь мать, уезжая, оставляет их с чужим человеком, с разлучником». Г.И. Грузинский немедленно забрал дочерей у управляющего, а вот детское белье, хранившееся в доме княгини, не получил. Все вежливые просьбы и записки князя встретили отказ. Бывший гувернер согласился прислать пару детских рубашек и штанишек только за залог в 300 рублей. «Прихлебатель, наемный любовник становится между отцом и детьми и смеет обзывать его человеком, способным истратить детское белье, заботится о детях и требует с отца 300 рублей залогу. Не только у отца, которому это сказано, – у постороннего, который про это слышит, встают дыбом волосы!», – негодует Ф.Н. Плевако.

Так описывает дальнейшее развитие событий адвокат Г.И. Грузинского: «Утром в воскресенье князь проснулся и пошел будить детей, чтобы ехать с ними к обедне. Нина, беленькая, чистенькая, протянула к нему руки и приветливо улыбнулась. Потянулись и Тамара с Лизой; но, взглянув на их измятые, грязные рубашонки, князь побледнел, взволновался: они напомнили ему издевательство Шмидта, они дали детским глазкам иное выражение: отчего, папа, Нина опрятна, а мы – нет. Отчего ты не привезешь нам чистого. Разве ты боишься его. Сжалось сердце у отца. Отвернулся он от этих говорящих глазок и – чего не сделает отцовская любовь – вышел в сени, сел в приготовленный ему для поездки экипаж и поехал... поехал просить у своего соперника, снося позор и унижение, рубашонок для детей своих».

Свидетели произошедшего рассказали, что видели, как Э.Ф. Шмидт укреплял свое жилище: заряжал револьвер, переменял пистоны на ружье, взводил курки. Ф.Н. Плевако был убежден, что князя ждала засада: «Если Шмидт заряжал ружье из трусости и боязни за свою целость, то вероятнее, что он не стал бы рисковать собой из-за пары детского белья, он бы выдал его. Если Шмидт не хотел этой встречи, но не хотел также выдавать и белья по личным своим соображениям, то он, не выдавая белья, ограничился бы ссылкой на волю княгини, на свое служебное положение, словом, на законные основания, а не оскорблял бы князя словами и запиской, возбуждая тем его на объяснение, на встречу. Если Шмидт охранял только свою персону от князя, а не задумал расправы, он бы рад был, чтобы встреча произошла при народе». Таким образом, все говорило о том, что новый управляющий нарочно заманил Г.И. Грузинского, чтобы заставить его первым применить насилие, а потом стрелять, опираясь на закон необходимости.

Отца в усадьбу не пускают. Мало того, бывший гувернер осыпает князя ругательствами: «Пусть подлец уходит! Не смей стучать, это мой дом! Убирайся, я стрелять буду».

Знал Э.Ф. Шмидт об этом или нет, но в обычае Г.И. Грузинского было носить с собой пистолет. Не выдержав нанесенных ему оскорблений, он разбивает стекло и стреляет в Э.Ф. Шмидта. Немец бежит к парадному крыльцу - князь видит это в окно, но разглядеть, вооружен он или нет, не представляется возможным. Князь бежит к тому же крыльцу, соперники встречаются, управляющий от боли припадает к земле, но сейчас же вскакивает и мчится в комнаты.

«В это-то едва уловимое мгновение, когда гнев, ужас, выстрел, кровь опьянили сознание князя, он в том скоропреходящем умоисступлении, которое в такие минуты естественно, еще не помня себя, под влиянием тех же ощущений, которые вызвали первый выстрел, конвульсивно нажимает револьвер и производит следующих два выстрела: положение трупа навзничь, и не ничком, ногами к выходу, головой к гостиной, показывали, что Шмидт не бежал от князя, и он стрелял не в спасающегося врага. При этом припомните, что ружье и пистолет оказались не там, где лежали утром, то есть не в спальне княгини, а уже на столе в гостиной, – тогда будет не невероятно объяснение князя, что Шмидт выронил пистолет из рук, и уже после перенесения Шмидта в комнату, во избежание несчастного выстрела, ружье было освобождено от пистонов, а револьвер поднят с полу», – описывает трагедию адвокат.

Так Ф.Н. Плевако представил участникам процесса всю картину произошедшего, а затем обратился к присяжным с такими словами: "О, как бы я был счастлив, если бы, измерив и сравнив своим собственным разумением силу его (Г.И. Грузинского) терпения и борьбу с собой, и силу гнета над ним возмущающих душу картин его семейного несчастья, вы признали, что ему нельзя вменить в вину взводимое обвинение, а защитник его – кругом виноват в недостаточном умении выполнить принятую на себя задачу...".

30 сентября 1883 г. присяжные вынесли оправдательный вердикт в отношении князя Г.И. Грузинского, признав, что преступление было совершено им в состоянии умоисступления.

По аэродрому, по аэродрому... 24 апреля 2018



Есть одна удивительная история о происхождении кепки –«Аэродром», которую в 1970–х годах носило едва ли не все население советского юга.


В 1847 году по приказу князя Михаила Воронцова, царского наместника на Кавказе, в Тифлисе, на Эриваньской площади был заложен фундамент Оперного театра. Строительство длилось четыре года и завершилось в 1851 году.

Театр пользовался грандиозной популярностью у тифлисской публики. Слух меломанов услаждали приглашенные князем Воронцовым итальянские певцы. Арии из итальянских опер разносились по всему городу. Их пели все — аристократы, купцы, простые горожане. Итальянские мелодии перепевались на грузинский лад и послужили основой зарождающемуся жанру городского романса.

Однако 11 октября 1874 года театр сгорел при невыясненных обстоятельствах. Были уничтожены практически все декорации, костюмы, реквизиты и богатейшая нотная библиотека. Часть итальянской труппы разъехалась, часть осталась ждать лучших времен в ставшем для них родным городе. Певцы и музыканты перебивались разными заработками, не всегда связанными с их основной профессией.

Тенор–сицилиец Сальваторе Кокуцца (Кокоцца) (однофамилец знаменитого певца Марио Ланца – урожденного Альфредо Арнольдо Кокоцца) решил вспомнить профессию отца (в детстве Сальваторе вовсю помогал отцу в изготовлении кепок), и открыл на Михайловском проспекте (ныне пр. Давида Агмашенебели) мастерскую по пошиву традиционных сицилийских кепок под названием "коппола". Место для мастерской он выбрал не случайно. Михайловский проспект был в основном заселен немцами, и наш сеньор Кокуцца надеялся, что покупателями его продукции станут именно они.

Однако, на практике оказалось, что наибольшей популярностью итальянская коппола пользуется у грузинского населения города. Предприимчивый тенор тут же отрыл вторую мастерскую в Кутаиси, в городе, в отличие от Тифлиса, с преимущественно грузинским населением — и не прогадал. Имеретины с большим энтузиазмом восприняли новинку, и кепи господина Кокуцца стали очень быстро распространяться по всей Западной Грузии.

Кстати, в Кутаиси эти головные уборы до сих пор иногда называют «кокуца–куди» (шапка–кокуца), хотя многие вряд ли себе представляют, что это такое – «кокуца».

Как связаны интеллект и музыкальные вкусы 23 апреля 2018



Связь музыкальных предпочтений с уровнем интеллектуального развития — популярный стереотип. Многие считают, что умные люди слушают только Баха и Моцарта, а попса и рэп — любимая музыка людей простых и менее образованных. Но так ли это?

Психология: связь музыкального вкуса и типа личности

Музыка — часть нашей идентичности, и многие считают, что любимая музыка может многое сказать об их характере. В Университете Техаса провели исследование, в рамках которого попытались найти корреляцию между любимыми музыкальными жанрами и чертами характера респондентов. Студенты прошли несколько тестов — на музыкальные предпочтения, тип личности и уровень IQ. Потом психологи сравнили результаты тестов и нашли некоторые корреляции между результатами.

Всего они выделили четыре группы (в более поздних версиях теста появилась и пятая группа):

Блюз, классическая музыка, фолк, джаз
Альтернатива, хеви-метал, рок
Кантри, поп, религиозная музыка, саундтреки
Электроника, хип-хоп, рэп, соул

Музыку из первой группы любят «сложные» люди, которые склонны к рефлексии: либералы, интеллигенты, не очень спортивные, но открытые новому опыту.

Вторую группу предпочитают «напористые и бунтующие» натуры — у них много общего с предыдущей группой, но они более спортивны и не любят казаться умнее всех.

В третьей группе — оптимисты и экстраверты, более добросовестные и склонные соглашаться с другими. Они видят себя спортивными, богатыми, красивыми и политически консервативными. Эта группа менее всего склонна к депрессии, но и результаты теста IQ у неё ниже, чем у всех остальных.

Музыку из четвертой группы предпочитают энергичные и ритмичные люди, которые разделяют многие представления респондентов из третьей группы, отличаются отсутствием консерватизма, более высоким уровнем дохода и IQ. Интересно, что представители последней группы менее всего склонны к эмоциональным порывам и предпочитают не прислушиваться к своим чувствам.



Похожее исследование провели в Университете Хериот-Ватт, Эдинбург. Ученые попросили 36 тысяч человек оценить множество музыкальных стилей и пройти личностный тест.

Оказалось, что поп-музыку любят «честные и не очень креативные», у фанатов рэпа высокая самооценка, а любители хэви-метал — нежные, но недостаточно уверенные в себе люди. Инди предпочитают «не очень трудолюбивые интроверты», а джаз и классическую музыку — люди с высоким интеллектом и самооценкой.

Личностные тесты — не единственная метрика. Есть другая группа исследований, где используются когнитивные тесты — они позволяют оценить стиль мышления человека по шкале от чисто эмпатического до чисто систематического. Первые хотят и умеют понимать чувства и эмоции других людей. Вторые склонны искать паттерны поведения и анализировать системы отношений.

Такое исследование провели среди четырех тысяч респондентов — они заполнили онлайн-опросники и узнали свой стиль мышления. Потом они прослушали 50 музыкальных отрывков из разных жанров и оценили их по шкале от 1 (очень не понравилось) до 9 (очень понравилось).

Оказалось, что те, кто более склонен мыслить эмпатически, любят более мягкую музыку (RnB, соул, софт-рок). Люди со систематическим мышлением предпочитают панк, хэви-метал и тяжелый рок.

Это интересная статистика — люди действительно слушают музыку по-разному: кто-то воспринимает её исключительно на уровне эмоций, другие же, например, живо интересуются её композиционным устройством. Отсюда может проистекать и связь между типом мышления и жанровыми предпочтениями.



Принято считать, что человек на биологическом уровне предпочитает гармоническое звучание. Но есть исследования, которые говорят об обратном — правда, они используют при этом довольно необычные данные.

Джош МакДермотт (Josh McDermott) из Массачусетского технологического института и его коллеги отправились к племени Чимани (Tsimane) в леса Амазонки. Это одно из последних человеческих поселений, практически никак не связанных с внешним миром.

Эти люди не знакомы с западной музыкой, которая основана на мелодии, гармонии и полифонии. Им нравятся многие звуки, которые наш слух сочтет неприятными, расстроенными и некрасивыми. Ученые попросили 64 местных жителей оценить, насколько приятными им кажутся звуки из обширной выборки консонантных и диссонантных звуков. Аналогичное испытание ученые провели среди тех, кто был знаком с западной музыкой: американских музыкантов, американских не-музыкантов и жителей столицы Боливии, Ла-Пас.

Представители племени Чимани не выказали очевидных предпочтений — и консонантные, и диссонантные звуки им казались одинаково приятными (ученые предварительно убедились, что жители племени понимают разницу между консонантными и диссонантными звуками и имеют определенные музыкальные предпочтения). Те же, то был знаком с западной музыкой, отдали предпочтение консонантным звукам.

Поэтому исследователи предположили, что музыкальный вкус — всё же не биологическая категория, а культурная. Мы слушаем музыку, устроенную по определенным принципам, всю свою жизнь. Гармоническая музыка чаще всего звучит в кино и рекламе на счастливых, радостных и вдохновляющих моментах. Вполне вероятно, что музыкальные предпочтения — результат «воспитания, а не природы».



Социология — правильный ответ?

Группа ученых из Университета Британской Колумбии провели большое исследование, в рамках которого они искали ещё одну связь — на этот раз между социальными категориями и музыкальными предпочтениями. В телефонных интервью приняли участие 1600 респондентов.

Оказалось, что любители кантри, диско, хэви-метала и рэпа беднее и хуже образованы. Более богатые и образованные предпочитают классическую музыку, блюз, джаз, оперу, поп, рэгги, рок и мюзиклы. Это исследование — важная часть общего дискурса, актуального для социологии культуры: социальному классу просто «приписаны» определенные культурные вкусы, или же разные предпочтения — это реальный инструмент разграничения социальных элит? Социологические школы предлагают различные ответы — единого мнения на этот счет нет.

Стереотипы появляются из-за ненаучных исследований — например, Вирджил Гриффит (Virgil Griffith), автор WikiScanner, создал карту, на которой показал связь музыкальных вкусов школьников (данные он взял с Facebook) с их уровнем интеллекта (а именно — оценками за экзамен SAT). Оказалось, что фанаты Лил Уэйна справились с экзаменом хуже всех (поклонники жанров в целом — будь тот «поп-музыка» или «классика» — также не смогли похвастаться высокими оценками), в то время как любители Бетховена получили лучшие оценки. Это — пример ненаучного и нерепрезентативного эксперимента с популистским результатом.

Научные же исследования обнаруживают некоторые корреляции между разными культурными, личностными или социологическими сущностями и музыкальным вкусом, но результаты не так однозначны. Не все исследования показывают и наличие причинно-следственных связей между явлениями, а неоднозначность результатов — явный повод к тому, чтобы оставить «жанровые войны» в прошлом.

Доставка по-новому 20 апреля 2018



Человек — такое ленивое животное, которое очень любит комфорт, получать всё сразу и поскорее. И на этих наших свойствах построен бизнес астрономического количества компаний, предлагающих всевозможные услуги. В том числе, услуги по доставке еды.

Человеку, который впервые придумал доставлять за деньги готовые блюда, нужно поставить памятник: не нужно никуда идти, что-то готовить самому, тратя на это немало времени и сил. Причём сегодня самостоятельные шедевры кулинарии могут обходиться дороже, чем готовые и с доставкой на дом. Многие десятилетия пиком высоких технологий в этой сфере был заказ по телефону. Потом появился интернет, и заказывать еду к своему порогу стало ещё удобнее. Но технологии и выдумка желающих обогатиться на человеческой лени не стоят на месте. Что ещё интересного придумано, чтобы можно было с минимум усилий порадовать желудок?

Сейчас кафе или ресторану уже мало просто предложить услугу доставки своих блюд. Конкуренция в сфере общепита велика, а когда дела в экономике идут не очень, люди начинают экономить на таких приятных вещах, как заказ на дом мидий в сливочном соусе из ближайшего ресторанчика. К тому же заведения общепита часто становятся заложниками своего местоположения: жители окружающих домов могут не обеспечивать необходимой для выживания выручки, предпочитая закупаться в низкосортных сетевых продуктовых магазинах. Так что чем больше потенциальных клиентов узнают о твоей забегаловке, тем больше вероятность пережить тяжёлые времена. Поэтому и возникают сервисы, предлагающие доставку блюд из различных заведений, многие из которых никогда бы не охватили большую аудиторию

Вслед за Икаром

Но такие сервисы — это, по сути, лишь результат грамотной оптимизации бизнес-процессов. С точки зрения технологий тут всё привычно: сайт и колл-центр для приёма заказов, база данных партнёров в разных городах и вышколенная курьерская служба. Куда интереснее проекты по доставке еды роботами и дронами. Хотя и дроны нам уже не в новинку: за последние годы в разных странах проводилось несколько экспериментов по доставке «винтокрылыми». Например, доставляли по воздуху еду американская компания 7-Eleven и вездесущая Amazon (впрочем, у последней планы гораздо шире).

Компания Foodpanda, предлагающая услугу доставки еды двух десятках стран, в марте прошлого года пообещала в скором времени организовать доставку дронами в Сингапуре. Согласно расчётам, «летающие официанты» помогли бы сократить длительность выполнения заказов в среднем с 60-70 минут до 30. Увы, но пока что Foodpanda не удалось доказать слова делом. Новозеландское подразделение Domino’s Pizza тоже отметилось промороликом с дронами-пицценосителями, но почему-то дальше этого дело не пошло, хотя в Новой Зеландии сейчас разрешена коммерческая доставка дронами.



У нас тоже три года назад «Додо Пицца» попробовала такой инновационный способ доставки. Увы, но на экспериментах пока всё застопорилось. И причин тому множество, от технологических до социальных и юридических.



В России всё больше ужесточаются правила пользования дронами: каждое устройство тяжелее 250 грамм должно быть зарегистрировано, на каждый сеанс полёта необходимо заранее подавать заявку с указанием маршрута, и так далее. К тому же в городах для дронов несметное количество препятствий — провода, птицы, столбы, деревья, плотная застройка, не говоря уже о трудностях и рисках при посадке. А уж какое это раздолье для злоумышленников всех мастей — замаскировать свой девайс под дрона ближайшей забегаловки, и делать свои тёмные дела у всех на виду. Наконец, жителям верхних этажей вряд ли понравится, что мимо их окон курсируют дроны с коробками: «А может он в это время через окно меня голым снимает?!». Нет пока решения и для проблемы краж и вандализма в отношении дронов. Кстати, обратите внимание, что в обоих предыдущих роликах дроны не садились, а спускали груз на бечёвке. Это уменьшает риск аварии при посадке и вероятность кражи дрона ушлым покупателем или прохожим.

Тем не менее, возможность сэкономить на зарплате курьерам и увеличить скорость доставки заставляет бизнес активно лоббировать доставку дронами. А мы, любители вкусно поесть у себя на дому, ждём и надеемся. Как ни крути, а дроны - воздушные, наземные и водные - это неизбежное будущее, которое нужно не отрицать, а начинать «осваивать». К счастью, у нас с этим не всё глухо: в январе этого года Минтруда официально зарегистрировал профессию «Оператор беспилотного летательного аппарата». Также до конца 2018 года планируется проработать законодательную базу для легализации грузовых перевозок дронами. Вряд ли в ближайшие годы нам стоит ожидать появления автоматических дронов-официантов, как у Amazon, но всё начинается с малого.



Твари земные

Роботам и дронам подвластно не только небо. Кто сказал, что доставлять вкусняшки можно только по воздуху? Уже есть ряд проектов по созданию роботов-курьеров. Например, робот, созданный стартапом Starship, похожий на гибрид мультиварки и лунохода, способен не только доставлять пироженки по окрестностям, но и выполнять роль вашего персонального носильщика. Он умеет приезжать в назначенное место по расписанию, а также следовать за хозяином как верный шерпа.



Кстати, Starship совместно с Mercedes-Benz предложили интересную идею: в обычный микроавтобус загружается несколько роботов, машина приезжает в какой-то район, роботы выезжают по аппарели, развозят заказы по близлежащим адресам и автоматически возвращаются в микроавтобус. Прекрасное воплощение идеи ракеты-носителя с разделяющейся боеголовкой.



У компании Yelp есть сервис с говорящим названием Eat24. Совместно со стартапом Marble они реализовали экспериментальную доставку еды большим роботом-комодом на колёсах.



Заказав доставку, вы дожидаетесь робота, вводите на клавиатуре присланный вам код и достаёте вожделенную пищу богов. После чего устройство отправляется по следующему адресу — ведь в нём может ехать сразу несколько заказов.



Схожую концепцию реализует в своём роботе-курьере и стартап Dispatch, который в прошлом году привлёк через краудфандинг $2 млн.



Австралийское подразделение Domino’s Pizza в прошлом году представило робота DRU — Domino’s Robotic Unit — автоматическое устройство для развоза пиццы. Хотя это больше похоже на разовую промо-акцию, однако робот выглядит вполне работоспособным вариантом. А уж по дизайну самый приятный среди всех роботов-официантов.



Конечно, наземные роботы лишены многих недостатков, свойственных дронам. Но при этом они гораздо уязвимей. Во многих городах и весях сначала украдут сумки из роботов, потом снимут с них шины, а пустые ёмкости набьют мусором. Или пьяные гопники будут на них кататься. Трудно не согласиться с тезисом, что роботы-официанты пока что годятся для использования только в социально благополучных районах, закрытых посёлках и отелях.