Что носит хорошо одетый мужчина. Научный подход к выбору одежды. 1585 дней назад (19 июня 2014)

Вы удивитесь, но о тенденциях в мире мужской моды, о методиках грамотного подхода к выбору одежды самых различных направлений и стилей вам расскажет не кто иной, как кандидат политических наук, кандидат юридических наук, доцент, автор более шестидесяти научных работ в области публичного права и этнополитологии, учебников по муниципальному и избирательному праву, — Максим Цапко. Специально для вас он сделает анализ самых распространенных ошибок и даст ценные советы, которые помогут вам не затеряться в водовороте ценников, рекламы и брендов.



Начиная разговор о научном подходе к выбору одежды, хочется обозначить/представить себе определенные рамки, границы обсуждения. Можно, безусловно, расценивать написанное как некоторую версию введения, начала цикла. Но в нашем мире высоких темпов и короткой памяти любое введение быстро превращается в послесловие к ненаписанному.
Оговорюсь о научности. Здесь не будет сентенций специалистов легкой промышленности, историков костюма и психологов. Будет попытка рационального взгляда на необходимое и достаточное. Критерием истины будут десять лет практики, наблюдений и экспериментов. Задачами — описание прагматичного подхода, поиска компромиссов между ценой, «престижностью» и «модностью», универсальностью и утилитарностью.



 


Наши задачи
Начнем с краеугольного камня — цены. 
В былые времена лишь узкий круг людей был посвящен в страшную тайну ценообразования. Благодаря этому заговору молчания граждане расставались с немалыми суммами, укрепляя финансовое положение малого и среднего бизнеса и стимулируя экономику своих городов, но сегодня, когда интернет-поисковики и интернет-магазины дают знания и альтернативу, встретить разумную цену в обычном магазине стало намного проще.
Более того, поиск компромиссов в нашем случае означает долгосрочные вложения, поэтому распродажа как способ рационализации расходов приветствуется.

О моде и дресс-коде
Мода иррациональна. В стародавние времена она задавала четкие правила внутрисословного соревнования. Благородные доны времен Сервантеса мерялись брыжами, версальские вельможи — красными каблуками и тростями, а коллеги Патрика Бэйтмена — галстуками и визитными карточками.
Но уже в XIX веке на арене появляются Теофиль Готье, Барбе д’Орвильи и прочие Оскары Уальды. Появляется сначала вычурная, а позже — утилитарная индивидуальность. Сословные и ситуационные дресс-коды сдают позиции, и сегодня держат оборону в сверхузком формате для избранных. Но и туда вторгаются один за другим оригиналы и революционеры в рваных джинсах и флуоресцентных бабочках. Правда, вторгаются уже лет тридцать, но это уже другая история.
В определенных кругах требования к гардеробу жестко устанавливаются всяческими «корпоративными дресс-кодами», чем дольше в обществе существуют подобные явления, тем большим количеством негласных правил и ограничений обрастают и без того строгие правила.
Но иногда есть примеры традиций «юзер-френдли», например, распространенная среди американской профессуры традиция носить немнущиеся слаксы и твидовые пиджаки, шерстяные пуловеры, полосатые и клетчатые сорочки, иногда украшая ансамбль галстуком-бабочкой. Когда я впервые увидел таковых вблизи, был немало удивлен их соответствию тиражированному кинофильмами образу. Нельзя сказать, что хорошо смотрелось, но для поездок в далекие края удобно.
Рациональным является консенсус: моде необходимо осмысленно следовать тогда и только тогда, когда становится модным консервативный элемент, узор или предмет гардероба. Подчеркну: действительно консервативный, а не то, что принято называть классическим. Ведь и клеши «стали классикой», и по отношению к галстуку-боло приходилось подобное слышать. И это должна быть именно консервативная версия, а не вариация. 




  


Пример. Несколько лет назад стал популярен десятилетиями считавшийся консервативным (в просторечии — старперским) узор аргайл, разновидность шотландского тартана, а именно — один из тартанов клана Кэмпбелл. Помните, мелькавшие повсюду разноцветные ромбики? Те, кто, воспользовавшись случаем, пополнили запасы добротными шерстяными вещами, продолжают восприниматься как обладатели качественного гардероба, а вот те, кто повелся на вариации, выглядит сегодня как потерявшийся во времени арлекин. Таких, кстати, все меньше. Вещи «недоношенными» отданы моли. Консервативные версии продолжают согревать владельцев.
Сегодня таким консервативным и, одновременно, модным элементом, выступают классические ботинки со слепой перфорацией — броги и полуброги. Недавно их начали носить продвинутые личности, но не прекратили носить те, чья продвинутость реализовалась во времена первых полетов в космос.
Есть и другие примеры. Классический плащ, который любители смузи и митболов предпочитают называть тренчем. Войдя в обиход еще с легкой руки лорда Китченера, это изобретение Томаса Бёрберри не утрачивает актуальности уже сотню лет. Твидовый пиджак, который первоначально был спортивной и прогулочной одеждой, уверенно занял место за университетской кафедрой, не утратив, по большому счету, первоначального назначения.



Гардероб: структурно-функциональный анализ
В центр мужского гардероба принято помещать костюм. Широко известны и бесспорны его базовые варианты — темно-синий с пиджаком на двух пуговицах и темно-серый — на трех. Есть мнение, что президентам государств и участникам протокольных встреч синий обязателен. Остальные могут обойтись темно-серым. Мужские журналы и сайты в свое время поднаторели в таблицах и схемах составления делового гардероба. Это легко найти на просторах сети, не будем останавливаться на костюме и ошибках его выбора прямо сейчас.
Сергей Петрович Капица говорил, что костюм дисциплинирует и внутренне организует мужчину. Примером этого он называл существовавшую когда-то традицию английских радиоведущих вести программы в смокингах.
Впрочем, в наше динамичное время костюм проигрывает пиджаку.




  


Про пиджаки
Так, в центре моего гардероба находится именно пиджак. Думается, это разумно для всех, кто не обременен в унылой повседневности необходимостью строгой формальности. А таких граждан становится все больше. Замечу, это еще и первый шаг для юноши, обдумывающего житье и вынужденного самостоятельно выбирать тряпье. Сколько искаженных болью юных лиц отражалось в зеркалах примерочных перед выпускными и свадьбами. Если нет привычки к пиджаку, свеженадетый костюм всегда будет некрасив. Даже если в магазине, собрав телосложение в кулак, будущий счастливый обладатель уверен, что нашел искомое.
Так что пиджак — это не только необходимый в ряде случаев предмет гардероба, это еще и тренировка начинающих карьеристов, функционеров и франтов. Шутка.
Правильный пиджак — это альфа гардероба. Бывает, что стоит задача экономии средств, например, на некоторых стадиях развития бизнеса. Если есть возможность купить только одну вещь высокого уровня, пусть это будет именно пиджак. Экономия на пиджаке будет заметнее всего.
Рассмотрим пиджак. Наиболее универсальным, а также подходящим начинающим будет пиджак из грубой непритязательной ткани (что совершенно не означает, что он будет дешевым). Это твид или вельвет. Темных базовых цветов. Твид проще сочетать с брюками и галстуком, вельвет — с обувью, имеющей несколько спортивный вид, или даже с кедами. Но, в принципе, можно ориентироваться на личные предпочтения.
Нельзя сочетать вельветовый пиджак с вельветовыми джинсами или вельветовыми брюками других цветов. 



С тонкими шерстяными классическими брюками он может выглядеть не очень хорошо.
Более высокую ступень занимают классические пиджаки из шерсти, особенно если эта шерсть имеет маркировку s’100, s’120 или s’150. Цифра означает, сколько километров шерстяной нити получается из килограмма шерсти. Такая ткань меньше мнется, дольше не теряет форму, ее сложнее испачкать. Неплохи однотонные варианты, возможны клетчатые, особенно если узор фактурный и не бросается в глаза. Чем сложнее расцветка пиджака, тем сложнее подобрать под него рубашку, это очевидно. Очевидно и то, что разнообразие нужно искать в деталях, а не в нескольких базовых вещах.
О покрое. Вычурный крой, широкие и заостренные либо зауженные лацканы, эксперименты с карманными клапанами лучше оставить для третьего, пятого и прочих пиджаков. Или не начинать. Двубортный крой — для блейзеров.
Для грубых тканей вполне подходит центральная шлица, всем остальным — лучше две боковые. Это важное место требует неусыпного внимания хозяина: не должно оттопыриваться уже на стадии примерки, должно быть в порядке и в дальнейшем.
Не менее важно обращать внимание на следующее. Широко известны требования к не чрезмерной длине рукавов и отсутствию вертикальных складок на спине у подмышек. Но, к сожалению, часто встречается пренебрежение к области ниже воротника и между лопаток. 




  


А там часты горизонтальные складки, придающие владельцу вид человека, не следящего за осанкой. Вначале их там может и не быть, но рано или поздно они появляются. Борьба с их появлением — это главный побудительный мотив к использованию так называемой вешалки-плечиков. Если все запущено, в хорошем ателье складки могут подобрать под воротничок. Впрочем, это нюансы. А вот модные в последние годы кургузые курточки, где длина пиджака явно не соответствует норме — печальная реальность.
А вот для того, чтобы изделие радовало или огорчало вас спустя годы, очень важно обращать внимание на то, пришита или приклеена подкладка, как аккуратно сделаны внутренние швы, как подшита изнанка воротничка. Недостатка в памятках и даже видеогидах в наше время нет. Предупрежден, значит — вооружен.


Поскольку на голое тело пиджак не наденешь, следует разрешить вопрос — что под ним. Правильно подобранная сорочка или водолазка, либо — очередная ошибка. Но было бы нелепо не закончить первую часть на самом интересном месте, не правда ли?
Итак, в структурно-функциональном анализе мы сделали только первый шаг. Остается еще немало важных элементов. Есть даже считающиеся «самой говорящей частью внешности», «лицом элегантного человека», «глядя на которые, можно всё сказать о мужчине» (нужное подчеркнуть)... Однако это уже другая история.

Комментарии

0
0 12 августа 2014 в 16:48
123
0
0 12 августа 2014 в 16:48
234
0
0 12 августа 2014 в 16:49